Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Прощальная хроника от Александра Клековкина

21 июля, 00:00

«ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА». 22 января состоялась первая постановка оперы Д.Шостаковича.

«КОЛХОЗНО-СОВХОЗНЫЕ ТЕАТРЫ». 15 марта Постановление Наркомпроса РСФСР «О разворачивании сети колхозно-совхозных театров», то есть театров для обслуживания колхозников и совхозников. В 1934 году таких театров было 23, в 1939 году — 277. С января 1934 года по 1936 год в Москве издавался журнал «Колхозный театр».

«БОЛЬШОЙ СЪЕЗД КУЛЬТУРЫ» . 5 сентября состоялся, по словам Гитлера, «большой съезд культуры национал-социалистической партии». Он начал свое выступление из предупреждения, что с этих пор в Германии не будет места для представителей «анархии», «дегенератов», и объяснил, что понимает под этим «кубистов, дадаистов, футуристов» и прочих авангардистов, включая П.Сезанна, П.Гогена, А.Матисса, П.Пикассо. Идеалом красоты Гитлер считал античное искусство греков, «представителей, как и мы, немцы, индо-германской расовой группы». В музыке он выше всего ценил творчество Рихарда Вагнера, обращавшегося в своем творчестве к древнегерманскому эпосу. По распоряжению Гитлера, начиная с этого года проводились систематические «чистки» музейных фондов. При этом Гитлер, Геринг и другие сановники во время «чисток» в музеях и картинных галереях присваивали себе многие шедевры. Специально назначенные цензоры имели полномочия изымать произведения, признанные «порочными».

«ГЛАВНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ». Определяя на съезде фашистской партии концепцию «тотальной пропаганды», Геббельс объявил: «Среди разных видов искусства, при помощи которых осуществляется влияние на людей, первое место принадлежит пропаганде. Без нее невозможно выполнение грандиозных задач в эпоху, когда действуют массы».

«ЙЕРМА» . 9 декабря премьера представления «Йерма» Федерико Гарсиа Лорки.

«ПЛАТОН КРЕЧЕТ». 18 декабря в Киеве, в Государственном драматическом театре им. И.Франко состоялась премьера спектакля «Платон Кречет» А.Корнейчука (режиссер — К.Кошевский).

«АРИСТОКРАТЫ» . 29 декабря во Всеукраинском театре Красной Армии УВО состоялась премьера комедии «Аристократы» Н.Погодина о перевоспитании преступников в процессе строительства Беломорского канала. Когда спектакль по этой пьесе в театре им. Вахтангова (режиссер — Б. Захава) увидела Е.С.Булгакова, она записала в дневнике: «Были на премьере «Аристократов» в Вахтанговском. Пьеса — гимн ГПУ. В театре были: Каганович (в ложе с левой стороны), Ягода — в ложе с правой стороны, Фирин (нач. Беломорского канала), много военных, ГПУ, Афиногенов, Киршон, Погодин. После спектакля Симонов пригласил нас к себе...» В 1936 — 1937 гг. Лесь Курбас осуществил постановку этой комедии на Соловках.

«ТЯЖЕЛОВОЗ BL-18». Кинорежиссер Александр Блазетти поставил в Кашинах, знаменитом флорентийском парке, спектакль «Тяжеловоз BL-18». Он начинался в полдесятого вечера по сигналу ракеты, выпущенной в воздух. Занавесом служил дымовой занавес. Когда дым рассеивался, зрителям открывалось поле боя: взрывы, пулеметные очереди, вой клаксонов. Прибыл BL-18 — тяжеловоз с боеприпасами, за рулем которого сидел огромного роста шофер — «олицетворение души машины». Получив подкрепление, итальянские солдаты шли в атаку и одерживали победу. Во втором акте зрителям показывали митинг социалистов, над которым висела объяснительная надпись: «Парламент». Характер речей был передан метафорически — изо рта социалистов-парламентариев вылетали мыльные пузырьки. Потом вспыхивал пожар: это враги народа подожгли фабрику. Но тут прибывал BL-18 с отрядом чернорубашечников, и начинался бой. Гремели выстрелы, падали убитые и раненые, но, наконец, чернорубашечников побеждали, и в ответ на их громкий призыв «К нам! К нам!» — появлялись колонны фашистов и длинная процессия тяжеловозов. В небе вспыхивала надпись «Поход на Рим». Между вторым и третьим актом самолеты разбрасывали над парком открытки, а в третьем акте зрители видели новую Италию. Бодрые юноши и девушки изображали полевые работы, осушение болот, потом рыли яму, сталкивали туда проржавевший остов BL-18, засыпали землей, а мимо них, направляясь в светлое будущее, проходила колонна новеньких, только что с конвейера, тяжеловозов. Спектакль был своеобразным ответом режиссера на призыв Муссолини создать театр для массы, который мог бы вместить двадцать тысяч зрителей.

«DIVADLO-34». Буриан Эмиль Франтишек (1904 — 1959), чешский режиссер, композитор, писатель, драматург основал театр «Д-34» («Divadlo» — 1934, то есть «Театр» — 1934). Занимая критическую позицию в отношении к политическому режиму Чехословакии, Буриан пытался придать своим представлениям политически актуальную, сатирическую направленность.

ТЕАТРЫ КУКОЛ. Правительственное постановление о создании театров кукол в каждой из областей Украины. На это дело было выделено 72 млн. руб., и за шесть лет (до 1940 года) таких театров было открыто около тридцати.

СИМПЛИЦИССИМУС. В течение этого периода единственный из немецких композиторов К.А.Хартман не издавал свои произведения, не сотрудничал с нацистскими музыкальными организациями и довольствовался только редкими случаями исполнения своих произведений за границей. В 1934 — 1938 годах он написал камерную оперу «Юность Симплиция Симплициссимуса», которая впервые была исполнена только после войны. В интродукции чтец произносил такие слова: «Anno Domini 1618 жили в Германии двенадцать миллионов человек... Anno Domini 1648 осталось в Германии четыре миллиона человек...»

1935

«ГОРЕ ОТ УМА». 25 сентября состоялась последняя театральная постановка Вс.Мейерхольда по пьесе А.Грибоедова, увидевшая зрителя (первая редакция — 1928 г.).

«ПОРГИ И БЕСС». 30 ноября впервые поставлена созданная на джазовых мелодиях «черная» опера Джоржа Гершвина «Порги и Бесс».

«ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ И ВЕСЕЛЕЕ...» Сталин изрек лозунг, которым определил дальнейшие жанровые поиски советских мастеров искусств.

ТЕАТР ТРУДА. Альбер Камю, которого в интеллектуальных кругах Европы называли «Совестью Запада», организовал в Алжире передвижной Театр труда, драматургом, актером и режиссером которого сам он и был. В 1937 году напечатал свою первую книжку, а уже в 1947 году — свое главное произведение, роман «Чума». Рассуждая о путях формирования собственной философии, Камю писал: «Я находился на полпути между нищетой и солнцем. Нищета мешала мне поверить, что в истории и под солнцем все хорошо, а солнце научило меня, что история — это еще не все». Убежденный в том, что «башни из слоновой кости уже давно разрушены» и что «с несправедливостью или сотрудничают, или борются», Камю в то же время знал, что человек — обречен.

(Начало см. в «Дне» от 28.01. Продолжение следует)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать