Провальные знания
В Центре оценивания качества образования советуют как можно быстрее взяться за реформу среднего образования, потому что нынешнее ВНО показало: уровень знаний сегодняшних выпускников — очень низкий
Невзирая на то, что немало родителей пытаются сделать из своих детей вундеркиндов, начиная прививать знания чуть ли не с пеленок, результаты оказываются неутешительными. То ли мир современных информационных технологий преградил путь стремлению к знаниям, то ли система среднего образования стала несовременной и перестала соответствовать новейшим требованиям, но эксперты заявляют о крайне низком уровне знаний и подготовки нынешних выпускников, а следовательно, и будущих студентов.
В Украинском центре оценивания качества образования после завершения внешнего независимого оценивания делятся «достижениями» нынешней кампании: 43% абитуриентов не справились с тестами по математике, ни один не получил максимальной «двухсотки» по физике, а вот по биологии максимальное количество баллов набрал всего один выпускник из 80 тысяч. Иностранный язык тоже хромает: всего 87 участников ВНО из 70 тысяч выполнили все задания правильно, а четверть вообще не дошла до творческого задания «Напиши письмо товарищу на английском языке». А два года тому назад у нас внедрили для школьников обязательное изучение еще и второго иностранного языка. Результаты будут такие же?
Не в лидерах и история Украины, знание которой крайне необходимо, что подтверждают и последние события: всего четыре человека из 130 тысяч набрали максимальное количество баллов. Эксперты отмечают, что тесты не сложные, это же не ученическая олимпиада или международные соревнования, где нужно проявить дополнительные знания и незаурядные творческие способности или логику.
Игорь Ликарчук, директор Украинского центра оценивания качества образования, говорит, что после завершения ВНО нужно кричать «SOS»: «Если ничего не делать в ближайшие годы, то, что было несколько месяцев назад у нас с армией, может случиться с системой среднего образования. Государство на протяжении 15—20 лет недооценивало необходимость инвестиций в образовательную сферу. Она финансировалась по остаточному принципу, труд педагога был маргинализирован. Эффективной системы оценивания качества образования в Украине нет. Условия работы в школах неудовлетворительные: отсутствуют учебные пособия, недостаточно оборудованы кабинеты, во многих случаях не хватает даже парт. Очень большое количество учителей пенсионного возраста, которые не могут работать эффективно на современном уровне.
И еще — серьезные ошибки в определении образовательной политики и стратегии развития образовательной системы. У нас огромная проблема с качеством естественно-математического образования, которое фактически является гарантией в техногенном прорыве и основой национальной безопасности страны. А мы имеем сокращение часов на изучение предметов этого цикла. Все те псевдореформы, которые проводились в системе среднего образования, не были систематизированы и зависели от политического мировоззрения и воли тех людей, которые возглавляли это направление».
Эксперт добавляет, что последние три года (когда УЦОКО возглавляла Ирина Зайцева, человек экс-министра образования и науки Дмитрия Табачника) результаты ВНО вообще не обнародовались и не анализировались. В МОН отчитывались, что все в порядке, проблем нет, а если есть, то их решают. Поэтому низкий уровень знаний — это результат не одного года, система работала с пробелами уже давно. Если о необходимости реформы высшего образования говорили последние несколько лет и, наконец, такой закон приняли, то о фундаментальных и продуманных изменениях в средней школе на государственном уровне речь не шла. Один министр вводил двенадцатилетнюю систему обучения, другой отменял, а в это время учителя и ученики ждали новых учебников по быстро обновленным программам.
По мнению Игоря Ликарчука, который начинал свою деятельность еще с учительства в сельской школе, поэтому знает всю систему изнутри, сейчас не нужны популистские заявления. «Нужно думать над стратегией реформ среднего образования, которая будет формироваться на основе глубокого анализа ситуации, без привязки к политическим взглядам, исходя из реальных запросов общества, но эти запросы необходимо детально изучать. Мы можем принимать хорошие законы о высшем образовании, о разносторонних программах развития государства, но данные законы будут претворять в жизнь те, кто сегодня учится в средней школе», — подытоживает эксперт.
Абитуриентов Донбасса ожидает третье ВНО
Особенности ВНО в 2014 году: тестирование не состоялось в АР Крым и Луганской и Донецкой областях. Абитуриенты для участия в тестировании переезжали в другие регионы. Из более чем 35 тысяч абитуриентов Донбасса 15 тысяч так и не прошли ВНО. Специалисты ожидают, что Минобразования издаст приказ о проведении дополнительного тестирования для них. В подавляющем большинстве выпускники проходят проверку знаний в соседних областях (Харьковской, Днепропетровской, Запорожской). Что касается прохождения ВНО, то наблюдатели говорят, что в целом тестирование прошло согласованно, организовано и спокойно.
– Несмотря на то, что вступительная кампания на бакалаврат начнется с 11-дневным опозданием, на финиш в этом году она выйдет – 12 августа, тогда как в прошлом году – 11 августа. С 4 июля открыт сайт регистрации для электронной подачи заявления. Вступительная кампания будет продолжаться до 1 августа (это последний день для подачи). 2-го августа будет опубликован первый список рекомендованных для зачисления. Как обычно, будет три волны опубликования – 5-го и 8-го августа, по состоянию на 12 августа должен быть издан приказ на зачисление на места государственного заказа, – рассказала координатор наблюдения за ВНО Гражданской сети ОПОРА Ольга СТРЕЛЮК. – Если для абитуриентов той территории Украины, где не смогли пройти тестирования, сроки вступительной кампании понятны, то для абитуриентов Донбасса – к сожалению, нет. Был издан приказ Минобразования об изменениях к условиям приема – в части вступления на территории Донецкой и Луганской областей. Здесь вступительная кампания должна была начинаться 11 июля, а закончиться 15 сентября. 16 сентября должен был бы быть опубликован рейтинговый список, 25 сентября – зачисление. То есть планировалось продлить для них вступительную кампанию на месяц-полтора. Так выглядело раньше. Но мы знаем, какая ситуация была вчера, позавчера, когда захватили общежития Донецкого национального университета... Ситуация продолжает быть напряженной. Очевидно, что будет дополнительное ВНО, но официального приказа нет. Отдельные вузы уже объявили об изменениях в своих условиях приема. Мы прогнозируем, что в той части Донецкой и Луганской областей, где есть стабильное функционирование, вступительная кампания может начинаться и 11 июля: те абитуриенты, в том числе и из Донбасса, которые прошли ВНО и имеют результаты, прошли государственную итоговую аттестацию, могут подавать документы для участия во вступительной кампании.
В целом в Украине для участия в ВНО зарегистрировалось больше 200 тысяч абитуриентов. По словам специалистов, большинство из них может вступить на государственный заказ (это свыше 100 тысяч мест). Отсеивается часть абитуриентов, которые не проходят минимальный барьер: 124 балла по непрофильному предмету и 140 баллов – по профильному. Как утверждают специалисты, результаты прошлых лет показали, что был недобор на места государственного заказа по направлениям – физика, математика, прикладная физика, и прикладная астрономия. Ныне государственный заказ еще не распределен между вузами: процедура утверждения должна пройти в Кабинете Министров. Эксперты ожидают, что он будет опубликован до 15 июля. Также на заседании Кабинета Министров приняли решение: абитуриентам из Крыма будут предоставлены дополнительные государственные места для вступления в вузы.
Оксана МИКОЛЮК, «День»
Выпуск газеты №:
№124, (2014)Section
Общество