Перейти к основному содержанию

Преподаватель Павел Салыга — о рождении практиков

Об эффективности учебы на реальных заказах, творчество вопреки системе высшей школы и феномен существования университетов
14 ноября, 12:39
Павел САЛЫГА

С опытом преподавания приходит печальное осознание неэффективности системы высшего образования. И дело даже не в отсутствии нормальных технических средств учебы или неадекватности некоторых преподавателей. Дело — в стратегических моментах! Например, в отсутствии мотивации тех, кто приходит учиться. Особенно сложно стало работать после введения ВНО. «Элитные» университеты стали укомплектовываться «золотыми медалистами». Чаще всего им начхать на получение опыта, а вот борьба за оценки — привычное дело.

Жаль, что в структуре нашего образования отсутствует звено колледжа. Абитуриенты должны были бы приходить в университеты с опытом и приобретенной профессией. А сегодня мы получаем две крайности — или университет, пытаясь дать практические знания, приближается к уровню ПТУ, или остается на теоретическом уровне, но студенты не получают практических знаний. Это же так типично, когда юристы и экономисты работают официантами или менеджерами.

Я решил, что нужно дать студентам возможность получить практические навыки и профессию. Поэтому я усиленно взялся за разработку новых учебных программ. Оказалось, что не так просто передавать практические знания, которые ты понимаешь интуитивно. Потому что, одно дело быть дизайнером, а другое — дизайнером-педагогом. Я не дипломированный учитель, но взялся за эксперименты с преподаванием.

Я отказался читать то, что не имеет никакой практической пользы. Это достаточно легко сделать, если есть опыт реальной работы. Ты понимаешь, что тонкости «научной парадигмы» и другой теоретический «белый шум», который продуцируют 110 тысяч кандидатов и докторов наук (статистика за 2010 год) не приблизят студентов к успеху и реальному трудоустройству. Поэтому мы концентрировались на практике, даже когда у меня были теоретические курсы, я пытался там рассказывать что-то полезное.

Я перенес на преподавание схемы управления коммерческих фирм, в которых я работал до университета. Приучал студентов работать оперативно и эффективно. Они должны были делать не один идеальный макет в месяц, а десятки вариантов посредственных макетов за пару. Потом, когда я узнал, как преподают графический дизайн в других вузах, я был шокирован, насколько размерено там учили. Много из них еще до сих пор имеют практику, где группа (приблизительно 15 студентов) целый семестр делает одну газету. Мы же делаем газеты еженедельно.

Мне удалось победить апатию и отсутствие мотивации в некоторых студентах, когда я начал собирать их в малые группы вне учебы и делать реальные проекты. Возможно, детям в школе прививают ненависть к работе в классе, и они даже наиболее интересную идею воспринимают с инстинктивной ненавистью. Но стоит выйти за пределы аудитории, как студенты начинают работать лучше. Целеустремленным детям, которые действительно хотели бы чему-то научиться, в больших группах (по 15 человек, а где-то и по 30) мешают их коллеги. Это «пассажиры», которые ошиблись в выборе будущей профессии и только мечтают досидеть до V курса, и отличники, которым вообще все равно, что изучать, — лишь бы оценки были хорошими.

Вместе со своим коллегой Алексеем Ситником мы основали в университете несколько газет и сайтов, куда вербовали студентов для работы и учебы одновременно. Для этих проектов им придется брать интервью у известных людей, проводить расследование и, что важнее всего, их тексты и фото публикуются, их читают и комментируют. Это качественно отличается от типичных задач в наших университетах, а la «возьмите интервью друг у друга, напечатайте на принтере и выбросьте его после пары».

Вершиной моих экспериментов с учебным процессом стала студенческая дизайн-студия «Dezaici». Там мы собрали лучших студентов, которые хотели углублено изучать графический дизайн на практике. Как дизайнер-практик я получаю много заказов, за которые не берусь: они или социальные (то есть за них не платят), или они мне неинтересны. Мы с моим коллегой решили передавать эти заказы студентам — при условии, что они самостоятельно будут общаться с заказчиками. В результате все оказались довольны: у студентов — реальная практика, у заказчиков — выполненная работа, а у нас растет клиентура.

В этих проектах мы могли передавать опыт людям непосредственно, нам не нужно было равняться на группу «пассажиров», отличников или двоечников. Но важнее всего то, что они получали опыт общения с реальными людьми, заказчиками, читателями и т. п. Фактически умение адекватно общаться с заказчиком или работодателем — 50% успеха дизайнера, а этому в университете не учат.

Я преподаю в КНУ также курс фотографии. Как-то дал задание — проиллюстрировать статью. Я похвалил одну девушку, подобравшую нестандартную фотографию, и поставил ей хорошую оценку. Но нужно осознавать, что в реальной жизни в 95%  пройдет самая попсовая иллюстрация, потому что «нужно, чтобы даже самые тупые читатели ее поняли». Я «плачу» за работу студента эфемерными баллами, которые не имеют никакой стоимости. А если бы я продавал эти работы, я бы дважды подумал, смогу ли я продать креативный дизайн кого-то из студентов, или лучше сделать «попроще».

Сейчас я вижу, что для постижения профессии дизайнера не нужен университет. Диплом о высшем образовании требуют, разве что, государственные учреждения. Основным критерием приема на работу является портфолио и оперативность выполнения тестовой задачи. Многим моим студентам было бы намного удобнее учиться в формате экспериментальной студии дизайна. Каждый сам бы понимал, сколько ему нужно учиться, и когда придет время пойти работать. Работа — это единственный качественный учитель.

Самый лучший совет тем, кто хочет выучить дизайн — пойти работать, вместо того, чтобы пять лет по ночам копипастить рефераты. А потом полдня сидеть и слушать о гении Шевченко и научную парадигму — длинные лекции, которые можно прочитать в интернете за 15 минут, если вообще их стоит читать.

Если же и нужно реформировать систему высшего образования, то я бы сделал то, что может, очевидно, улучшить процесс и освободить большинство студентов от мук ненужной для них учебы.

1. Запретил бы абитуриентам вступать после школы, без профессионального образования или опыта работы по специальности.

2. Оставил бы 10% от всех вузов. В других 90% удалил бы почти все теоретические дисциплины и превратил бы их в колледжи с трехгодичным сроком обучения.

3. Поднял бы зарплату преподавателям, чтобы привлечь к работе в университетах профессионалов. Сейчас зарплата в большинстве вузов просто мизерная.

4. Позволил бы студентам лично выбирать курсы для изучения. К сожалению, в Украине еще до сих пор действует старая система, при которой курсы для студентов определяются университетом.

5. Запретил бы вступать абитуриентам без Advanced уровня английского языка.

Конечно, существует много профессий, которые невозможны без 5-6 годов стационара, — врачи или, например, инженеры. Все, о чем я рассказываю, не касается такого рода специалистов.

Как-то я нашел свой студенческий конспект по этнопсихологии и удивился, насколько он был интересен. Однако, когда я был студентом, я не понимал этого. Моим единственным желанием было сдать без проблем сессию и забыть о ней на полгода. Если бы мы могли внести изменения в систему высшего образования, выиграли бы все. С одной стороны, 90% молодежи получило бы рабочую специальность, вместо того, чтобы «отсиживать» 5 лет, и дальше не практиковать формально полученную профессию. С другой стороны 10% получило бы очень качественное образование в элитных вузах — от самых лучших преподавателей.

11 ноября 2013 года, «Велика Ідея»

Павел САЛЫГА — графический дизайнер, преподаватель, основатель экспериментальной студии графического дизайна Dezaici. Сегодня обучает студентов быть практиками в КНУ имени Т. Шевченко и КНУКиИ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать