Прощальная хроника от Александра Клековкина
КАМЮ . 10 декабря, в день получения Нобелевской премии, французский драматург Альбер Камю произнес речь, в которой, в частности, сказал: «Роль писателя неотделима от наиболее сложных заданий. Он по своей природе не может служить тем, кто сегодня творит историю, поскольку служит тем, кто ее переживает. Иначе он теряет свое искусство и остается одиноким. Никакие миллионные армии тирании не спасут его от одиночества, даже — и особенно — если он согласится шагать с ними в ногу. Но молчание неизвестного узника, который терпит унижение где-то на другом конце света, может вернуть писателя людям — по крайней мере, когда у писателя в числе прочих привилегий есть свобода помнить об этом молчании и посредством искусства наполнить его звучанием». 14 декабря на банкете по случаю получения Нобелевской премии Альбер Камю выступил с лекцией, в которой, в частности, говорил: «До сих пор несогласный мог молчать или говорить о другом. Сегодня все изменилось, даже молчание преисполнено грозного смысла... Ложь искусства для искусства заключалась в том, что последнее делало вид, что якобы не замечает зла, и в результате становилось соучастником зла. Но ложь реализма, храбро признающего несчастье человечества, — это измена, которую тоже нельзя прощать... Искусство благодаря своей свободной природе объединяет тех, кого тирания разъединяет. Так можно ли удивляться, что любой режим ущемлений видит в искусстве врага? Можно ли удивляться тому, что художники и интеллигенция всегда становились первыми жертвами современных диктатур — как левых, так и правых? Тираны знают, что в произведении искусства заключена раскрепощающая сила, которую не ощущают разве что те, кто не способен воспринимать искусство. Выдающееся произведение искусства делает человека прекраснее и богаче — вот в чем его тайна. И поэтому ложь, будто можно хотя бы на некоторое время упразднить культуру, чтобы подготовить новую... Мое резюме будет простым. Оно заключается в том, чтобы среди шума и ярости нашей истории воскликнуть: «Радуйтесь!»
1958
МРОЖЕК. Первая постановка пьесы Славомира Мрожека «Полиция».
ЖАН-ЛУИ БАРРО. Жан-Луи Барро, ученик Шарля Дюллена, который пытался сочетать в своем творчестве идеи «Картеля четырех», Жана Вилара, Антонена Арто и «поэтического авангарда», с 1958-го по 1968 г. возглавлял парижский театр «Одеон». Барро произносил идею «тотального театра», в котором в пределах одного синтетического представления объединились бы пантомима, психологическая драма, фарс, мюзикл и тому подобное. В орбиту «Тотального театра» он включает также кинематограф и музыку, балет и философию. «Тотальный» театр Барро — это театр тотального эксперимента. В драматургии Барро привлекают пограничные ситуации, трагизм, поэтичность, проявления которых он видит в произведениях Мольера, Клоделя, Салакру. Большое значение придает Барро постановке прозы — Камю, Фолкнера, Рабле, Кафки. Лозунг своего театра Барро произносил так: «О человеке, из-за человека и ради человека».
1959
«КОРОЛЬ ЛИР» . 13 марта состоялась премьера представления «Король Лир» В. Шекспира в Киевском театре имени И.Франко (режиссер — В. Оглоблин, художник — В. Меллер).
НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ . С этого года лучшим самодеятельным театральным коллективам присваивается звание «Народного театра», что было «высшей формой развития театральной самодеятельности». Уже в 1964 году в СССР насчитывалось 760 Народных театров.
ИНФОРМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО . В конце пятидесятых годов возникает такое явление, как «информальное искусство», или «бесформенная живопись» — течение, аналогичное американскому абстрактному экспрессионизму. Представители этого направления создавали картины методом «психической импровизации», пытаясь полностью исключить сознание из творческого процесса, выжать обдуманно построенную форму самостоятельно возникающей «неформой». Термину «бесформенная живопись» синонимичны «живопись действия», «другое искусство», «лирическая абстракция», «ташизм». Распространению этого направления содействовали Мишель Тапье, Жорж Матьйо и др. Наиболее выдающиеся представители данного течения в искусстве — Вольс, Жан Фотрие, Жан Дюбюффе, Марок Тоби, Жорж Матьйо, Анри Мишо, Жан Поль Риопелль.
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО . В конце пятидесятых годов возникло одно из направлений модернизма — кинетическое искусство, представители которого создавали подвижные конструкции. Иногда иллюзия движения создавалась световыми эффектами (в этом случае кинетизм смыкался с оп-артом). Выдающимися представителями кинетического искусства являются Николас Шеффер, Виктор Вазарели, Жан Тангели, Гюнтер Юкер и др. Ассоциации художников-кинетистов: «Ноль»(1958), «Группа Т», «Группа N»(1959), «Группа изучения визуального искусства»(1961), EAT(1966). Идеи кинетизма ранее озвучивали и развивали Умберто Боччони, Марсель Дюшан, Ласло Моголи-Надь, Наум Габо, Антон Певзнер.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ . В конце пятидесятых годов появилась инсталляция (букв. установка, расположение, уклад, сочетание). Данный вид современного искусства представляет собой пространственную композицию или художественную акцию, которая может сочетать различные виды традиционного искусства (живопись, скульптура и т.п.) и различные предметы на основании общей пространственной и содержательной идеи.
1960
ИСКУССТВО АНТИФОРМЫ (60-е гг.) Направление в скульптуре, сущность которого состояла в отказе от построения формы и ее планомерной организации. Художники выдвинули принцип «самостоятельного» движения материала, чаще всего жидкого, плавкого, легко поддающегося изменению. Форма, которую принимал жидкий каучук или расплавленный свинец, объявлялась произведением искусства. Наиболее выдающийся представитель «искусства антиформы» — Роберт Моррис.
ОП-АРТ . Оптическое искусство — направление модернизма. Художники оп-арта широко использовали различные зрительные иллюзии (главным образом — иллюзии движения, перемещения, слияния форм), опираясь на некоторые психологические особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Такие эффекты достигались, например, путем введения резких цветовых контрастов, пересечения спиралевидных линий. В оп-арте также часто применялись различные двигательные установки и переменчивый свет, разного рода динамичные конструкции. В таких формах оп-арт сливается с кинетическим искусством. Направление продолжает техническую линию модернизма, которая возникла раньше, с типичным для нее культом индустриализма, механистичностью и анонимностью произведения. К старшему поколению оп-артистов принадлежат Виктор Вазарели и Йозеф Альберс. Младшие представители — Ричард Анускевич, Альмир Мавинье, Ларри Ауне, Бриджит Рили.
OFF OFF BROADWAY. Театры «за Бродвеем» — расположенные, главным образом, в кафе, мастерских, церквях, складах и прочих помещениях. Ежегодно в этих театрах ставится 30—35 полнометражных пьес.
(Начало см. в «Дне» от 28.01. Продолжение следует)
Выпуск газеты №:
№181, (2000)Section
Общество