Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пути к выздоровлению

28 ноября, 00:00

Двумя проектами с ярко, подчас даже агрессивно выраженной социальной направленностью ознаменовалась выставочная жизнь Киева в минувшие выходные. Выставкой фотографий «Заложники» Галерея «РА» продолжила свои «Социальные проекции». Нынешняя экспозиция и сопровождавший ее перформенс Елены Ковылиной «По ту сторону наслаждения» на сей раз были посвящены проблеме абортов. В то же время в Украинском доме, в Большом выставочном зале, открылась экспозиция фоторабот Александра Гляделова «В поисках утраченного».

Серия Виктора Суворова «Заложники» — репортажные фотографии из роддомов и гинекологических кабинетов — построена на простых приемах. С одной стороны — радости материнства, с другой — ужасы преждевременного прекращения беременности. Елена Ковылина в своей акции использовала более жесткие приемы. Начав со стояния босиком на битом стекле, художница, с завязанными глазами, с полной пригоршней красной икры, наощупь находила в разбегающейся публике мужчин и пыталась их накормить с рук. Представление завершилось на улице, когда очередному ошарашенному прохожему досталась изрядная порция страшноватого деликатеса. Нечто подобное, кстати, автору этих строк довелось наблюдать полгода назад в московской галерее «Риджина» — только там другая «ослепленная» художница одаривала сильный пол пучками собственных волос и порциями духов «Опиум».

С исполнением темы в «РА» можно спорить, равно как и с самой темой. Ныне наиболее активную кампанию борьбы с абортами проводит католическая церковь, руководствуясь принятым в новейшие времена догматом о недопустимости половых связей вне брака. Кстати, по тем же соображениям, католики рьяно борются и против средств предохранения при сексуальных контактах, что уже попахивает абсурдом и даже бесчеловечностью. Ущербность всякой догмы в том, что она, при всей продуманности и мудрости ее авторов, мало приложима к реальной жизни.

Так, например, намного меньше тщания проявляет западная церковь касательно тех детей, от которых родители избавляются уже после рождения — выбрасывая новорожденных на мусорники, оставляя их на вокзалах или, в лучшем случае, отказываясь от них сразу после родов прямо в больницах. Именно судьбам таких изгоев посвящена новая выставка Александра Гляделова в Украинском доме. Это своего рода отчет о жизни бездомной детворы. Ситуации и образы иногда просто невыносимы. Гляделов не бьет на жалость и не констатирует факт — в его работах есть в первую очередь сильное художественное качество, которое подвигает к сопереживанию намного сильнее самой пафосной публицистики. Альтернатива на сегодня только одна, и Гляделов запечатлевает ее — детские дома семейного типа. Именно те семьи, которые, в наших условиях, пошли на небывалый поступок — согласились принять у себя уличных детей — могут спасти, без преувеличения, Украину от одичания. Ведь именно в отношении к выброшенным на обочину, самым незащищенным и поверяется здоровье нации.

Пока что, кажется, нация тяжко больна равнодушием. Но, все же, некоторые обнадеживающие признаки есть, и обе выставки так или иначе свидетельствуют о том.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать