Перейти к основному содержанию

Прикоснись к истории с Юрием Шаповалом

26 сентября, 16:28

Юрия Ивановича знают не только те, кто умеет слушать украинское радио (теперь уже и в разных странах) с помощью компьютера. Его знают в самых отдаленных украинских селах, конечно, там, где еще работает проволочное радио, или, попросту, «брехунець». Об этом я узнал недавно, побывав в нескольких степных селах, забытых Богом и людьми. И когда там, «в степях», заходила речь о Юрии Шаповале, меня с приятной улыбкой переспрашивали: «Но разве же это — тот же Шаповал, который ежедневно ведет передачу «Мить історії» на Первом национальном радиоканале? Интересно интересно...»

Несмотря на это, труды Юрия Ивановича хорошо знают его коллеги           — специалисты-историки и в Великобритании, Канаде, Австрии, Латвии, Австрии, Чехии, США, Франции, Польше... Одно слово, пан Шаповал не принадлежит к тем маститым сущим отечественным ученым, которые, почивая (иногда с апломбом) на докторско-профессорских «лаврах», забывают поделиться своими значимыми наработками с простым народом, а охотно, любым способом, передает другим. Пускай через телевизионные программы, радиопередачи или газетные публикации. Не говоря уже о том, что Ю. Шаповал — автор и соавтор множества изданий и книжек, в которых раскрываются тайны нашего безжалостного и кровавого прошлого, со времен провозглашения УНР, становления УССР и до сих пор. Весьма интересный и познавательный в его новой книге раздел «Сюжети та характери», в котором идет речь о Владимире Винниченко, Сергее Ефремове, Александре Шульгине, Мыколе Хвылевым, Александре Шумском, Мыколе Скрыпнике, Петре Григоренко, Василе Стусе. Многие из этих материалов когда-то впервые были обнародованы на страницах газеты «День».

Упомянутым разделом «Сюжети та характери» и начинается новая книга Юрия Шаповала с красноречивым названием «Торкнутися історії». Эта книга посвящена действительно злободневным проблемам нашей более древней и совсем недавней истории, преисполненной не только «белых пятен», но и противоречивых интерпретаций и непростых вопросов, на которые нелегко найти убедительный, а главное — приемлемый для всех ответ. Что стоит за феноменом Украинской Повстанческой Армии и почему суждения о ней настолько поляризованы? Почему не исчерпывается интерес к сталинской эпохе и какой механизм заметной здесь и там ресталинизации исторического сознания? Что приобрела и что потеряла Украина за годы, минувшие со времени провозглашения независимости в августе 1991 года? Имеет ли Украина собственную политику памяти и чем может быть полезен опыт других стран в осуществлении такой политики? На эти и многие другие вопросы Юрий Шаповал пытается ответить своей книгой, органично совмещая проблемный подход с очерково-повествовательным. Немало ее сюжетов читается как увлекательный детектив. При этом важно, что автор наполнил книгу интересным, иногда малоизвестным и неизвестным широкой общественности иллюстративным материалом.

 ...Знаем, что в 1961 году в Киеве произошла катастрофа, которая забрала жизнь полутора тысяч людей. Вспоминая об этом, Юрий Шаповал пишет: «Тогда и начали вполголоса говорить о мести Бабьего Яра, поскольку за 11 лет до того, в марте 1950 года, начались работы, как шла речь в одном официальном документе, по замывке отрогов Бабьего Яра, благодаря чему можно будет между Лукьяновкой и Куреневкой наладить удобное транспортное сообщение». Показательно то, что на ближайших к Яру кирпичных заводах земляные породы смешивали с водой и в виде пульпы отводили по трубам в Бабий Яр.

«Почему решили заполнить Бабий Яр пульпой?» — интересуется автор. И получает «максимально честное и ужасное в своей простоте объяснение» из уст бывшего сотрудника киевского уголовного розыска Виталия Коломийца: «По ночам мародеры с лопатами раскапывали стотысячную могилу и вытягивали на поверхность останки расстрелянных в поисках драгоценностей. Чтобы прекратить это... и должным образом увековечить память погибших, горсовет принял решение с помощью земснарядов или водометов намыть и заполнить Яр песком и почвой, а затем посадить парк и поставить памятник. Но, очевидно, не все учли проектировщики — Бабий Яр стал быстро заполняться пульпой и на исходе 1960 года превратился в огромное болото...»

И, в «огромное болото» до 1961 года намыли 4 млн. куб. метров почвы, из них в отрог под № 3, где произошла авария, — 3 млн. 191 тыс. кубических метров; слой намыва достигал 30 метров. Вместо бетонной дамбы, вопреки всем правилам, почему-то построили дамбу земляную. При этом дренажная система практически не действовала.

Юрий Шаповал обоснованно объединяет Бабий Яр и Куреневскую катастрофу в одну трагедию. Всеукраинскую! Приводит причины и следствия. Только, следовало бы не наступать уже на те же грабли, аргументировано замечает автор.

Что касается следующих разделов книги, то Ю. Шаповал с присущей ему широтой заинтересованности историка-исследователя во втором разделе «Подорожі з історією» делится своими впечатлениями о рабочих поездках в Лейпциг, Москву, Варшаву, Париж, в Испанию, анализирует тамошнюю историю, сравнивает ее с нашей.

Третий раздел «Запитання та відповіді» и четвертый — «Про книжки і тексти» также добавляют весомости «Торкнутись історії», поскольку обогащают наши знания и отмечают в свежей памяти еще не так далекое прошлое.

Не обошел автор в своей книге и весьма неоднозначную тему. Например, тут находим статью «Євреї в керівних органах ГПУ/НКВД України». Шаповал касается не очень «модной» сейчас темы Голодомора (статья «Польські та інші іноземні дипломати про голод 1932-1933 років в Україні»), раскрывает определяющую роль УПА в борьбе украинцев за свои права: «Українська Повстанська Армія: 70 років самотності», а также интересуется, — «Як гекачепісти країну з кризи виводили» и искренне признается: «Наша эпоха несет в себе большую долю идиотизма» (Интервью газете «Час». 2006 год)...

В предисловии Юрий Шаповал пишет: «...Ни одна книга о далеком или близком прошлом Украины не может рассчитывать на однозначные аплодисменты. Тем не менее, я счастлив от того, что во время процесса писания ни один свободный от любых ограничений интеллектуал и ни один обремененный властью дурак не давал мне советов. Наверное, это и является достижением: позволить себе просто писать о том, что интересует, удивляет, раздражает, захватывает, смущает и даже ужасает в прошлом, а также о том, как прошлое все еще резонирует, дает о себе знать в настоящем».

Труды Юрия Шаповала неизменно высоко оцениваются и специалистами-историками, и более широким кругом читателей, заинтересованных отечественной историей и политикой. Эти труды вызывают дискуссии, полемику. Не является исключением и эта книга.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать