ПРАВО НА СТАРОМОДНОСТЬ
В германском Касселе, года-то столице земли Гессен, а теперь — городе знаменитого международного форума современного искусства «Документа», открылась выставка когда-то киевской поэтессы, а теперь — немецкого фотографа Наталии Полищук. Экспозиция в муниципальном центре «Агатхоф» названа строчкой из Райнера Марии Рильке: «И ты узнаешь врачующую силу перспективы».
Наталия Полищук живет в Касселе с 1998 года и это уже вторая ее персональная выставка там. В городе, в дни «Документы», становящемся центром насыщенного новейшими веяниями contemporary art, она не боится демонстрировать работы очень традиционные по технике исполнения, без минимальной компьютерной обработки. А по сюжетности даже старомодные: в основном — пейзажи. Если верить социологии создателей соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида, воплощенной в их картине «Выбор украинского народа», отношение Полищук к пейзажу можно считать предопределенным ментально украинским вкусом: только ландшафты, только природа, никаких людей или даже зверюшек. В данном случае — ландшафты Касселя и его окрестностей, зачастую сфотографированные в водных отражениях. Хотя у Наталии есть циклы пейзажей Италии, Испании, Греции и, конечно, Украины, в экспозиции она решила ограничиться локальным патриотизмом.
Есть у Полищук и снятые крупным планом экзотические цветы и другая флора. Приапическому бесстыдству всяких пестиков еще в 1970-х отдал должное скандально известный американский классик Роберт Мэпплторп. Правда, в своих фотосериях он чередовал их с фаллосами натурщиков. Полищук же ограничивается растительной эротикой.
Нельзя сказать, что человеческая натура ее не интересует. В 2001 году Наталия Полищук приняла участие в проекте другого кассельского фотографа Нелли Штюмер «Грани одной женщины», представившем во множестве ракурсов и образов одну местную модель. Фотографии в стиле иллюстраций модных журналов и рекламы выставлялись в соответствующем контексте — в большом магазине оптики «Hess». Черно- белые «грани одной женщины» от Полищук выдают в ней внимательную потребительницу журналов «Vogue» 1980-х. Также госпожа Полищук занимается портретной съемкой — и на заказ, и для собственного удовольствия. Фотография — очень популярное украшение интерьера в Германии, а собственный художественный фотопортрет — почти обязательное. По наблюдениям Наталии, нынче у немцев стало модным фотографироваться эротически — в обнаженном виде. А эти портреты размещать в собственных спальнях и даже гостиных или дарить возлюбленным. Причем этой моде привержены люди вовсе не юного возраста и отнюдь не модельного сложения. И все они хотят быть красивыми, что дает Полищук хороший опыт работы с освещением, светотенью и ракурсом.
Кассельский искусствовед Любовь Цуфаль-Корсикова, специализирующаяся на постсоветском искусстве, относит творчество Полищук к так называемой «пекторальной» фотографии — не просто отражающей реальность, но преображающей ее с живописным эффектом. Это направление было развито в советском фотоискусстве, как лояльный по отношению к генеральной реалистической линии формальный уклон. Одна из ярких представительниц направления «пекторальной» фотографии, сперва советский, потом украинский и российский, а с недавнего времени — немецкий фотограф Рита Островская принимала участие в создании экспозиции Полищук.
Свою преданность природным красотами Наталия Полищук выводит не из консерватизма: «Я не против того, что искусство можно делать и на компьютере. Но мне интереснее контакт с природой без всякого цифрового внедрения. К пейзажу я отношусь, как к совершенно самостоятельной жизни — жизни некоего тела земли, живого и одухотворенного». И добавляет: «Цену себе я сложила давно. И заниматься по конъюнктурным соображениям не тем, что мне интересно, не хочу». Что ж, право на свободу творчества включает в себя право на старомодность. Хорошо, когда можно себе позволить игнорировать конъюнктуру, не боясь прозябания. А возможно это в социально защищенном обществе.