Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Преодолевая неправды. «Славянский сокол»

Продолжение цикла «Нестереотипные фигуры востока». «День» пообщался с потомком украинского поэта-романтика первой половины ХІХ века Михаила Петренко
04 августа, 11:35

До сегодняшнего дня сохранилось немного произведений Михаила Петренко, но на всех континентах мира помнят его песенный шедевр «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю», а строки некоторых стихов поэта сохранились в песнях «Ходить хвиля по Осколу» и «Взяв би я бандуру», которые стали народными. Михаил Петренко родился на Славянщине в 1817 году, но, без преувеличения, может быть современным воплощением украинской идентичности всего Донбасса.

К 200-летию со дня рождения известного поэта уже прошло немало памятных мероприятий, на славянской сцене (ЗОШ №13) впервые была поставлена драматическая дума авторства Михаила Петренко «Найда», по ее мотивам школьным художественным коллективом снят небольшой фильм «Найда, або Панська любов», переименовывают улицы, называют именем Михаила библиотеки, а в июле Национальный банк Украины ввел в оборот посвященную ему памятную монету. Все это — благодаря усилиям современных потомков рода Михаила Петренко и документалистов-исследователей его жизни и творчества. «День» спросил у праправнука поэта Александра Евграфовича ПЕТРЕНКО, кандидата химических наук, который в 2012 г. положил начало проекту «Идентификация Петренко», о сложностях возвращения имени автора «Дивлюсь я на небо...» в информационное пространство и раскрытии и популяризации настоящих документальных страниц истории рода. Ведь хочется, чтобы именно с такими именами, как Михаил Петренко, ассоциировалась и связывала себя новая возрожденная Донецкая область.

«У ПЕТРЕНКО — КАЗАЦКИЕ КОРНИ»

— Как давно вы начали исследовать свой род? Как у вас в семье сохранялась память?

— Реально документальными исследованиями я начал заниматься в 2012 году и сформулировал их как документальный Проект «Идентификация Петренко». Сначала планировалось изучение только своей родословной, но потом я понял, что открывается тема намного более широкая по содержанию. У меня в семье была информация, что наш родственник Михаил Петренко работал в судебных органах в Лебедине на Сумщине, но о том, что он был поэтом — речь не шла. Потом, когда я начал исследование, из архивных и литературных данных было документально подтверждено, что уездный стряпчий (прокурор) из Лебедина и поэт-романтик Михаил Петренко — это один и тот же человек. Скорее всего, он начал писать стихи в студенческие годы, вступив в 1837 году в Харьковский университет на юридический факультет. Из литературы известно, что Михаил Петренко со своими друзьями проводили в Харькове украинские вечера, которые тогда были популярны среди творческой молодежи. Хотя события тех времен происходили в Российской империи, некоторые будущие служащие разговаривали на украинском языке и популяризировали его. Все это очень современно и интересно сегодня, поэтому я и решил исследовать и такие аспекты бытия первой половины ХІХ века.

В исследованиях родословной я «дошел» до Даниила Петренко (ориентировочно 1687 г. р.), который был казаком Торской сотни Изюмского слободского казачьего полка и проживал в крепости Тор (старое название Славянска. — Ред.). Поэтому род известного поэта является не только древним, но еще и казацким. Может с крепости Тор он и начался, а может казаки Петренко переехали в эту местность из Сечи или других регионов. Планирую еще проводить исследование в направлении казацких времен, но это документально очень сложно, ведь фамилия Петренко среди казаков была очень распространенной, и конкретные данные найти трудно, но возможно.

«ИЗ-ЗА ПОИСКА СЕНСАЦИЙ ФАЛЬСИФИЦИРУЕТСЯ ИСТОРИЯ»

— С чем вы связываете частые ошибки, вымышленные истории вокруг персоны Михаила Петренко?

— Есть люди, которые осторожно использовали и выкладывали документально подтвержденную информацию, а есть и такие, кто, не разобравшись, начинал что-то трактовать и выдумывать. Примером этому, к сожалению, местные так называемые краеведы в Славянске. Где-то что-то услышали о каких-то Петренко, так они уже и родственники Михаилу. «Нашли» ему псевдородственников, в архивах — все, что находили о Петренко, которые проживали в Славянске в первой половине ХІХ века и позже, приписывали к его делу. Потом эти «исследователи», просто прикинув на глаз, «вычислили» мать, какого-то Николая Гаврииловича Петренко выдумали как отца Михаила. Таким образом они сконструировали «семью», у которой нет корней и нет потомков. Сделали себе «игрушку» и игрались ею более 20 лет. Это все можно назвать и «поиском сенсаций», но люди, которые этим занимались, не имели никакого отношения к исследовательскому процессу. Когда в их «схемах» возникали конкретные нестыковки — то «замазывали трещины», то есть фальсифицировали историю рода. Нельзя без документального подтверждения что-то утверждать, и это аксиома любого исследовательского процесса. Когда я обращаюсь в какое-то учреждение, например, в Минкультуры, то не прошу их бросить все и исследовать Петренко и его славянский период жизни. Прошу только от имени Министерства написать запрос тем местным славянским так называемым «краеведам», чтобы они показали хоть один документ, на основе которого распространяют эту болтовню о какой-то вымышленной семье каких-то Петренко. Нет ни одного такого документа, а эти «исследователи» бессовестно и, к сожалению, безнаказанно пытаются обманывать земляков и общественность, бездумно распространяя из года в год всякую сомнительную информацию о Михаиле Петренко и его роде.

Только из того, что говорили у меня в роду — можно книгу написать, но все это нуждается в проверке и документальных подтверждениях. Это моя принципиальная позиция, поэтому обнародовал только то, на что найдено документальное доказательство. Так, в Харьковском архиве был найден «Формулярный список о службе в славянской городовой ратуше» за 1828 год, в котором упоминается отец Михаила Петренко — Николай Дмитриевич Петренко. У него, в числе других детей, был сын Михаил, которому на 1828 год было 11 лет, то есть родился он в 1817 году. Есть еще много доказательств того, что Михаил Петренко, его реальные братья и сестры родились в семье Николая Дмитриевича и Марфы Андреевны Петренко и об этом уже упоминалось в статьях и книгах.

Мой дед, которого звали, как и меня, Александр Евграфович Петренко, родился в Геническе в 1886 году. В 2011 году в Крымском архиве мне помогли найти уникальный документ, который дает ответ на многие вопросы, связанные с генеалогической ветвью среднего сына Михаила Петренко — Евграфа. Кстати, у Михаила Николаевича было трое сыновей — Николай (1849 г. р.), Евграф (1857 г. р.), это моя ветвь, и Михаил (1861 г. р.). В крымском документе несколько раз прописано, что Евграф Михайлович из Лебедина, из дворян. Это уникальный документ, и я очень благодарен сотрудникам архива и Е.Каркач лично за то, что мне помогли в его поисках.

— Что уже сделано в рамках проекта?

— Самое главное то, что проводятся документальные поиски любой информации о моем роде не только в украинских архивах, но и за пределами страны. Что-то находим, исследуем, обнародуем...

 Много интересных материалов подано в новой книге, которая недавно издана в рамках Проекта «Идентификация Петренко» — «Михайло Миколайович Петренко. 200 років безсмертя» (2017). В рамках Проекта издано ранее несколько книг: первая — «Ідентификація Петренків» (2012), вторая — «Михайло Петренко: Життя і творчість» (2013, издали вместе с прапраправнуками Михаила братьями Александром и Дмитрием Редчук), потом вышла книга «Поет-романтик Михайло Миколайович Петренко (1817—1862)» (2015), в которой я собрал почти все, что удалось найти в газетах и книгах именно о творчестве Михаила Петренко с 1841 г. до конца 2014 г. Одной из последних статей было сообщение о том, что украинские астрономы (в частности к. ф.-м. н. Юрий Иващенко) назвали именем Михаила Петренко астероид. Также планируется вскоре издать сборник переводов стихов Петренко на языки мира (более двадцати переводов, инициатива газеты «Культура і життя» и главного редактора Евгения Букета лично).

Конечно, проект имеет отношение к большинству интересных событий, которые происходят где угодно и имеют отношение к Михаилу Петренко. Речь идет и о переименовывании улиц, и о юбилейной монете, и о маркированном конверте и тому подобное.

— Приоритетные вопросы, на которые пока не удалось найти ответ, «белые пятна» — это полная дата рождения поэта, его настоящий портрет и место захоронения в Лебедине. Правильно?

— Дата рождения, настоящий портрет, чем занимался Михаил по окончании университета (1841), потому что известно, что только в 1844 г. он пошел на службу в Харьковскую палату уголовного суда. Где он был и чем занимался? Есть некоторые идеи, но сначала нужно опять же документально исследовать, а затем уже и публиковать. Поиск места захоронения нуждается еще в некоторых документальных уточнениях, поэтому не будем спешить с этим вопросом, да и разным любителям «сенсаций» советую воздержаться от любых недокументальных предположений.

«ВОСПИТЫВАТЬ НАЦИЮ СЛЕДУЕТ НА ТАКИХ ПРИМЕРАХ, КАК МИХАИЛ ПЕТРЕНКО»

— Как происходит увековечение памяти поэта в Украине? Известно, что улицы имени Петренко есть в Славянске, Лебедине. В  2016 году в Харькове и Краматорске также появились улицы в его честь. В Славянске 2017 год объявлен «годом Петренко», инициировано присвоение местной библиотеке имени поэта, проводится ряд мероприятий. Каково ваше отношение к этому?

— Действительно, улица Петренко есть в городе Лебедин еще с 1993 года в результате переименования. Библиотека в Славянске была названа именем Михаила Петренко где-то три месяца назад. Что касается улицы в этом городе, то она якобы есть, но ее нельзя найти ни на одной карте, включая Google. Еще несколько лет назад этим вопросом занималась Неля Штепа (одиозного экс-мэра сейчас судят по обвинениям в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. — Ред.). Она стремилась назвать именем поэта-романтика улицу, на которой будет именно ее дом. Но де-факто улицы нет — на ней сейчас 2 или 3 дома. И когда в феврале 2017 года в городе работала комиссия по переименованию улиц, то те же люди, которые якобы уважают Петренко, так и не назвали его именем какую-либо улицу, потому что формально якобы она уже есть. Хотя для размышлений — в городе есть бульвар и улица Пушкина. Два объекта, причем бульвар Пушкина проходит как раз там, где проживала семья Петренко. Почему бы не переименовать одну из них? Уважительное отношение к истории и славянскому периоду жизни Петренко и память человеческая — главный памятник поэту-земляку. Очень надеюсь, что эта тема будет интересна для молодежи и будет иметь продолжение.

В  2016 году в Харькове и Краматорске также появились улицы в его честь, в 2017 году КГГА приняла решение о названии именем Михаила Петренко новой улицы в Голосеевском районе столицы.

Да, в Славянске 2017 год объявлен «годом Петренко», но что кроме этого так называемые местные краеведы сделали в его честь?

Провели сомнительный «научный семинар», продолжают распространять всякую ахинею о Михаиле и его родителях, подключили к своему «делу» двух портретных иногородних аферистов... Этого достаточно, чтобы полностью понять, как они уважают Михаила Петренко и зачем он им.

Фигура Михаила Петренко является нетипичной для востока, разрушает стереотипы. Раньше казалось — уголь, терриконы, индустрия, но сейчас на первый план в ассоциациях выходят и духовные и культурные ценности. Сегодня, и это не только Донбасса касается, но и всего государства, это и призыв к СМИ — нужно воспитывать нацию, культуру нации, и примером для такого воспитания может быть и Михаил Петренко.

— Какие мероприятия, по вашему мнению, нужны, чтобы популяризировать фигуру Михаила Петренко, его творчество? Ведь некоторые до сих пор даже песню «Дивлюсь я на небо...» считают народной?

— Мне повезло брать интервью у известного певца Дмитрия Гнатюка, для которого эта песня была одной из самых любимый. Он признался, что не знал об авторе этих стихов. Многие харьковчане, например, думают, что эти стихи написал Тарас Шевченко... Это не проблема, но показатель того, что о Михаиле Петренко нужно больше рассказывать соотечественникам и, главное, есть что рассказывать.

Воспитание нации — это не дело Петренко, а дело государства. Государство должно обращаться к исследователям, чтобы получить достоверную информацию и действительно воспитывать людей на принципиальности, последовательности, документализме, научности и т.п. Конечно, это парафия Министерства культуры. Кстати, Михаил Петренко был не только поэтом, но и уездным прокурором, поэтому к популяризации его жизни и творчества могла бы подключиться еще и Прокуратура Украины, но, конечно, не как карательная инстанция.

В школах иногда изучают творчество Петренко, чаще это происходит на уроках внеклассного чтения, но одновременно с этим ложная, фальсифицированная история о Михаиле Петренко все еще «путается под ногами» много десятилетий. Педагогов нужно учить быть принципиальными и работать с документами, обращаться к новым материалам исследований. Вот тогда украинцы и узнают больше о своем поэте-романтике, и нация станет немножко другой. Будьте уверены, это так.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать