Перейти к основному содержанию

«Просто ставишь перед собой цель – и каждый день борешься»

«День» пообщался с бойцами, которые имеют или нуждаются в протезах, и узнал, что им могут предложить украинские и иностранные предприятия
27 марта, 11:43
19-ЛЕТНИЙ СЕРГЕЙ ИЛЬНИЦКИЙ ИЗ 79-й АЭРОМОБИЛЬНОЙ БРИГАДЫ В ИЮЛЕ ПРОШЛОГО ГОДА ПОЛУЧИЛ ТРАВМУ, КОТОРАЯ ПРИВЕЛА К АМПУТАЦИИ НОГИ. СЕЙЧАС ПАРЕНЬ МОЖЕТ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ И ДАЖЕ ВОДИТЬ АВТОМОБИЛЬ БЛАГОДАРЯ ПРОТЕЗУ, СДЕЛАННОМУ В УКРАИНЕ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЧЕТ

Ярослав Миронов служил в 30-й механизированной бригаде Новоград-Волынского. В начале боевых действий в Украине боец как раз находился на ротации, вернулся из Косово, где принимал участие в миротворческой миссии. Но отдохнуть дома не вышло, в начале мая был уже на фронте. 22 мая колонна военных попала в засаду под Рубежным. В левую ногу мужчины попала пуля. Местные врачи не смогли оказать квалифицированную медицинскую помощь. Бойца переправили на вертолете в Харьковский госпиталь, сделали операцию, и снова неудачно. Повезли в Киев (здесь уже пришлось ехать на маршрутке, потому что воздушного транспорта не нашлось). Пока раненого довезли до Киевского госпиталя, врачи уже стояли перед выбором: спасать ногу или жизнь бойца. 24 мая ему ампутировали ногу.  Но Ярослав не сдался. Поставил себе цель: до 1 сентября получить протез, чтобы пойти на учебу в институт при Министерстве обороны. Решил дальше служить на верность украинскому народу, несмотря на травму.

«Тогда было очень много приглашений для протезирования, я от заграничных отказался, потому что другим ребятам нужно было лечить значительно больше травм, чем у меня. Мне удалось получить протез к началу осени. Я тогда просил напрямую Президента, чтобы разрешили служить. И 1 сентября уже был в строю. Я один такой, который остался на службе, с возможностью дальнейшей работы на штабных должностях или преподавателем в учебных заведениях», — рассказывает военный.

За это время бойцу пришлось уже трижды менять протез, потому что раненая нога худеет. Сейчас Ярослав готовится к четвертой замене. Делают ему это в Украинском центре реабилитации ветеранов Афганистана. Если в первый раз протез оплачивали волонтеры, то теперь за государственный счет (действует программа бесплатного протезирования участников АТО). Услугами доволен, Ярослав говорит, что наши специалисты ставят протезы хорошего качества. И вдруг что — то удобнее корректировать искусственную ногу у нас. Кстати, рассказывать свою историю Ярослав соглашается не всем изданиям, лишь тем, кому доверяет. Признался, что «День» входит в этот круг, читает нас давно.

ПОТРЕБНОСТИ РАСТУТ, А БЮДЖЕТ — ТОТ ЖЕ

Ярославу немного повезло, потому что был кадровым военным и не пришлось оббивать пороги кабинетов, чтобы доказать: заслуживает протезирования за государственный счет. С добровольцами ситуация сложнее. Первые бои, первые травмы, первые искалеченные бойцы лишь обнажили проблемы, которые существовали в протезной отрасли, заставили государство реагировать или хотя бы делать вид, что реагируют на новый вызов.

Министерство социальной политики с осени ведет разговоры о реформировании протезно-ортопедической отрасли. Как неоднократно писал «День», в ведомстве изменяют законодательную базу для предприятий-производителей, но эти изменения скорее касаются документальной работы, а не качества продукции. Эксперты жалуются на ненужную, по их мнению, сертификацию для составляющих или комплектующих, которые закупают за рубежом с уже готовыми сертификатами качества. И все равно проходят проверку еще и в украинских экспертных центрах. Недавно общественная организация Pidmoga.info обнародовала информацию, что из-за такой перепроверки из бюджета теряется от 8 до 60 миллионов гривен ежегодно.

В этом году на протезирование из казны выделено 820 миллионов гривен. Однако средства между производителями распределяются не сразу. Валерий Поплавец, председатель Украинского центра реабилитации ветеранов Афганистана, рассказывает, что сначала должны выполнить работу, а затем получат деньги. К тому же, в этом году курс иностранной валюты резко подскочил, а заложенные в бюджете средства на протезирование пересматривать уже никто не будет. То есть потребность в изделиях вырастет, а сумма останется та же. По прогнозам Валерия Поплавца, придется «лепить» протезы из того, что будет под рукой, и он признает, что качество может быть ниже.

ДЛЯ МОБИЛЬНОГО ПРОТЕЗА — СПРАВКУ ИЗ ПАРАОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА

Хотя, собственно, на качество протезов военные не жалуются. Уверены, что наши предприятия способны обеспечить травмированных бойцов искусственными конечностями не хуже, чем заграничные. Одно из самых старых протезных предприятий, которое действует во Львове, уже давно работает по немецкой технологии и собирает искусственные конечности из немецких комплектующих компании Otto Bock. Его филиал в Ковеле завоевал славу предприятия, где делают протезы европейского образца.

В Киеве действует несколько протезных предприятий, и самое старое в Украине Киевское казенное экспериментальное протезно-ортопедическое предприятие. Его филиалы работают в Чернигове и Черкассах. Бойцы имеют право сами выбирать, в какое предприятие обратиться. Эксперты  советуют, если есть возможность, объездить несколько производств, посмотреть, кто что предлагает, чтобы выбрать самый оптимальный вариант. Сложнее с протезами верхних конечностей. Ребятам нужны биоэлектрические протезы. Такие делают лишь несколько предприятий в Киеве.

Но работать государственным структурам есть еще над чем. Эксперты уже не первый год готовят свои рекомендации для настоящей реформы протезной отрасли, а не словесной. Валерий Поплавец формулирует основные недостатки: завышенные сроки эксплуатации изделий, в настоящее время гарантийный срок сложных протезов 4,5 года, а это означает постоянные ремонты и дополнительные проблемы для инвалида. Нет четкой процедуры обеспечения людей протезами, также отсутствует диалог чиновников с гражданами.


КИЕВСКИЙ ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ

А последним перлом от Минсоцполитики эксперты называют приказ №37 «Об утверждении порядка определения функциональных возможностей инвалида». Касается он людей с протезами ног. Если перевести чиновничий язык на более доступный, то в зависимости от того, как быстро человек с протезом может передвигаться дома, на улице, на работе, чиновники рассматривают пять степеней такой мобильности. Для каждой степени — свой протез и свои условия получения. Так, чтобы получить протез четвертой степени мобильности (неограниченное передвижение в помещении и открытом пространстве), человек должен дать справку из Параолимпийского комитета (!).

Вместе с этим заместитель министра социальной политики Василий Шевченко и дальше рассказывает общественности, что реформы в протезно-ортопедической отрасли продолжаются.

ВЕСНОЙ АМЕРИКАНСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ПОДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ С ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ

Другой вариант — получить протез за рубежом. Часть военных, если есть возможность, выбирают именно это. В большинстве случаев инициатива взять на лечение наших бойцов исходит от заграничных специалистов. Об этом в один голос заверяют волонтеры, общественные эксперты и производители. При Министерстве соцполитики работает специальная комиссия, которая отбирает среди бойцов тех, кому действительно могут помочь лишь иностранные специалисты. Но по возможности, пытаются обойтись украинским вариантом.

Зная о нашей беде, заграничные врачи и протезисты сами откликаются и первыми подают руку помощи. Так, латвийская клиника «Лаборатория протезирования глаза Валтера» заявила о своем желании провести 60 протезирований участникам Майдана и АТО. «День» писал о масштабной программе от итальянского Фонда центров реабилитации Padre Pio, который готов изготовлять для наших раненых современные электронные протезы. Благодаря компьютерным программам итальянцам удалось изготовить протез, который максимально приближен к настоящей, живой ноге. Первого пациента итальянские специалисты уже снабдили таким электронным чудом техники. Теперь подбирают следующих бойцов. И что важно, обслуживание протезов будет проходить в Украине, для этого откроют специальное отделение.

Респект канадским украинцам, которые не забывают о родине. Антонина Кумка — родом из Украины, сейчас живет и работает учителем в Канаде. Женщина инициировала «Проект поддержки протезирования в Украине». Он скорее для тех, кто протезирует бойцов, это своеобразные курсы повышения квалификации. Антонина смогла договориться с организацией «Простетика» в США, которая занимается протезированием. Ее президент Джон Батздорф собирает команду специалистов-волонтеров, которые приедут к нам делиться опытом и знаниями в период с 25 апреля по 8 мая.

«Ожидания достаточно большие и позитивные, ведь мы не только обеспечим качественными, современными протезами пять кандидатов во время двухнедельной миссии, но прежде всего заложим основу для независимого развития сложного протезирования и реабилитации в Украине. Специалисты из разных регионов Украины будут принимать участие в проекте, что также означает, что когда они вернутся в свои города, то смогут помогать на местах», — пишет Антонина на своей странице в Facebook.

«НИКАКОЙ ПРОТЕЗ НИКОГДА НЕ ЗАМЕНИТ НОГУ»

Антонина признает, что вывезти на лечение и протезирование всех  за рубеж невозможно. Но вполне реально повысить качество такой помощи у нас, в Украине. Волонтеры же и сами производители отмечают, что в последнее время наши протезисты сделали значительный шаг вперед.

«Я могу сказать о всех наших производителях, что технологии хорошие, за границу ехать не нужно, ведь пусть даже волонтеры раз найдут средства, а дальше нужно обслуживать протезы, менять их. И второе — средства от нашего протезирования идут в наш бюджет, а если это делать за рубежом — то в бюджет свободной Европы», — объясняет Валерий Поплавец.

«Я смотрю на ребят, которых повезли в Австрию, содрали такие деньги, а поставили те же протезы, что и у меня. А если такие ребята не захотят ходить, а поверьте, ходить не очень хочется, потому что все болит, то хоть в Америку отвези, толку от этого мало. Я по 12 часов в протезе, тяжело, но проблемы нужно преодолевать, — поддерживает такое мнение и Ярослав Миронов. — Что бы там ни говорили, никакой протез, супермодный, никогда не заменит ногу. Никому не верьте. Я занимался спортом, для меня сейчас это закрыто, где-то только с мая можно будет плавать. Просто ставишь себе цель и каждый день борешься».

РЕАБИЛИТАЦИЯ — ПОКА ЧТО ВНЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ

Если с протезированием дела у нас более менее неплохие, то обучение бойцов тому, как ими пользоваться, а особенно реабилитация — еще требуют улучшения. Историю бойца Виктора Бойко нам поведал его брат Роман. Виктор неохотно идет на общение, ворошить воспоминания о том, как стал инвалидом, — еще не готов. И это то, на что должны обратить внимание социальные службы. Дать протез такому бойцу — доброе дело. Но что делать человеку дальше?

Роман Бойко рассказал, что брат служил по контракту в Бердичеве. Во время выполнения боевых заданий в Попасной попал с побратимами в засаду. Были осколочные ранения, левую руку ампутировали сразу на месте, а правая до сих пор не восстановилась, хотя прошло уже 10 месяцев после ранения. Средства на протез утраченной руки собирали волонтеры.

«Решили долго не ждать, чтобы не атрофировались мышцы. И чтобы брат стал хоть немного самостоятельным. Сейчас уже может стакан воды взять рукой. Заказали и рабочую насадку на протез, ею можно взять отвертку и что-то делать по домашнему хозяйству. Витя когда увидел эту насадку, сразу ее захотел. Может и на компьютере работать», — рассказывает Роман.

НЕ ЖАЛЕТЬ СЕБЯ — А РАБОТАТЬ

К счастью, есть и позитивные истории. Когда общались с волонтером Юлией Данильченко, которая помогает раненым в Киевском госпитале, она сразу вспомнила бойца Александра Чалапчия. Он был мобилизован в кировоградский 34-й батальон территориальной обороны, потерял обе ноги во время так называемого перемирия 28 августа, около Горловки попал под минометный обстрел. Его фото на инвалидной коляске, с двумя протезами ног, а на лице — искренняя и очень широкая улыбка, поражает до слез. Юлия говорит, что такого жизнерадостного, с такой силой духа бойца еще не встречала. Даже в таком состоянии он радуется жизни, сумел вернуться на работу, поскольку жена и пятилетняя дочка нуждаются в заботе отца, еще и помогает двум семьям погибших бойцов.


АЛЕКСАНДР ЧАЛАПЧИЙ, БОЕЦ КИРОВОГРАДСКОГО 34-ГО БТО, ЛИШИЛСЯ ОБЕИХ НОГ 28 АВГУСТА ВОЗЛЕ ГОРЛОВКИ. НО НЕ УТРАТИЛ ОПТИМИЗМА И ЛЮБВИ К ЖИЗНИ. ПОСЛЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ВЕРНУЛСЯ НА РАБОТУ, ПОМОГАЕТ ДВУМ СЕМЬЯМ ПОГИБШИХ БОЙЦОВ. А ВЧЕРА ВО ВТОРОЙ РАЗ СТАЛ ОТЦОМ / ФОТО C СТРАНИЦЫ FACEBOOK

Но это скорее исключение из правила. Потому что большинство раненых все же нуждаются в психологической поддержке.  «Бойцы, которые оттуда возвращаются, они же смотрели в глаза смерти. В настоящее время только собираются делать реабилитационные центры, но здесь ставятся какие-то подножки. Есть много хороших психологов, которые работают с бойцами, но они должны в каком-то кабинете находиться и давать свои консультации», — говорит Юля, намекая, что работы здесь еще — непочатый край.

«Самая страшная проблема, когда получаешь ампутацию и начинаешь себя жалеть. Так ничего не выйдет. Мне звонили по телефону из государственных служб, спрашивали, чем помочь, но в первую очередь нужно этих ребят чем-то занять. Не просто сводить в  кино или на футбол, а устроить где-то на работу или на какую-то учебу, потому что человек начнет спиваться, это опыт Афганистана. Такой будет опыт и АТО. Поэтому когда я предложил девушкам из госслужб открыть для атошников курсы вождения, чтобы бойцы с протезированными ногами могли этому научиться, всякие разговоры и звонки прекратились, — говорит Ярослав Миронов. — Это же на всю жизнь. Очень трудно зимой, особенно, когда дороги нерасчищены. На новых электронных протезах, которые делают в Европе, колено сгибается, а у нас ты не можешь поднять ногу, а только перебросить. Забота должна быть в любом случае».

Ярослав сейчас учится водить авто. За собственные средства. Пешком ходит на учебу в институт, к счастью, проживает недалеко. Советует таким же, как он, не отчаиваться, а находить себе применение. На фоне его смелости и желания жить, несмотря на любые преграды, наши проблемы кажутся такими незначительными. Давайте гордиться такими людьми и брать с них пример.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать