Продолжение старых игр — это затяжной инфантилизм
Главное наше достижение этих лет — дух свободы и падение страха и его зловещих символов. Достижение также — демонтаж колоссального плюшкинского хозяйства, где все взаперти, а у хозяина — связка ключей от прогнивших складов и куча бирок: «запретная зона», «вход воспрещен», «совершенно секретно», «только по пропускам». Следовательно, в определенной мере ликвидированы зоны отчуждения и герои-маски с правом репрессировать и отчуждать. Вспомните, с чего начали. Украина была краем, конвоируемым строже всего. Насилие над ней закончилось чернобыльской катастрофой — универсальной катастрофой, а не просто экологической. Следовательно, главных успехов стоило ожидать в таких направлениях выхода из болезни — в десоветизации, в деруссификации, в деколлективизации. В десоветизации было больше всего иллюзий: думали решающими будут гласность, правда. Оказалось, что сопротивляются правде живые стереотипы. А стереотипы общества тотальной лжи — окаменели. Наверное, благодаря украинскому чувству здравого смысла и естественной доброте мы так изрядно отошли от ненавистнических стереотипов, что после тех немногих лет о возвращении назад уже по существу не думают даже те, кто голосует за коммунистов.
Деруссификация — это проблема веков. Борьба неровными силами против хорошо разработанной системы насилия и подступа держала нацию в состоянии вечной несостоятельности. Одно лишь отсутствие насилия в течение десяти лет не дало полного освобождения от страха. На командных верхах в основном остались более или менее активные поборники руссификации, для которых украинские национально-культурные ценности чужды. Наибольшим нашим достижением на этом пути была публикация украинских книг высокой научной и литературной стоимости, очень часто написанных или сохраненных в эмиграции, а теперь изданных при помощи диаспоры. Там сохранялись богослужебные, храмостроительные, иконописные традиции, традиции хорового церковного пения, не говоря уж о творческих и научных. Очень важно также — сохранение типа человека, в котором эти ценности живут.
Деколлективизация — это, к сожалению, не просто приватизация. Это, прежде всего, выработка человека, ответственного и хозяйственного. Выработка нового типа человека с даром свободного выбора. И выработка независимых институтов, создающих гражданское общество. Здесь наши достижения в зачаточном состоянии. Но следует отметить, что в жизни дела выглядят намного лучше, чем в освещении на газетных страницах. Не хватает более глубоких исследовательских материалов и надлежащего изучения новых людей и явлений.
У Украины есть достижения в мировом сообществе, вопреки огромным влиятельным силам, заботящимся о ее негативном имидже в мире. Несмотря на всю политическую неопределенность в верхах, Украина выглядит демократически направленной страной, которая вырвалась из мира, сориентированного на прошлое, на ценности имперских времен.
Обремененная болезнями колониального прошлого, Украина все-таки является мирной и демократически ориентированной страной, которая не вынашивает агрессивных намерений и скрытых претензий. Тип десоветизированного украинского человека вписывается в европейское сообщество.
Наименьших достижений добилась Украина — в политике внутренней, лишенной духовной ясности, творческой свободы и четкой ориентации на свой народ.
Как свидетельствует опыт некоторых политических деятелей, люди вызревают вместе с обстоятельствами и событиями. Все лидеры-коммунисты утешали себя и народ: мы первая страна социализма... мы пробуем. Потом успокаивали: имеем то, что имеем. Но всем было очевидно, что каждый имеет то, что он имеет...
За десять лет мы словно исчерпали весь запас исторических самооправданий в собственных глазах, сокрушений, которых никому слушать, и мифов, в которые никто не верит. Кажется, иссякла и митинговая национальная энергия, а также люди, связанные с нею. Все это были необходимые моменты эволюции. Но нынче уже — отработанный реквизит. Продолжение старых игр — это затяжной инфантилизм.
«Так дальше жить нельзя». Должен наступить у нас поворот к достойной, моральной, с опорой на законность жизни. Такие слова чаще всего звучат на общественных собраниях и в частных разговорах. Улетают, как мухи-однодневки, герои переходного времени — демагоги, скоробогатьки, олигархи, за которыми нет никаких ценностей, кроме цифровых. Люди ждут человека, которому можно верить, человека, преисполненного веры и любви к людям. Люди очень хорошо чувствуют человека и ценности, стоящие за ним.
Тоталитаризм любил понятие «свалка истории». На эту свалку сезонные победители выбрасывали всех побежденных. Закончился ХХ век блестящим поражением всех «вождей и учителей человечества» — именно на той свалке. Но интересно, что унизительного суда чести не избежали и самые успешные лидеры Запада, пойманные на обмане.
Этого урока не понимают парвеню, вынесенные на поверхность на волне руины коммунистической системы. А тем временем слово «Закон» понемногу начинает доминировать. Опыт показывает, как проваливаются все попытки избежать народа, закона, правды. Игра в Украину, как и игра в коммунизм — это самообман. Чтобы быть принятым в Европе, необходимо стать украинцем и достойным гражданином.
Выпуск газеты №:
№150, (2000)Section
Общество