«Пусть меня научат»
Только 12% школьников получают знания с интересомЗавтра каждая вторая школа Украины получит интересный подарок — книгу «За пределами возможного: школа, какая она есть». Книга издана в рамках одноименного проекта Благотворительного фонда «Перше вересня» при поддержке Международного фонда «Відродження» в издательстве «Шкільний світ». Это уникальное научно-популярное издание — результат исследований коллектива авторов. Оно состоит из трех частей. В первой части рассматривается структура современного украинского образования и ведется откровенный разговор о реальном доступе к качественному образованию в стране. Во второй части сборника дается глубокий анализ особенностей больших и малых сельских школ, анализируются проблемы массовой городской школы, исследуются плюсы и минусы элитарных школ, а также частных школ... Третий раздел издания посвящен главным действующим лицам школьного дома — учителям, ученикам и их родителям. Рассматриваются различные варианты отношения этих групп к учебному заведению, понимание ими своих прав и обязанностей, а также их мотивация к участию в учебном процессе. Отдельная глава посвящена особенностям многогранного труда директора школы, а в приложении — размышления о профессии опытных и будущих учителей.
Авторы утверждают, что создать обобщенный портрет современной школы невозможно, а вот хорошую школу можно создать только усилиями всего общества: государства, общественных организаций, родителей, отдельных граждан, которые осознают значимость роли школы в обществе. Главным препятствием для создания школы, отвечающей требованиям современности, авторы называют несоответствие высоких требований, предъявляемых обществом к нынешней школе, низкому общественному статусу учителя.
Относительно того, хотят ли дети учиться в наших школах, авторы исследования сообщают следующее: 42% опрошенных детей ходят в школу, чтобы получить знания для последующего обучения какой-либо профессии, 22% — ради общения с ровесниками, 13% — чтобы получить аттестат, 12% хотят быть образованными и им интересно учиться, 11% ходят в школу по принуждению старших. Готовит ли современная украинская школа детей к успешной жизни? Положительно ответили только 34% опрошенных школьников. 4% старшеклассников убеждены в том, что школа в лучшем случае выдает документ об образовании, потому что знания, которыми их пытаются «начинить» учителя, никому не нужны. А самих педагогов характеризуют как оторванных от жизни и не чувствующих современных тенденций развития. Среди чувств, овладевающих детьми во время их пребывания в учебном заведении, называется в первую очередь рабочее настроение. Затем идет усталость, интерес, ожидание увлекательных внешкольных мероприятий и — тревога, связанная с ожиданием плохих отметок.
А еще из книги можно узнать о том, что в учебных заведениях нового типа (особенно в больших городах), как правило, не соблюдается принцип формирования контингента учеников по месту проживания. Это связано с тем, что важнейшим неофициальным условием отбора будущих учащихся в элитарных учебных заведениях является социальный и имущественный статус родителей, которые вынуждены брать на себя обязанности по конкретной материальной помощи школе. Эти средства используются на мебель, ремонты, оборудование, дополнительную плату преподавателям и составляют 20-30% школьного бюджета. В обычных массовых школах «бесплатное» образование выливается в сумму от 5 до 20 гривен ежемесячно, так как бюджетных средств не хватает на содержание и развитие учебного заведения. А вот в некоторых частных общеобразовательных школах столицы платное образование детей обходится родителям до 700 долларов США ежемесячно.
Кстати, в целом в Украине функционирует более 22 тысяч общеобразовательных учебных заведений, из которых около 19 тысяч — это обычные общеобразовательные школы, охватывающие обучением 86% школьников страны. Гимназисты от общего количества школьников Украины составляют 3,3%, лицеисты — 1,4%, учащиеся вечерних школ около 1%, а специальных школ-интернатов — около 2%.
КСТАТИ
Не компьютеризация школ, а их современное, европейское информационное обеспечение — такую цель поставили перед собой педагоги Львовщины. По статистике, в области компьютеризованы только 62 процента школ, 96 из них подключены к сети интернета, 42 учебных заведения имеют свои WEB, а в целом на один компьютер приходится приблизительно 17 учеников. Правда, уже определены и успешно работают 15 центров, где в течение года по программе Интел «Учеба для будущего» пройдут переподготовку 2000 учителей-предметников.
Во исполнение областной программы «Информатизация образования» предусмотрены расходы в сумме 800 тысяч гривен. Эти деньги пойдут на компьютеризацию управленческой деятельности. А для дальнейшей компьютеризации школ предусмотрены еще 2 млн. 950 тысяч гривен. Кроме приобретения новых компьютеров планируется осуществить еще один интересный проект. Уже разработаны техусловия и готовится вся необходимая документация для того, чтобы в течение года не менее 100 школ получили дополнительно доступ к интернету. Осуществить замысел можно благодаря радиосигналам. Базовые станции радио-интернета будут установлены в районных центрах.
— Мы долго обдумывали, — говорит начальник главного управления образования и науки Львовской облгосадминистрации Михаил Брегин, — и пришли к выводу, что таким образом услуги интернета обойдутся для педагогов в 12 раз дешевле. Интернет для сельских школ — своеобразное окно в мир, и это окно для учеников каждой школы должно быть открытым. Ведь благодаря интернету можно активнее проводить и так называемое дистанционное обучение, которое становится в сельской местности все более популярным.
Выпуск газеты №:
№153, (2004)Section
Общество