Перейти к основному содержанию

Приоткрыть «Львівську браму»

Впервые за 20 лет на недостроенную станцию Киевского метрополитена пустили пассажиров. Всего на один день
03 июня, 11:31

О станции «Львівська брама» ведется много разговоров. Например, почему она, построенная практически на 80%, до сих пор стоит закрытая, зато сюда тайком от работников метро проникают дигеры, а три года  назад здесь прошел ночной показ мод. Сейчас станция используется в качестве технической, куда ни разу не ступала нога пассажира. Исключением можно считать экскурсию для жителей столицы и журналистов от метрополитена, приуроченную ко дню Киева: на день «Львівська брама» пустили к себе обычных граждан и показала, что скрывает.

ГДЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ МЕТРО

После инструктажа по технике безопасности со станции «Сирець» до загадочной «Львівської брами» экскурсантов везет почти особенный поезд метро: двери открываются только в первом вагоне. За тем, чтобы в него зашли лишь те, кому разрешено, пристально следят несколько работников метрополитена. Высадка на платформе «Львівської брами» скорее напоминает выход в тоннель: почти сплошную темноту пронизывает слабый свет от нескольких ламп по периметру станции, с потолка свисают небольшие сталактиты, пол, стены, колонны — все из бетона. Украсить их штукатуркой или плиткой — и станция выглядела бы «готовой к употреблению».

Чтобы запустить «Львівську браму», не хватает лишь эскалаторов и выходов на поверхность. Именно это стало для города одной из причин, почему 20 лет станция законсервирована — все не решится вопрос, где именно эти выходы сделать и за какие средства. Открытие планировалось еще в 1996 году, это должен был быть пересадочный узел четвертой ветки метро на Троещину. Проектов, как должна выглядеть «Львівська брама», с тех пор собралось немало. В личных архивах блогера-фотографа и экскурсовода Олега Тоцкого есть несколько десятков фотографий.

«Один из проектов был в 2008 году, когда Леонид Черновецкий объявил, что станция будет достроена. Даже проводился тендер, а затем наступил кризис, прошли выборы, и на этом все закончилось», — рассказывает Олег Тоцкий. Во время беседы слышим, как рядом проходят поезда, из окон вагонов пассажиры не видят ни перрон, ни платформу — поезд просто немного замедляет ход.

50 МЕТРОВ ПОД ЗЕМЛЕЙ

Когда наконец «Львівська брама» откроет свои двери — опять же, вопрос к городу. Метрополитен готов принять станцию в эксплуатацию в любое время, и именно киевские власти должны решить вопрос проекта, финансирования и открытия.

«До сих пор не определен механизм инвестиционного конкурса и не решен вопрос, где будут места для выходов, — объясняет пресс-секретарь метрополитена Наталия Макогон. — У нас есть большие надежды, что киевляне начнут ею пользоваться, потому что она действительно разгрузит центральную часть города. Здесь полностью работает путевое хозяйство, есть электроснабжение, то есть все оборудование есть, сейчас станция работает в техническом режиме. Большая часть средств нужна на сооружение эскалаторных наклонов и выходов. Это станция глубокой закладки, пролегает приблизительно в 50 метрах под землей. Пока не будут выяснены все формальности, нельзя сказать, когда она заработает».

СТАНЦИИ ДЛЯ ПИАРА

По подсчетам Олега Тоцкого, четыре последних открытых станции, в частности «Вирлиця», «Червоний хутір», «Бориспільська» и «Теремки»       — это бюджет одной-двух станций глубокой закладки в сторону Троещины. То есть средства у города были. Тогда почему их не направили на открытие почти готовой станции «Львівська брама»? Возможно, из-за неумения городских властей определять приоритеты.

Олег Тоцкий вспоминает, что та же станция «Сирець», откуда началась экскурсия, сначала должна была строиться совсем в другом месте. «Это обычная станция глубокого погружения, но ее здесь не должно быть, — продолжает Олег. — После «Дорогожичей» планировалось строить линию в направлении района Виноградарь. «Сирець» должен был быть именно там. Но в какой-то момент столичные планы изменились. Во времена мэра Александра Омельченко станции стали открываться не там, где нужно, а там, где можно пропиариться, поэтому линию повернули на юг».

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПЛОЩАДИ — КАК ПЕРСПЕКТИВА

Несмотря на полузакрытый режим работы, на станции есть собственный технический персонал, который мечтает, что когда-нибудь будет наблюдать, как на платформу выходят пассажиры и шагают в сторону эскалатора, где сейчас глухая стена.

«Перспектива на открытие «Львівської брами» существует, все зависит от желания города решить этот вопрос, — считает Олег Тоцкий. — Самый логичный вариант, чтобы выход к станции был в центре скверика на Львовской площади, соединенный с подземными переходами. Потом были альтернативные варианты сделать выходы в соседних дворах. В середине 2000-х годов город искал инвестора для реконструкции Львовской площади, который мог бы оплатить часть стоимости строительства выходов к метро, оставляя за собой подземный торговый центр. В 2007 году инвестиционный договор подписали. Сейчас город добивается от инвестора, чтобы разрешил построить на этом участке выход из станции».

ЗАГАДОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

На осмотр или скорее на разговоры вокруг «Львовской брамы» ушло около часа. Потом экскурсантов призвали собраться около остановки первого вагона и ждать особого поезда, который вернет назад, словно в другой мир метро. Кстати, этот поезд относится к так называемому горячему резерву. На конечных станциях такие стоят как запасные на экстренный случай, там предусмотрено место, чтобы расположить, на языке работников метро, подвижной состав на отстой. Также на конечных станциях есть комнаты отдыха для машинистов, и там же в ночное время ремонтируют или осматривают всю технику.

Вообще киевская подземка — особый механизм, где все работает четко и слаженно. Нужно отточить в нем лишь одну деталь...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать