Перейти к основному содержанию

Прощальная хроника от Александра Клековкина

04 августа, 00:00

1938

ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ. 7 февраля вышла в свет книга Антонена Арто «Театр и его двойник», где впервые введено понятие «театр жестокости». Цель которого заключается в том, чтобы шокировать зрителя и освободить его от власти дискурсивного и логического мышления, вернуть ему способность к непосредственному восприятию через нового рода катарсис, оригинальный эстетический и этический опыт.

СТРАХ И ОТЧАЯНИЕ. 21 мая — первая постановка сцен из цикла «Страх и отчаяние третьей империи» Брехта в Париже (постановщики: Златан Дудов и Брехт).

БАТУМ. 10 сентября Михаил Булгаков начал новую тетрадь под названием «Материалы для пьесы или оперы о Сталине». Первая редакция пьесы получила название «Пастырь». На одной из страниц тетради — названия, написанные рукой О. С. Булгаковой — «Бессмертие», «Битва», «Рождение славы», «Аргонавты», «Кормчий», «Юность штурмана», «Так было», «Кондор», «Штурман вел корабль», «Юность рулевого», «Мастера», «Дело было в Батуме».

«ВОЙНА МИРОВ». 30 октября — «Война миров», радиоспектакль Орсона Уэллса по роману Герберта Уэллса. Актеры настолько органично разыграли вторжение марсиан, что напуганные жизнью слушатели отнеслись к этому событию как к реальной действительности и выбежали на улицу в поисках защиты — началась паника. В 1994 году на аукционе «Сотбис» какой-то почитатель творчества Уэллса приобрел оригинал сценария знаменитой радиопостановки «Война миров» за 32 000 долларов.

«РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ». Первое русское издание книжки К.С. Станиславского «Работа актера над собой» — вскоре после смерти режиссера.

1939

МЕТОД ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ. 4 декабря 1939 года, уже после смерти Станиславского, состоялась премьера спектакля МХАТа «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Это была последнее представление, работая над которым, К. С. Станиславский пытался привить молодым актерам только что открытый им «метод физических действий».

УКРАИНСКИЙ МОДЕРН. 7 февраля в Харбине открылся украинский театр «Модерн». В Харбин из Тянтьзиня приехали Э. Давыдова и П. Лавровский и начали организовывать украинский театр. Первым спектаклем 7 февраля 1939 года решили показать «Ой, не ходи, Грицю» М. Старицкого. После прекращения представлений в театре «Модерн» П. Лавровский и Э. Давыдова поставили несколько спектаклей в театре Украинского Национального Дома. Премьерой был спектакль «За двома зайцями» М. Старицкого. Были также поставлены «Лимерівна», «Жидівка-вихрестка», «Маруся Богуславка» и другие.

ВСЕСОЮЗНАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. Конференция открылась 13 июня. Она должна была «наметить пути, которые будут способствовать развитию творческой инициативы наших театров, созданию новых выдающихся произведений социалистического реализма» («Правда»). В президиум конференции были избраны: А. Я. Вышинский — заместитель председателя СНК СССР, Г. Ф. Афанасьев — заместитель заведующего Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП (б), товарищи Берсенеев, Бабочкин, Немирович-Данченко (хотя последний отсутствовал на конференции из- за переутомления, но послал приветствие), Попов, Самосуд, Толстой, Фадеев и другие товарищи. В почетный президиум конференции избраны товарищи Сталин, Молотов, Каганович, Калинин, Андреев, Хрущев, Микоян, Жданов, Берия, Шверник. В центре внимания конференции оказались категории реализма, народности и патриотизма, а также проблема воплощения «позитивного героя», которую обсуждали и на съезде писателей

«УКРАИНСКАЯ СЮИТА». 23 августа в Киеве на стадионе устроено массовое народное зрелище «Украинская сюита». Текст Л.Первомайского. Режиссер М. Экк. Художник М. Уманский. Хормейстер Г. Веревка. Балетмейстер П. Вирский. В этом году широко праздновалось 125-летие со дня рождения Т. Г. Шевченко, поэтому большое внимание уделялось массовым мероприятиям с национальной окраской и межнациональным (интернациональным) связям — гастролям и т.п. 30 августа массовое народное зрелище «Украинская сюита» было показано в Москве, в Зеленом театре. Участники — колхозные коллективы художественной самодеятельности Украины, мастера украинского профессионального театра.

«В БУРЮ». 8 октября в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко поставлена опера Т. Хренникова «В бурю», в которой впервые на сцену оперного театра выведен Ленин. Репетиции вел сам Немирович-Данченко. В этом же году состоялась научно-творческая конференция «Ленин в театре, драматургии и кино», а также Совещание исполнителей роли Ленина в пьесе «Человек с ружьем» Н. Погодина.

ЛЬВОВСКИЙ СОВЕТСКИЙ ТЕАТР. 3 ноября во Львове открылся Первый Украинский советский театр им. Т. Шевченко. Руководители — И. Стадник и В. Блавацкий. Спектакль «Облако» В. Суходольского. Режиссер И. Стадник.

СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ. 20 декабря — Постановление СНК СССР «Об установлении премий и стипендий имени Сталина». В дополнение к постановлению СНК СССР 1 февраля 1940 года принято правительственное решение об установлении 4-х премий имени Сталина по 100 тыс. руб. каждая, которые присуждались ежегодно за выдающиеся произведения в сфере литературы: поэзии, прозы, драматургии и литературной критики. Для предварительного рассмотрения представленных работ на получение премий были созданы два комитета: Комитет по Сталинским премиям в области науки и Комитет по Сталинским премиям в сфере литературы и искусств под председательством народного артиста СССР В.И. Немировича-Данченко.

1940

«В СТЕПЯХ УКРАИНЫ». 21 сентября в г. Запорожье Государственный украинский драматический театр им. М. Заньковецкой показал премьеру спектакля «В степях Украины» А. Корнейчука (режиссер Б. Романицкий); 9 октября в Киеве премьеру показал Государственный украинский драматический театр им. И. Франко (режиссер Г. Юра); 6 ноября — в Харькове Государственный украинский драматический театр им. Т. Шевченко (режиссер М. Крушельницкий); 12 ноября — в Одессе Государственный украинский драматический театр Революции (режиссер В. Василько). По поводу пьесы И. В. Сталин написал Корнейчуку письмо: «Многоуважаемый Александр Евдокимович! Читал Вашу «В степях Украины». Вышла чудесная штука — художественно цельная, веселая-превеселая. Боюсь только, что слишком она веселая; есть опасность, что разгул веселья в комедии может отвлечь внимание читателя-зрителя от ее содержания. Между прочим: я прибавил несколько слов на 68 стр. Это для большей ясности. Привет! И. Сталин». Вставки Сталина были такими: 1) «налог теперь будут брать не от количества скота, а от количества гектаров колхозной земли»; 2) «разводи, сколько хочешь колхозного скота, налог останется тот же...». Ставя пьесу, Гнат Юра писал: «Как режиссер спектакля я стремился насытить представление оптимизмом, солнцем, яркими и светлыми красками щедрой украинской природы, юмором». 11 апреля 1942 года Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР о присуждении Государственных премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1941 год премия первой степени в размере 100 000 рублей присуждена Корнейчуку А. Е. за пьесу «В степях Украины».

(Начало см. в «Дне» от 28. 01. Продолжение следует)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать