Перейти к основному содержанию

Приватное образование — «приватные» проблемы

Почему законы Украины не действуют по отношению к ученикам частных школ
30 мая, 20:11

С экономической точки зрения образовательный бизнес — заведомо малоприбыльный. Во всем мире. Поэтому в развитых демократических странах предусмотрена финансовая поддержка частных школ, что автоматически влияет на качество и количество приватных учебных заведений в стране. Поддержка государства дает «частникам» главное — стабильность. Для сравнения: в США 10—13% от общего количества средних школ — частные, в Новой Зеландии — 95%. В Украине — 1%. И если среди французских учеников 48% получают среднее образование в частных общеобразовательных лицеях, то в Украине, согласно статистике, таких детей всего 1,2%. Потому что в Украине приватное образование — это «приватные» проблемы тех, кто хочет его получить.

ПЛАТИМ ЗА ВСЕ

Частные учебные заведения появились у нас еще в начале 90 хгодов и свою 17-ю весну частное образование встретило в хлопотах и тревогах. Несмотря на то, что частные школы неоднократно доказали свое право на существование и сделали серьезный вклад в обновление и развитие современной украинской системы образования, они и по сей день существуют на «птичьих правах». Согласно Законам Украины «Про освіту», «Про загальну середню освіту» и Конвенции по правам ребенка, которую Украина подписала еще в 1991 году, каждый маленький гражданин имеет право на бесплатное среднее образование. Закон Украины «Про освіту» декларирует, что «государство гарантирует молодежи право на получение полного среднего образования и оплачивает его. Полное среднее образование в Украине... может получаться в различных типах учебных заведений». Это значит, что государством выделяются деньги на образование каждого(!) достигшего определенного возраста ребенка. Ученики же частных школ этих денег в глаза не видели. Налицо — нарушение принципов социальной справедливости, когда за образование своими налогами платят все, но не все получают его от государства. Более того: большинство органов исполнительной власти продолжают воспринимать частные школы, как исключительно коммерческие организации, лишая тех прав, которые по закону принадлежат им, как заведениям образования.

Дети частных школ лишены компенсации со стороны государства на получение обязательного среднего образования и медицинского обслуживания. Все виды помощи и социальной защиты, которые предоставляются детям-киевлянам, не распространяются на учеников частных школ (стипендии, премии, грамоты, питание, отдых). Даже учебники частным школам продают по коммерческой цене.

Поликлиники некоторых районов Киева вынуждают частные школы покупать вакцину, которая, согласно закону, всем украинским детям выдается бесплатно. Ученикам частных школ отказано в ежегодном диспансерном осмотре на базе учебного заведения, как это обычно происходит в государственных учебных заведениях. Так называемые «соки-пряники», которые получает на полдник каждый столичный школьник, радовали детей из частных школ всего полгода. Потом их отобрали, аргументируя это все той же формой собственности. Только вот детям это объяснить было ой как трудно!

НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ БОГАТЫХ

Среди учеников киевских частных школ 15% дети-инвалиды, (которых не обучает государственная школа), 5% сирот или полусирот, 52% талантливых детей из малообеспеченных семей и таких, которые стоят на диспансерном учете. Большинство из них учатся бесплатно или же имеют льготы на обучение. От государства эти дети не получают ни копейки! Родители же сегодня вынуждены платить за образование своих детей дважды. Первый раз — в виде обязательных налогов, из которых идет отчисление на образование. Второй раз — в форме оплаты за обучение своего ребенка в частной школе. Кроме этого, школа также отчисляет налоги от своей образовательной деятельности.

Восприятие приватной школы как инородного тела в нашей системе образования сегодня привело к тому, что почти во всех регионах Украины установлены коммерческие расценки на коммунальные услуги, в том числе и на наиболее дорогую услугу — тепло. Только в 2006—2007 учебном году оплата за тепловое обеспечение для частных учебных заведений была увеличена на 114,5% (с 96,00 грн. до 205,94 грн. за 1Гкал), за электроэнергию — на 75,8% (с 0,2224 грн. до 0,39108 грн. за 1кВт.ч), за холодную воду — на 450% (с 0,816 грн. до 4,50 грн. за 1куб.м).

К началу нынешнего учебного года учебники, дидактические материалы и периодические издания выросли в цене на 30%, канцтовары — на 8—10%, хозтовары — на 5—10%, мебель (парты, стулья, доски и т.п.) — на 45%, стоимость транспортных услуг для проведения экскурсий — на 50%,

Кроме всего этого, существует еще неправомерное взыскание земельного налога или его возмещение за территорию, которую занимают частные школы. (Согласно р.5 ст.12 п.4 Закона Украины «Про плату за землю» «от земельного налога освобождаются ... отечественные заведения ... образования, сооружения которых используются ими по целевому назначению».)

Вопрос заработных плат так же является одним из наиболее затратных для частных школ. Бытует мнение, что здесь — сплошная «манна небесная». На самом же деле «частникам» все труднее конкурировать с государственными учебными заведениями. Ведь необходимо выдержать эту конкуренцию не только в плане уровня заработной платы, но еще и пакета социальных гарантий и льгот (ежеквартальные премии, премии ко Дню учителя и 8 Марта, отпускные в размере двойных окладов, 10% путевки, бесплатное повышение квалификации, бесплатные медосмотры, надбавки за выслугу лет и многое другое.) В общем, картинка получается совсем невеселая. А так называемая «манна» на деле оказывается тяжелым свинцовым градом.

ЭТА НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ АРЕНДА

Однако метеоритом, практически похоронившим под собой 17-летний труд частного образования, а заодно и право украинских граждан на выбор учебного заведения, стало своеобразное трактование местными советами Закона «Про государственный бюджет на 2007 год». Согласно этому документу все договора аренды, заключенные до 1 января 2007 года, должны быть пересмотрены на основе оценочной стоимости арендованного помещения, следуя порядку, изложенному в Методике Кабинета Министров Украины. Следует отметить, что размеры арендных ставок, указанные в Методике, касаются исключительно государственного имущества. Большинство же арендуемых частными школами зданий — это имущество коммунальное. И здесь в формирование размеров арендных ставок бюджетный закон не вмешивается. Право принятия решений по данному вопросу согласно Закону Украины «Про місцеве самоврядування в Україні», Закону Украины «Про оренду державного та комунального майна», Закону Украины «Про державний бюджет України на 2007 рік», было и остается сферой властных полномочий представительских органов местного самоуправления. И именно своеобразная трактовка районными советами Закона «Про государственный бюджет на 2007 год» привела к тому, что сумма арендных платежей для частных школ вырастает в 5—14 раз! Впечатление такое, будто никто не понимает, что школа — это не ликероводочный завод. И арендные ставки в размере от 6% до 16% от оценочной стоимости — это прямое уничтожение частного образования в погоне за призрачными «недополученными прибылями».

Такое отношение к аренде усугубляется тем, что, частным школам выделяются в аренду помещения, находящиеся в аварийном состоянии. Они нуждаются в серьезном ремонте крыш, полной замене сантехнического оборудования, ремонте фасадов, замене заборов, подвальных труб водоснабжения, серьезном ремонте внутренних помещений (полы, стены, потолки), ремонте детских площадок, облагораживании территорий и многом другом. Естественно, эти работы производятся за счет все тех же родителей, которые, оплачивая ремонт, ежегодно повышают оценочную стоимость зданий. Вероятно, именно поэтому в некоторых районах Киева (например в Оболонском) арендные договора заключают на 364 дня, а на 365- й перезаключают вновь, но уже по новой (выросшей в силу произведенных за год ремонтов и роста цен на рынке недвижимости) арендной ставке.

Районные органы самоуправления согласно ст. 19 Закона Украины «Про оренду» имеют все полномочия для того, чтобы начислять арендную плату частным школам по льготным тарифам, как «...объектам важного социального значения». Особенно если сессия районных депутатов обратит внимание на то, что школа, где учится 200 детей, ежегодно экономит в среднем 1 миллион 200 тысяч бюджетных гривен, создает порядка 90 рабочих мест, платит в районный бюджет налоги и поддерживает за счет средств родителей выделенную ей коммунальную собственность в очень хорошем состоянии.

«При таком положении вещей школы не только не имеют возможностей для развития, обновления материально-технической базы, проведения реконструкции, но и обречены на полное банкротство»,— заявила на расширенном заседании коллегии КГГА начальник управления образования и науки г. Киева госпожа Гриневич. Гриневич видит один путь решения проблемы — районные администрации должны давать частным школам помещения в долгосрочное льготное использование на срок не меньший, чем срок их лицензии. На сегодняшний день ее призыв был услышан только в Деснянском районе г. Киева, где размер арендной платы для частных учебных заведений установлен на уровне 0,5% от оценочной стоимости. Все остальные районы свято верят, что родительский карман еще и не то выдержит и с чистой совестью отправляют школам грабительские счета.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАН «МИСТЕР Х»?

Выходов из сложившейся ситуации существует несколько. С одной стороны — это судебное отстаивание интересов детей частных школ. Тем более, что все необходимые пожелания в законодательной базе Украины присутствуют. Однако существует реальная угроза того, что пока дети, родители и педагоги будут с помощью юристов доказывать право частных школ на существование, эти самые школы просто закроются из-за невыносимых условий выживания. И в этом случае только в столице 4000 юных украинских граждан и около 3500 учителей окажутся на улице.

Но есть и другой путь. Он наиболее гармоничен и эффективен с точки зрения интересов страны и ее граждан: уже пришло время, чтобы власть на всех уровнях (и, прежде всего, на уровне местных советов) повернулась лицом к ученикам частных школ. Проблемы частной школы должны наконец стать и головной болью государства, перейдя из разряда частных в разряд общегосударственных.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать