Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Прощальная хроника от Александра Клековкина

13 октября, 00:00

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР ДАРИО ФО. Итальянский театр «Новая сцена» (позднее «Ла Комуне») итальянца Дарио Фо ориентирован на тесную связь с революционным рабочим движением, на демократизацию и расширение социального состава публики, на финансовую независимость от государства и зрителя. Идейно-эстетические принципы театра Дарио Фо — это принципы отображения действительности, взаимодействия со зрителем, усвоения традиций различных художественных культур. Объектом показа в представлениях и пьесах Дарио Фо выступает сама политическая действительность, а тематику произведений составляет борьба рабочего класса и всего демократического фронта. Источниками отображения действительности являются газетная периодика, стенограммы судебных заседаний, интервью с политическими деятелями, рассказы очевидцев, личные документы (письма, дневники). Установка на документальное отображение политической действительности требует и создания новых способов ее передачи: информативности, оперативности, хроникальности — аналогичных методам газетной периодики. Взаимодействие с публикой определяется направленностью на формирование зрителей-соучастников. «Технику включения» составляют разнообразные приемы «эмоционального шокинга», которые выхватывают зрителя из состояния пассивности, чему служит также и концепция театрального пространства, которая предусматривает установление прямого контакта с публикой. Широко применяется в театре Дарио Фо и эстетика «бедного театра».

БРЕД ЭНД ПАППЕТ. Скульптор Питер Шуманн организовал театр «Бред энд Паппет» в Нью-Йорке. Этот театр является одним из наиболее организационно стойких, художественно интересных и идейно-убежденных театральных коллективов. Театр Шуманна — это община, товарищество. Это «домашний театр», который никому не платит аренды, имеет ферму, свой маленький огород и свой маленький сад. Труппа состоит из 8-10 человек, живущих на ферме, а также и семи детей, которые ходят в школу. Шуманн рисует картины, плакаты и маленькие книжки-комиксы, программки к спектаклям, которые печатаются по 500 экземпляров каждая и продаются во время спектаклей. А это и является основной прибылью общины. Коммуна самостоятельно изготавливает хлеб, пиво, кленовый сироп, варенье, сок, мороженое, разводит кур. Работа над спектаклем (изготовление кукол, масок и реквизита, репетиции) продолжается шесть дней в неделю. Ежедневно в девять утра проходят собрания, на которых Шуманн сообщает план работы. Агитспектакли товарищества выставляются на Рождество и другие праздники, показываются во время длительных гастролей.

1961

ПИТЕР ПЕНН. 3 апреля вписано в книгу рекордов Гиннесса. На Бродвее был поставлен мюзикл «Питер Пенн». Постановщиком его была Марго Фейган (Марго Иден), которой в то время исполнилось всего шестнадцать лет и пять месяцев. Следующий спектакль Марго был поставлен через год — 18 августа 1962 года. Спектакль назывался «Наша короткая свеча».

ФАРАОНЫ. 18 ноября премьера спектакля «Фараоны» Олексы Коломийца в постановке И. Казнадия в Киевском театре им. И. Франко.

1963

ФРАНКО ДЗЕФИРЕЛЛИ. После окончания архитектурного факультета римского университета Франко Дзефирелли поступил в труппу Висконти, где был актером, сценографом и помощником режиссера. После этого работал в кино, в оперной режиссуре. В 1963 году он стал режиссером драматического театра, а вскоре получил известность благодаря спектаклю «Ромео и Джульетта», поставленному им в лондонском театре «Олд Вик». Однако вскоре выяснилось, что ключ, которым он открыл эту пьесу, у режиссера универсальный, на все случаи жизни. Это — прием снижения и приближения классики к жизни.

WHISKEY-А-GO-GO. 11 января открыта первая американская дискотека «Whiskey А-Go-Go».

БИТЛОМАНИЯ. 12 января «Beatles» выпустили в мир свой первый диск «Please, Please me». «Мы начали, — вспоминал Пол, — с подражания Пресли». «Но, — возражал Джон, — «Битлз» не понять, если не учитывать, что все мы были образованные парни. Пол, например, настойчиво учился и когда-нибудь мог бы стать доктором Маккартни. В конечном счете, и я мог бы стать доктором Ленноном...» Джон учился в Ливерпульском колледже искусств, Пол еще в школе был отмечен за лучшее произведение по литературе. Да и странно было бы ожидать, чтобы необразованные парни записали 13 совместных пластинок, создали более 300 песен, десятки художественных и документальных лент, произведений живописи и литературы.

КЛЕОПАТРА. 12 июня «Клеопатра», фильм Даррила Занука начал свою «победную поступь» в нью-йоркском кинотеатре «Риволи».

ЭДИТ ПИАФ. 11 октября умерла Эдит Пиаф, выдающаяся французская певица, которая подняла жанр французской уличной песни до уровня большого искусства. В своей книге, написанной незадолго до смерти, певица писала: «Моя жизнь была гадкой, это правда. Но моя жизнь была и чудесной. Потому что я любила в первую очередь ее, жизнь. И потому я любила людей, своих друзей, своих любовников. Но я любила и незнакомых, тех незнакомых, из которых складывалась моя публика, та самая, для которой я пела и хотела умереть на сцене вместе с последней своей песней. Эта толпа, я надеюсь, будет провожать меня в последний путь, потому что я не люблю одиночества. Ужасного одиночества, которое сжимает нас в своих объятиях, и ты спрашиваешь себя: стоит ли жить и зачем?» Певицу действительно провожали так, как не провожают ни одного политического деятеля, весь Париж вышел на улицы, чтобы попрощаться с крошкой Пиаф.

1964

ТЕАТР НА ТАГАНКЕ. 23 апреля открылся Московский театр на Таганке, возглавляемый режиссером Юрием Любимовым. В течение нескольких десятилетий театр создавал иллюзию свободы слова, мысли и других многочисленных свобод в СССР.

КОНЕЦ ОТТЕПЕЛИ. 14 октября Пленум ЦК КПСС освободил с должностей Никиту Сергеевича Хрущова, премьер-министра СССР, первого секретаря ЦК КПСС, который, благодаря развитому воображению на ниве культуры, прославился такими деяниями: устроил невиданное даже для американцев шоу — показывал им «кузькину мать»; организовал провокацию под названием «оттепель», по результатам которой были обнаружены все инакомыслящие; разбил бульдозерами выставку художников-абстракционистов и т.п. Его преемнику, Леониду Ильичу Брежневу, не хватило ни масштабов, ни воображения Хрущова.

СЛУЧАЙ В ВИШИ. 3 декабря премьера спектакля «Случай в Виши» А. Миллера.

1965

SEX-REVOLUTION. 29 марта впервые в фильме американского производства женщина, сбросив платье, продемонстрировала полностью свою грудь незагороженному оку кинокамеры, сломав тем самым пункт семь, подпункт два «Производственного кодекса кинематографа». Случилась это событие, которое ознаменовало собой начало новой эры американского (и не только) кино, в фильме «Хозяин ломбарда» Сиднея Люмета при участии Рода Стайгера в главной роли.

(Начало см. в «Дне» от 28. 01. Продолжение следует)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать