Приключение на Речном вокзале
История короткого путешествия в прошлое, случившегося в центре Киева
У Почтовой площади всех подряд хватают за руки промоутеры и тянут «покататься на теплоходике». До 1 ноября ежедневно по Днепру курсируют прогулочные суда. Прекрасные виды Киева контрастируют с плохой музыкой на борту, а соленый запах воды — с «ароматами» чипсов и пива. Но несмотря на все недостатки, речные теплоходы ежедневно перевозят много людей — в выходные сотни любителей прокатиться.
При таких масштабах дела отдельного Речного вокзала в Киеве нет — билеты обычно покупают с рук. То есть, вокзал есть, но с 2012 года он закрыт на реконструкцию. Недавно, в теплый осенний выходной, фотографу «Дня» удалось попасть внутрь вокзала. Там все, кажется, застыло в советской эпохе. Едко-голубые облупленные стены украшены мозаиками с ударниками социалистического труда на заводе, за политической агитацией, на пляже.
КРУГЛАЯ БАШНЯ В ЦЕНТРЕ ВОКЗАЛА НАПОМИНАЕТ МАЧТУ ПАРУСНИКА. В ЭТОМ ПОМЕЩЕНИИ КОГДА-ТО РАБОТАЛА АППАРАТУРА ДЛЯ СВЯЗИ, СИГНАЛИЗАЦИИ И ОСМОТРА ФАРВАТЕРА
Со старых времен осталось расписание движения теплоходов «Ракета» и «Метеор» — пассажирских речных судов на подводных крыльях. Конечные пункты назначения — Мозырь и Чернигов. Цены указаны в рублях. Например, взрослый билет до Чернобыля стоил три рубля 60 копеек, детский — вдвое меньше. Красивая винтовая лестница, ведущая на крышу.
ЖИЗНЬ ПРОБИВАЕТСЯ ВСЮДУ. КУСТИКИ И ДЕРЕВЬЯ СВОБОДНО ПРОРАСТАЮТ НА КРЫШЕ ДАВНО ЗАБРОШЕННОГО ЗДАНИЯ
...И снова Речной вокзал пустует. Внешне, кстати, здание выглядит вполне прилично. Старый энциклопедический справочник «Киев» сообщает, что вокзал был построен в 1957—1961 гг. по проекту архитекторов Вадима Гопкало, Вадима Ладного, Григория Слуцкого и других. Украсили интерьер мозаиками художники Эрнест Котков, Валерий Ламах и Иван Литовченко. Со стороны Днепра здание имеет четыре этажа, со стороны Почтовой площади — два. В центральной части вокзала есть круглая башня, напоминающая мачты парусных судов. В этой башне когда-то работала аппаратура для связи, сигнализации и обзора фарватера. На первых двух этажах здания находились административно-хозяйственные службы, кассы, камера хранения. На третьем и четвертом этажах была «зона отдыха» с почтой, рестораном и кафе.
СТЕНЫ ОБЛУПИЛИСЬ, А МОЗАИКИ ДО СИХ ПОР ЯРКИЕ. В ИНТЕРЬЕРАХ ВОКЗАЛА МОЖНО УВИДЕТЬ УДАРНИКОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, ПОЛИТИЧЕСКИХ АГИТАТОРОВ, ОТДЫХАЮЩИХ И ДАЖЕ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО
Сейчас вокзал находится в частной собственности. Пару лет назад представили его концепцию как торгово-развлекательного центра с бутиками, галереей, рестораном. Что стало с той идеей, интересна ли она для владельца сегодня — неизвестно. Каких-то практических действий по реставрации здания не происходило — так и стоит закрытое и заброшенное. Рядом идет реконструкция Почтовой площади, ходят строители, гуляют мамы с малышами, проплывают десятки судов, а внутрь вокзала попадают разве что редкие искатели приключений. Конечно, хочется, чтобы красивое и «молодое» здание снова ожило.
ПАС — ОБЩИНЕ. НЕСКОЛЬКО ЛЕТ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ, ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, СТОИТ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ И ПОТИХОНЬКУ РАССЫПАЕТСЯ. ВОЗМОЖНО, ГОРОЖАНАМ СТОИТ ЗАСТУПИТЬСЯ ЗА ПАМЯТНИК
Торговых центров в Киеве — хоть отбавляй. И, очевидно, хорошо было бы создать в помещении Речного вокзала публичное креативное пространство. Чтобы в здании с видом на Днепр работали творческие предприниматели, проводили лекции и дискуссии, показывали кино. Хотя бы этаж выделили на такие «общественные потребности» — было бы здорово! Интересно, что для этого может сделать общественность?
Выпуск газеты №:
№192, (2015)Section
Общество