Перейти к основному содержанию

Прощай, «этонашевсе», — возвращайся, Пушкин!

История любви в исторических справках, цитатах, жанровых картинках и конкретных выражениях
03 июня, 00:00

А ведь и вправду любили! Не рискну сказать о каждом в отдельности, но — всенародно, всенародно-то любили до чего!

КАК МЫ ЕГО ЛЮБИЛИ (историческая справка)

И можно ли было не любить поэта, ежели он «пробуждал в народе добрые чувства, источником которых был сам народ»? «За его ясность, простоту, доступность миллионам умов», — полюбил Пушкина Ленин. Горький полюбил в Пушкине «талант... психически здоровый и оздоровляющий». «Здоров будь, Пушкін мій, землі орган могучий!» — воскликнул украинский коллега, увидев памятник поэту в Одессе. Уж здоров так здоров, иначе вряд ли смог бы (по Фадееву) «оплодотворить все самые лучшие, самые передовые общественные силы на Руси»... В общем, если рассудить здраво, достоин он был любви народной.

Всплески ее, как водится, приходились на юбилейные годы. Большой разницы между смертью и рождением не было. Строго говоря, большой разницы тут действительно нет, а для поэта — особенно. Некоторые как поэты и рождаются-то только, когда умирают. Ну, а уж Пушкин, по меткому выражению публициста, был у нас вроде Осириса: рождался, умирал, снова рождался и снова умирал... Народ знал: он вернется. Ибо —
Не вмер поет, його не вбила

Мерзенна Дантеса рука.
Живе віршів чудесна сила
В серцях колгоспника й робітника!

Любовь к Пушкину несла на себе отпечаток времени, невольно приноравливала кумира к современной ей эпохе. В 1937 году любовь была строгая: «Не признавать Пушкина — это изменять Родине!». В выполненных к юбилею переводах звенел безудержный советский оптимизм: «Пливли ми радісним гуртом... » (ср. в оригинале: «Нас было много на челне»), «Коли для смертного замовкне день труда ...» («Когда для смертного умолкнет шумный день»), «Поміж сіл і нив щасливих ...» («Блеща средь полей широких...») и наконец: «Я пам'ятаю час чудовий...» — высшее достижение обновленного, всенародного Пушкина: не мгновенье какое-нибудь чудное — а время, время-то какое у нас чудесное, друзья!

В 1949-м было много победного пафоса: «Ти славив Правду і Свободу — від нас тобі подяка й честь. Хотів ти щастя для народу — воно вже єсть, воно вже єсть!» 1987 год нес на себе печать декаданса — юбилейные краски были меланхоличны, как пушкинская осень, в речах звучал взвешенный патриотизм, и Борис Олийнык неожиданно проговорился, что Пушкина никогда и не тянуло покинуть пределы отечества...

КАК МЫ ЕГО ЛЮБИМ (жанровая картинка)

Небольшая толпа в вестибюле Музея русского искусства. Приподнятое настроение, ожиданье-предвкушенье- нетерпенье. Момент открытия выставки не имеет определенных очертаний, как рейс в провинциальном аэропорту: задраили двери, пристегнули ремни — стоп, бегут опоздавшие. Но вот, кажется, все в сборе, можно открывать.

Маленький президиум из Пушкина (в виде бронзового бюста), директора музея и г-на посла. Речи коротки, в меру взволнованны. Как все мы хорошо знаем... (и т.д.). Целая эпоха — эпоха Пушкина — разместилась в этих залах. «Вот тут есть переживания, что экспонатов мало, — улыбнулся посол. — Я понимаю: потому что Киев... Я хотел сказать: потому что Киев — культурный центр мирового значения, вот и кажется, что мало»...

В течение примерно получаса в четырех залах стоит приглушенномажорный галдеж. Потом все куда-то деваются. Становится тихо и пусто. Становится видно, что выставка скромна. Эпоха Пушкина представлена лаконично и даже аскетично. Становится немного обидно за Пушкина. Как-никак 200 лет... И это все?

Да, все. А чего вы хотели? Да, все — все, что у нас есть. А без копейки дополнительных средств такую выставку сделать, ну-ка? А то люди думают: раз Пушкин, раз 200 лет (хотя 200 лет-то действительно бывает только раз), так обязательно — роскошь, изобилие, глаза разбегаются. Не надо, чтоб разбегались. Наоборот, когда мало — есть на чем сосредоточиться. Тут надо каждому разобраться в себе самом. Что мы любим, конкретно? Если Пушкина — так сказать, «живого, а не мумию» — то много ли для этой любви надо? Томик стихов да «это небо да эти облака», чего еще?

Не сразу смиряешься с тем, что Пушкин у нас теперь в роли банкрота — то за всех платил, а теперь на него и копейки не допросишься. Вот тут-то любовь и проверяется. Как в старом добром индийском кино, когда богатая невеста вдруг оказывается бесприданницей, и становится видна подлинность чувств нищего соискателя (приданое потом, правда, отыскивается). Ну — нету, нету у государства (а уж у музея тем более) денег на Пушкина. Не может оно организовать выставку с помпой, с перевозом через границы полотен и деятелей искусства, с достройкой нового корпуса к музею. Тем более — поэт иностранный...

ОТ ИМЕНИ И ПО ПОРУЧЕНИЮ (пленэр)

Садишься в поезд и удивляешь проводника тем, что «кто-то в Каменку едет». Неужто зарастает народная тропа?

Радостные плакаты у развилок предлагают вниманию почтеннейшей публики сразу две юбилейные вехи: пушкинские 200 и 350 годков самой Каменки — итого 550 на двоих. Но подлинной датой рождения союза Пушкина и Каменки является все тот же 37-й год. Именно тогда решением правительства была узаконена еще одна точка на карте всесоюзной пушкинианы: Литературно-мемориальный музей Пушкина, декабристов и примкнувшего к ним Чайковского. С той поры жизнь в Каменке пошла по музыкально-поэтическому графику: то один родится, то другой умрет — все праздновали, как полагается. Достойно принимали гостей со всего мира, с размахом отмечали юбилеи. Бывали здесь и Всесоюзные фестивали искусств «Золотая осень». Ну, в общем, «Я пам'ятаю час чудовий»...

Старожилы знали от своих отцов и дедов (а потом рассказали пытливым краеведам), что Пушкин любил купаться в Тясмине, а лунными ночами гулял по парку. Рассказывал чудесные сказки крестьянской детворе, прозвавшей его за эти сказки и гостинцы «добрым панычем»... А на досках деревянной беседки рукой поэта был вырезан стишок. Впоследствии банда Коцуры разломала беседку, и стишок погиб. Образ поэта, произведения которого (за исключением стишка в беседке, конечно) при его жизни были трудящимся недоступны, вошел здесь, на Черкасщине в предания. Вот одно из них, которое невозможно не пересказать дословно:

«Під час розмови з поетом цар підійшов до вікна. Надворі була ніч, проти вікна на стовпі гойдався ліхтар.
— Пушкін, скажи що-небудь у рифму про ліхтар, — звернувся цар.
А той, не довго думаючи, відповів:
— Коли б замість фонаря —
Та повісить руського царя...

«Схопили тут Шевченка за ці слова...» — эхом отзывается народное предание Херсонщины, где — в свою очередь — бывал Шевченко. Вот оно, родство культур! Неразделимы образы любимых поэтов в памяти народной, даже фонарь у них один на двоих (и планы на фонарь одинаковые).

...Что не доломали коцуровцы, пришло в упадок само. За двести лет любая беседка в щепки превратится, и никаких бандитов не надо. Ремонтировать нужно, поддерживать, ухаживать. А кто деньги даст? Опять Пушкин?

5000 грн. на ремонт кровли «зеленого домика» (уцелевшего фрагмента усадьбы Давыдовых, где размещается музей) дал местный меценат — ныне покойный директор Каменковского спиртзавода. Сотрудники музея засучили рукава и покрасили все, что полагается и как полагается. А в свободное время они еще и экскурсии водили, если надо. Худо-бедно, а едет народ — посмотреть, где слагал поэт бессмертные строчки «Кавказского пленника», где Южное общество вынашивало планы борьбы против злых царей да за нашу с вами счастливую свободную жизнь...

Хотя если бы этот злой царь сослал Пушкина, как ему советовали, в Сибирь, то там, небось, на каждой станции, где опальный поэт коней менял, музеи бы стояли. А так отправили Пушкина на юг и — как с рук сбыли. Такая у них любовь: только до границы России, а дальше хоть трава не расти.

...И ОТ СЕБЯ ЛИЧНО (в конкретных выражениях)

Хорошо, что есть еще страны, где умеют ценить и любить гениальных поэтов независимо от их вероисповедания, национальности и языка, на котором пела их Муза. Даже музеи в их честь открывают.

...В дышащем послеремонтной свежестью особняке на Кудрявской, 12 (спустя два часа после официального открытия там первого в Украине Музея Пушкина) царила атмосфера застолья, перевалившего за середину: все говорят одновременно и непонятно, кто тут именинник. То есть как это — кто? Пушкин, конечно! Возле витрины в глубине зала было особенно многолюдно. «Наверное, все смотрят единственную в Украине подлинную пушкинскую меморию — цензурированный экземпляр «Современника », — мелькнула мысль. Без меня?.. Я ревниво вклинилась в толпу.

Но никто не смотрел на витрину. Все внимание было отдано немолодому человеку, столь по-хозяйски стоящему спиной к драгоценным экспонатам, что сомнений быть не могло — это Бердичевский. САМ Бердичевский! Приехал из Германии! ТОТ САМЫЙ Бердичевский! Тот, чью уникальную коллекцию 12 лет назад (вы догадались: в разгул очередного юбилейного приступа любви к Пушкину) государство милостиво приняло в свое лоно, разрешив ей жить дальше — в качестве музея. «Есть таинственная связь между тем, кто и ищет, и тем, что ищешь. Они ОБА двигаются навстречу друг другу»... Наверное, поэтому мне посчастливилось встретиться и разговаривать с создателем того, о чем отныне каждый киевлянин может сказать просто: наш Музей Пушкина. Выражаясь грубым журналистским языком, коллекционер дал мне интервью. Но не раньше, чем ВСЕ желающие смогли сказать ему слова восхищения, поблагодарить или просто поздороваться. Знакомые и незнакомые люди уходили, не просто получив свою порцию ответного внимания, но — обласканные, очарованные, осчастливленные. Он ни с кем не поговорил вскользь. Он ни разу не ограничился просто кивком или рукопожатием. Он ни разу не перепутал имени, не обознался. Он ни разу даже не намекнул: мол, устал, господа, пятый час на ногах. И только, когда выглянула молоденькая сотрудница, попросил:

— Глоточка воды у вас не найдется?

Минуты через три она честно доложила:

— Воды нету.

И спряталась обратно.

И я подумала невольно: отчего это всегда тот, кто отдал все без остатка, — детям ли, родине, — потом и глотка воды у них не допросится? Ах, бедный старый король Лир!.. (Подчеркиваю: невольно подумала. Потому что «вольно» иметь в голове мысли о том, что в музее-де пожалели глотка воды для своего фундатора, — было бы как минимум наивно. Не в воде дело.)

...Что-то давно ничего не говорилось о 200-летии Пушкина. Словно он здесь ни при чем. А ведь именно в этом сюжете пушкинский юбилей наконец сыграл действительно решающую роль!

— Я уже не верил, что музей когда-нибудь откроют, — сказал Бердичевский. — А потом — нет, к 200-летию они же должны что-нибудь сделать! И я все думал: только бы дожить до 200-летия Пушкина...

(Интервью с Я. И. Бердичевским читайте в одном из следующих номеров нашей газеты.)

Затоваренность Пушкиным, кажется, уходит в прошлое. Наше государство, отказавшись платить по пушкинским счетам, фактически отказалось и от монополии на поэта. Из всенародной собственности любовь к Пушкину переходит в частную — точнее становится частным делом каждого. И, быть может, это к лучшему? С одной стороны, мысль о том, что можно не любить Александра Сергеевича была святотатственна — все равно как не любить папу с мамой; но и всерьез относиться к нему можно было не более, чем к любому из членов Политбюро. Защитные инстинкты души требовали отторжения излишков Пушкина. Превращения его из символа, статуи, города, из «генсека русской литературы» — обратно в человека. В «Пампуш на Твербуле». В героя анекдотов. В автора стихов, наконец. Многими любимых...

«Есть много болей у нас, которым он уже не сможет дать утешения». (Трудно было, ей-ей, найти для жизнеутверждающего финала хоть одну незатертую цитату!) Но, я надеюсь, мы больше и не станем возлагать на Пушкина столь непосильных задач. А главное — не станем любить его всенародно.

Тем более, что за объектами всенародной любви дело не станет...

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать