«Проблемы охраны окружающей среды – это психологические проблемы»
«Проблемы охраны окружающей среды – это психологические проблемы»
Когда мы общаемся с Иваном Владиславовичем по телефону, он находится в лесу — готовится к съемкам видео для будущего просветительского YouTube-канала. «В этом проекте мы будем рассказывать о концепции дикой природы Олдо Леопольда (известный американский эколог и природоохранник. — Авт.), будем показывать, какие растения можно есть, какие — использовать в качестве лекарственных. С одной стороны, вроде бы уроки выживания в дикой природе, с другой — знакомство с особенностями нашей природы, с интересными туристическими местами, древними ремеслами. Мы будем раскрывать Украину через ее особенную природу», — объясняет ученый.
Иван Хомяк учит студентов, как заботиться о природе грамотно. Он является кандидатом биологических наук, доцентом кафедры экологии, природопользования и биологии человека Житомирского государственного университета имени Ивана Франко. А еще — проводит экскурсии по заповедным местам Житомирщины для детей и взрослых, интересно рассказывает о природе на своей странице в «Фейсбуке», благодаря чему мы и познакомились. Сейчас ученый заканчивает пособие для студентов об охране окружающей среды. Оно будет базироваться на законах экологии, описанных языком математики. Чем важен такой подход и как приучать заботиться об окружающей среде студентов профильных вузов и обычных людей, мы и поговорили с Иваном Хомяком. А начали как раз с будущего пособия.
ОБ АЛГОРИТМАХ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
— Пособия по охране природы, которые используют при преподавании практически всех естественных дисциплин, построены просто на описании определенных материалов, — говорит Иван Владиславович. — Берется статический анализ: температура поднялась на столько-то, ледники уменьшились на столько-то, природу надо охранять. Все сводится к такой описательной системе, трудно вывести четкий алгоритм, что нужно делать и какими тогда будут последствия. Я руковожу лабораторией теории экосистем, которая разрабатывает алгоритмы охраны природы. И эти алгоритмы почему-то никогда не попадают в учебники. Студенты знакомятся с ними только тогда, когда начинают заниматься определенной научной работой. Мы решили это исправить и создать такое пособие, которое позволит студентам иметь теоретические знания по охране природы.
Приведу пример. Существует понятие режима строгой заповедности. Очень популярная была вещь в 1970-х годах. Лет за 20 до того знаменитый немецкий миссионер, врач, лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер выступал с религиозно-философской позиции относительно прав природы, провозглашал много других в принципе важных дел. На основе того, что он говорил, принимались определенные решения. И по всей Европе тогда начали внедрять режим строгой заповедности. Но потом оказалось, что когда люди не заходят на определенные участки, биомногообразие начинает снижаться, исчезали определенные редкие виды. И в 1992 году в принципе мир от закона строгой заповедности отказался.
У нас есть свой пример. В Полесском природном заповеднике охранялся редкий вид растений гудайера ползучая. Но когда ввели режим строгой заповедности, этот вид там буквально за несколько десятков лет исчез. Дело в том, что человеческая деятельность — не единственная угроза для разных видов, иногда она нужна для их существования. Под давлением некоторых общественных организаций, которые живут в своем идеалистичном мире, в Украине ввели для всех заповедников режим строгой заповедности, что приведет к исчезновению большого количества редких видов, особенно тех, которые есть только у нас. Например, эндемиков Подолья. Чтобы хоть как-то избежать последствий, нужно выстраивать четкие научные концепции, на которых учить студентов делать расчеты. Именно это и стало основой для учебного пособия, подготовку которого я на днях завершу.
ПОЧЕМУ БЕЗ ЧЕЛОВЕКА СТЕПИ МОГУТ ИСЧЕЗНУТЬ
— Вы вспоминали, как люди влияют на разные виды животных и растений. Иногда делают инфографики о том, сколько видов исчезло за последние несколько десятилетий. Выходит, благодаря человеку некоторые виды удается сохранить?
— Да. Сейчас мы говорим о так называемом шестом массовом вымирании, вызванном человеком. Конечно, человек приводит к вымиранию большого количества видов. Но виды вымирают в течение всей истории биосферы Земли. И первые пять больших вымираний происходили тогда, когда человека еще не было. Виды вымирают под действием эволюционных факторов, когда они вытесняют друг друга, по многим другим причинам, например, из-за изменения климата.
Сегодня все говорят о глобальном потеплении. Да, обычный человек выбросами углекислого газа влияет на это. Но какой процент влияния именно человека — мы не знаем. Например, некоторые исследования показывают, что в Х веке глобальная температура была на несколько градусов выше, чем сейчас. Но мы не можем сказать, что, например, викинги сжигали много органики, что привело к глобальному потеплению. Климатические изменения почему-то происходят. Когда это происходит, перемещаются и исчезают виды. Человеческое влияние на климат есть. Но, по моему мнению, максимальное оно из-за уничтожения лесов, особенно влажных тропических, так так лес является природным стабилизатором, который сглаживает климатические колебания.
Возьмем наши степи. В принципе, такие, какими мы их видим сегодня, они возникли где-то в шестом тысячелетии до нашей эры. На территории этих степей были саванны. Наш ковыль имеет семечко, которое напоминает мультяшный свиной хвостик. Лошади, дикие коровы, другие животные в этих саваннах не могли переносить семена ковыля. И только когда человек начал разводить коз и овец, к которым цеплялись семена ковыля, — только тогда сформировались наши степи. То есть все степи, которые мы сейчас пытаемся охранять и которых мало, в сущности, сформированы человеком. Когда мы прекращаем любую деятельность человека в этих степях, они зарастают деревьями и исчезают. Нам нужно или завозить туда огромные стада копытных, чтобы они регулировали это без человека, или имитировать эту деятельность.
До 2017 года делалось просто: когда все в степи отцветало, семена высыпались из трав, люди брали косилку, заходили в заповедник и имитировали работу каких-то жвачных, которые исчезли восемь тысяч лет назад, скашивая побеги деревьев. Если это прекратить, наши степи превратятся на заросли робинии, под которыми будет расти крапива, чистотел, ежевика. Огромные стада мы не можем туда завезти, они не смогут жить на такой маленькой территории. Поэтому человеческая деятельность здесь необходима.
КАК КОМПЛЕКСЫ ПОРОЖДАЮТ АГРЕССИЮ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
— Каковы, по вашему мнению, основные проблемы Украины, связанные с окружающей средой?
— Наибольшей проблемой конфликта с окружающей средой, не только в Украине, но и в мире в целом, является сознание человека. Когда человек принимает решения, он пользуется какими-то своими социально-психологическими причинами, иногда спрятанными глубоко в его детстве. Я часто провожу экскурсии. Как-то с нами был мальчик, очень вежливый, но когда он выходил за пределы школы, сразу начинал вести себя неадекватно, видел гриб — и растаптывал его и т.п. Оказалось, у мальчика были небольшие логопедические проблемы, и когда он стал подростком, начал комплексовать. Эти комплексы порождали агрессию к окружающей среде. У него была глубокая потребность что-то поломать. Есть понятие социальной дезадаптации (полная или частичная неприспособленность человека к окружающей среде. —Авт.). Это давит, люди хотят что-то разрушить. Чаще всего жертвой становится окружающая среда. Вообще, это могут быть природа, окружающие люди, иногда это направлено внутрь самого человека. Проблемы охраны окружающей среды — это психологические проблемы.
Если взять весь набор проблем, есть несколько глобальных угроз и местные. Вот у нас сейчас все гордятся высокими урожаями. Но мы уже потеряли две трети объема черноземов. Потому что, например, кукурузу можно сеять раз в 10—12 лет. Рапс, который, мы хвастаемся, дает зеленое топливо, также относится к основным разрушителям почвы. Мы можем из страны, которая входит в тройку экспортеров сельскохозяйственной продукции, через 10—15 лет превратиться в одного из многочисленных импортеров такой продукции.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Вторая проблема — у нас весь крупный бизнес ориентируется на кратковременную перспективу. Хотят быстро что-то взять, потому что потом изменится политикум, лоббистов во власти не станет и бизнес отожмут. Выгоднее всего это, когда добываешь полезные ископаемые. Организовать карьер можно за несколько недель, потом — быстро взять из него все что можно, заработать и свернуть производство без больших расходов. Поэтому мы часто торгуем сырьем вместо готовой продукции. Есть большая проблема с добычей полезных ископаемых — это происходит хаотически, спонтанно, полузаконно.
Еще одна проблема — у нас очень мало леса и высокая распаханность почв. Из-за этого мы теряем мезоклиматический стабилизатор. И когда мы видим хороший урожай в степи и лесостепи, в то же время наблюдаем резкое снижение урожайности на Полесье, особенно в небольших хозяйствах. Причина простая: нет леса, мезоклимат (так называемый местный климат, климат на небольшом участке. — Авт.) на Полесье меняется, малые реки пересыхают, подземные воды опускаются. И то, что у нас самый низкий в Европе процент лесов, приводит к таким негативным последствиям.
Фактор, важный в отношении к окружающей среде, — на большинстве территории Украины практически не было владельца земли. Польские так называемые «олигархи», потом Российская империя, закрепощение, потом Советский Союз с колхозами. Человек был владельцем только того, что находилось в границах его подворья. Остальное — чужое, а значит, никакой ответственности за него не было. Четверть века нет Советского Союза, но человек продолжает мыслить этими рабскими, несобственническими штампами. Считает, что с тем, что находится за пределами подворья, можно делать что угодно: уничтожать, вырубать, красть и т.п. Это большая ментальная проблема, и пройдет много-много лет уже демократической процедуры, прежде чем это изменится.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИРОДЫ
— Как вы прививаете своим студентам уважение к природе?
— Единственное, что можно сделать, — придерживаться принципа Олдо Леопольда относительно дикой природы. Он говорил, что пока человек не будет длительное время познавать природу, контактировать с ней, он никогда не начнет ее любить. Если я считаю, что проблема студентов в социально-психологической дезадаптации, изменить это во время наших занятий я не смогу. Поэтому мы внедрили собственный подход к реабилитации жертв социальной дезадаптации. В сущности, мы были первыми, кто начал работать с так называемой «теорией счастья саванны», очень популярной в Англии, США и т.п. Мы выводим студентов на природу, чтобы они контактировали с ней напрямую, чтобы ломались все их стереотипы по отношению к ней. Особенно так называемые дискриминационные стереотипы, когда живых существ делят на более высоких и более низких, красивых и нет, отвратительных и симпатичных и т.п.
Наши студенты первого курса, которым мы преподаем основы экологии, половину практической части проводят на природе, а когда наступает полевая практика, они работают в еще большем контакте с природой. Да, многие испытывают неприятные чувства в отношении некоторых пресмыкающихся: ящериц, змей и т.п. Используя разные психологические способы, мы пытаемся сделать так, чтобы студент подержал в руках какую-нибудь ящерицу. И 90% людей понимает, что ничего страшного и опасного в ней нет.
Еще, конечно, есть зеленый туризм. Мы или сами организуем разные походы, или сотрудничаем для этого с разными общественными организациями.
«КАК ТОЛЬКО ПРЕКРАЩАЕТСЯ СОПРОТИВЛЕНИЕ СУЕВЕРИЮ, НАСТУПАЮТ ТЕМНЫЕ ВРЕМЕНА»
— Сегодня становятся модными научно-популярные фестивали, просветительские лекции. Вы чувствуете увеличение интереса к науке? Что в этом плане происходит в Житомире? Знаю, что вы в свое время были одним из инициаторов Открытого университета Житомира (ОУЖ).
— Открытый университет Житомира имел скорее не научно-просветительскую, а общественно-просветительскую цель. Его организовали на пике активности Революции достоинства, чтобы разъяснять людям разные концепции и положения в революционном ключе. Начинали мы из лекции «Психологический портрет диктатора», например. Тогда начиналась информационная война, и ОУЖ был одним из инструментов противодействия информационной агрессии как со стороны России, так и со стороны ее местных коллаборантов.
Помимо ОУЖ у нас есть проект «Естественные студии», полностью посвященный популяризации науки. Через соцсети мы предлагаем темы нашим вероятным слушателям, они выбирают, что хотят послушать, а мы приглашаем специалистов. Темы очень разные: проблемы леса, большие вымирания видов. В прошлом году мы даже угадали, кто получит Нобелевскую премию по физиологии и медицине. У нас была тема, посвященная биоритмам, а буквально через два-три месяца за это исследование дали Нобелевскую премию. Конечно, есть традиционные Дни науки. Сначала они были локальными, а в этом году приобрели всеукраинский масштаб, и в их рамках мы выступаем.
Также работаем напрямую со школами. Встречаемся с учителями и школьниками и общаемся на научно-популярные темы, пропагандируем научное мировоззрение. На днях общался с учителями биологии и химии, рассказывал им, почему при работе в школе нужен научный подход.
Мы делаем много разных вещей, но на сегодня у меня нет оснований говорить, что это производит массовый эффект. Мне кажется, что вокруг таких проектов концентрируются люди, уже склонные к научному виденью мира. И постепенно происходит перетягивание колеблющихся. Те, кто упрямо убежден в существовании лептонного бога, заговоренной воды и т.п. — уже определенным образом религиозные фанатики, и убеждать их в обратном очень трудно.
У религиозного фанатика измененное сознание. Пробраться в это «игольное ушко» и вытянуть его оттуда сложно, думаю, это скорее робота психиатров, а не ученых. Но без этой работы человечеству дальше существовать нельзя. Как только прекращается сопротивление такому суеверию, обязательно в обществе наступают темные времена. Прекрасный пример — арабская цивилизация VII—XI веков. В ІХ веке в Багдадском халифате уровень знаний и научных открытий опережал Европу на полтысячи лет. Все открытия, которые мы приписываем эпохе Возрождения — круглая Земля в географии, алгоритмы и многие теории в алгебре, большое количество приборов, таких как реторта в химии и т.п., — за полтысячи лет до того были сделаны арабами. Но где-то в ХІ веке там стала доминировать группа людей, которая скептически отнеслась к научным знаниям, и великая арабская империя начала приходить в упадок. С ХІ—ХІІ веков арабская цивилизация ничего прогрессивного для мира сделать не могла, а европейцы впоследствии сплагиатили их прошлые открытия. Поэтому мы должны бороться, иначе будут темные времена, которые накроют всех — и суеверных, и грамотных.
Выпуск газеты №:
№110-111, (2018)Section
Общество