Рапс — против радиации
На Житомирщине отрабатывают новейшие технологии возрождения чернобыльских земельНесмотря на законы и запреты, на загрязненных радиацией землях Житомирской области живут люди, в том числе там, откуда давно должны были быть отселены (об этом «День» писал в статье «На «чернобыльской» земле — беби-бум»). Впрочем, здесь есть и не совсем оптимистичная сторона — в разговоре с «Днем» заместитель главного врача районной больницы Наталья Климчук заметила, что в районе, как среди взрослых, так и детей, растет заболеваемость, связанная с влиянием радионуклидов. В частности, болезни крови, кроветворных органов и эндокринной системы, также у многих местных жителей есть нарушения в иммунной системе, расстройства пищеварения, нарушения обмена веществ и тому подобное. А в целом, сказала она, здоровыми можно считать лишь 1—2% детей.
И это несмотря на ряд мероприятий, в том числе профилактику и санитарное образование, систематически проводимые медиками, а еще — значительную помощь, которую получали жители Народиччины от Ассоциации «Чорнобиль-Тюбу» (Япония), японских правительственных организаций, с которыми сотрудничает благотворительный фонд «Заложники Чорнобиля» (Житомир). Одним из главных факторов, который обусловливает такое состояние, Н. Климчук называет потребление выращенных на этих землях продуктов питания, загрязненных радиоактивными элементами. Мы вернемся к этой теме в специальном материале, а сейчас отметим, что актуальной остается проблема снижения риска проживания в данных районах.
ЯПОНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА ДЕВЯТЬ МИЛЛИОНОВ ИЕН
С одной стороны жители «чернобыльских» краев имеют основания надеяться на определенные шаги в рамках объявленной в 2007 году Организацией Объединенных Наций декады восстановления и развития пострадавших от аварии на ЧАЭС территорий, которая включает план действий ООН на 2006—2016 годы. Как видим, международное содружество делает ударение на необходимости перехода к стабильной жизнедеятельности на этих территориях, где радиоактивная загрязненность за 24 года существенно уменьшилась. С другого — неутешительное состояние здоровья народичан привело к изменению стратегии помощи со стороны Ассоциации «Чорнобиль-Тюбу», которая раньше занималась в основном медицинским аспектом, — бесплатно поставляла лекарства, медицинские аппараты и некоторую технику. Следовательно, японцы предложили проект «Рапс для возрождения Народичского района», главным автором которого стал член совета ассоциации биолог Масахару Кавата, кстати, почетный гражданин Народичского района. Их партнером — так традиционно сложилось на протяжении почти двух десятилетий — сначала стал фонд «Заложники Чорнобиля».
Как рассказала заместитель директора фонда Евгения Дончева, через них проходят все операции по предоставлению помощи, поскольку японцы доверяют неправительственным организациям. По ее словам, то, что передано японской стороной в рамках упомянутого проекта, оценивается суммой свыше 9 млн. 300 тыс. иен. (Это почти 103 тыс. долларов США, потому цифра существенная). По данным представителей Ассоциации «Чорнобиль-Тюбу», эти суммы складываются как из частных пожертвований, так и грантов, а большую часть уже использованных средств составляет грант от Японского фонда почтовых сбережений. Для обеспечения научного сопровождения руководители фонда «Заложники Чорнобиля» обратились к специалистам Житомирского национального агроэкологического университета.
По словам одного из соавторов проекта, члена упомянутой ассоциации, инженера Томио Хара, замысел такой — использовать выращивание рапса для уменьшения содержимого радионуклидов на чернобыльских землях (где значительно превышены предельные нормы), поскольку это растение абсорбирует их больше других, а после него сеять другие культуры. Ожидается, что таким образом меньшей станет загрязненность выращиваемой там сельхозпродукции. Это необходимо для уменьшения внутреннего облучения людей, которое возникает по причинам ее потребления, что является одной из главных причин увеличения заболеваемости. Во всем мире применения этой идеи в большом масштабе, отмечает Хара-сан, еще не было. В то же время, рапсовое масло можно использовать в качестве сырья для производства биодизельного топлива. А чтобы уменьшить объем биомассы (стеблей, листьев), в которых осели извлеченные из земли радионуклиды, ее можно применить для получения биогаза, в котором не должно быть радиоактивных элементов, того же стронция или цезия. И в биодизеле тоже, по крайней мере, в сверхнормативных количествах.
БИОТОПЛИВО ИЗ РАДИАЦИОННЫХ КУЛЬТУР
Заключен пятисторонний договор о сотрудничестве при участии Ассоциации «Чорнобиль-Тюбу», Фонда «Заложники Чорнобиля», Народичской районной рады, Народичской райгосадминистрации и Житомирского национального агроэкологического университета по воплощения проекта «Рапс для возрождения Народичского района». Как рассказал директор Научно-исследовательского института региональных экологических проблем упомянутого университета доцент Мыкола Дидух (с ним мы проехали по всем местам осуществления работ), на это заведение возложено выполнение его экспериментальной части. Проблемами восстановления чернобыльских земель в институте занимаются давно, а в 2007 году вышла монография его ректора Антона Малиновского «Системне відродження сільських територій у регіоні радіаційного забруднення». Следовательно, к участию в эксперименте с посевами рапса и его переработке они подошли с определенными наработками. По информации М. Дидуха, проект рассчитан на пять лет, и после его окончания местной госадминистрации и общинам района будут даны рекомендации по способу реабилитации загрязненных земель методом выращивания рапса с последующей переработкой в биодизель и биогаз.
По подсчетам ученых, в Народичском районе есть около 10 тыс. гектаров загрязненных радиацией земельных угодий (большими или меньшими массивами), которые можно вернуть в сельскохозяйственное обращение. Впрочем, отмечает М. Дидух, нет уверенности, что местные селяне с энтузиазмом воспримут эти разработки. Основная причина — необходимость высокой культуры агротехники, в частности, применения четких систем севооборотов, защиты, а также специально районированных, приспособленных к местным условиям сортам рапса.
...Под выселенным селом Старое Шарно на опытном поле на участке приблизительно в четыре гектара (его загрязненность свыше 14 Кюри на 1 кв. км.) высеян ярый рапс (озимый вымерз). Эксперимент длится третий год. Все поле (всего 18 гектаров) разделено согласно технологии севооборотов, которая предусматривает, что эта культура на том же месте может быть опять высеяна не раньше, чем через четыре года. Семена будут перерабатываться в Народичах, где за средства японской стороны установлены пресс для отжима масла и аппарат для его очистки (отечественного производства), а также установка для получения биодизеля — новая, изготовленная в Японии, оборудованная современной автоматикой, которая по-английски подсказывает, что делать. Ее проектная мощность — 400 л за смену. Первые партии уже были изготовлены, теперь идут исследования технологических параметров процесса изготовления из местного сырья (тех же семян выращенного рапса) данного вида биотоплива.
В селе Ласки, в фермерском хозяйстве Игоря Кавецкого настойчиво пытаются из коровьего навоза (берут его на ферме, находящейся неподалеку) получить биогаз. Т. Хара собственноручно построил резервуары для брожения навоза и сбора выделяемого метана, а также жидкой составляющей — в случае соответствия радиологическим показателям она может использоваться в качестве удобрения. Первые порции биогаза уже получали, но в небольших количествах — пока же идет отработка технологии. Им на данном этапе собираются отапливать вагончик, находящийся рядом. Среди причин, тормозящих дело, Т. Хара называет нехватку времени на инструктаж людей, непосредственно занимающихся этим делом у нас, а в районе нет людей с опытом производства биодизеля или биогаза, да и в Украине в этой сфере вообще мало специалистов. Кроме того, отмечает он, у японцев и их украинских партнеров было разное понимание осуществления данного проекта. А для расширения этой попытки с целью возрождения района нужно содействие еще большего количества людей.
Насколько известно автору, это чуть ли не первый случай в области, когда эксперименты по получению биогаза (о биодизеле вообще не было слышно) уже дали определенный результат. То есть для тех, кто работает в этой сфере — как управленцев, так и предпринимателей — появился уникальный шанс увидеть и оценить новейшие технологии в действии, а также изучить проблемы, связанные с их внедрением. И не где-то в выставочных вариантах, а в настоящих полевых и производственных условиях. Статус научно-исследовательского эксперимента, в рамках которого получено соответствующее оборудование, не позволяет использовать его в коммерческих целях. Тем большим должен был бы быть интерес к нему со стороны структур, которые призваны заниматься (или декларируют такие намерения) энергосбережением. Так как практически бесплатно могли бы получить то, за что в частном секторе, например, должны были платить безумные деньги, где тренинги, методики учебы, консультации по ноу-хау стоят весьма дорого. Смотри, и проекту, и району чем-то помогли бы. Пока же, скажем прямо, ажиотажа не наблюдается, и занимаются этим считанные люди (по несколько человек в Народичах и Ласках), которых курирует тот же М. Дидух, часто бывает там кто-то из руководства фонда «Заложники Чорнобиля», а еще из Японии наведывается Т. Хара.
Таким образом, если вспомнить известную притчу, японцы в сотрудничестве с житомирскими научными сотрудниками предлагают удочку, чтобы мы в перспективе успешно могли ловить рыбу, то есть делать лучшими чернобыльские земли и, как следствие, улучшать здоровье людей, там живущих, да еще и внедрять энергосберегающие технологии. Используем ли мы этот шанс, зависит от нас самих.
P.S. Председатель фонда «Заложники Чернобыля» Владимир Киричанский болеет, поэтому автор смог поговорить с ним уже после того, как данный материал был передан в газету. Внедрение в Народичском районе технологий получения из рапса биотоплива, отметил он в беседе, возможно лишь при условии заинтересованности в этом властных структур, поскольку на производство топлива нужно официальное разрешение правительственных инстанций — Кабмина, Министерства топлива и энергетики. Местная власть должна была обратиться к ним и решить вопрос, например, что это необходимо не с целью промышленного производства, а для потребностей района, однако не сделала этого. Есть и проблемы с соответствующим законодательством. Была ситуация, когда экспериментами по получению биотоплива заинтересовались Служба безопасности Украины и налоговые органы. Один из народных депутатов, к которому обратились за помощью, сказал прямо, что нужен «откат» для столичных чиновников. А откуда фонд может взять эти средства? Проект является общим, поэтому определенные расходы по проведению эксперимента должна была бы взять на себя и украинская сторона. За каждый шаг у нас нужно платить, но в районе, обычно, средств в бюджете не хватает. Когда заключался пятисторонний договор о сотрудничестве, рассчитывали на помощь со стороны власти. Если бы мы имели разрешение на продуцирование биотоплива, было бы проще. Может возникнуть, например, вопрос, что делать с семенами выращенного рапса, если его не перерабатывать на биодизель? Продавать за границу?
Выпуск газеты №:
№151, (2010)Section
Общество