«Раритетный кирпич — это зеркало истории»
Днепропетровский краевед Павел Маменко собрал уникальную коллекцию кирпичей Екатеринославской губернии![](/sites/default/files/main/articles/23052013/22mamenko.jpg)
— Павел Павлович, как все начиналось?
— В марте 1998 года я, ремонтируя квартиру в старинном доме на улице Комсомольской (кстати, жильцом его был епархиальный губернский архитектор Леонид Альбертович Бродницкий), нашел кирпичи с буквами «А», «Д», «А и ВД», «FА». Заинтересовало: что они означают? Установить истину помогли друзья-краеведы: «А» — это Владимир Абрамович, «Д» — Дугинов, «А и ВД» — братья Абрам и Вульф Добрускины, «FA» — Фердинанд Андерегг — владельцы екатеринославских кирпичных заводов.
С этих находок и началась моя коллекция, в которой сегодня уже около тысячи экземпляров клейменных раритетных кирпичей. Есть у меня и другая строительная керамика — черепица, напольный кафель, печные изразцы. Львиную долю сборов составляет кирпич, изготовленный на заводах Екатеринославской губернии, ведь географические границы своего поиска я определил как раз границами Екатеринославской губернии, площадь которой почти вдвое превышала современную площадь Днепропетровской области. Губерния простиралась от Александрии до Луганска с запада на восток и от Орели до Азовского моря с севера на юг.
— Где ищете и как идентифицируете экспонаты для своей коллекции?
— Я лично нашел 90% кирпичей своей коллекции. Много раритетов отыскал на старых улицах города — Комсомольской, Шевченко, Карла Либкнехта, Артема, Ленина, Серова и на проспекте Карла Маркса. Уверен, что, гуляя по «старому» Днепропетровску, можно насобирать, по меньшей мере, два десятка старинных кирпичей разных производителей. Впоследствии география поиска расширилась, и коллекция пополнилась экземплярами из имений помещиков разных уездов Екатеринославской губернии. Кое-что получаю в подарок, по обмену, иногда покупаю. Был случай — предложили приобрести кирпичик за тысячу гривен. Идентифицировать кирпич помогают торговые каталоги, справочники, пресса тех лет, где размещались рекламные объявления, консультации историков, иногда — интуиция.
— Какой самый ценный предмет вашей коллекции?
— Одним из самых ценных для истории и для меня является кирпич с трезубом, привезенный из Каменец-Подольского, прежней столицы недолго просуществовавшей Украинской Народной Республики. Есть у меня и плинфа — широкий и плоский обожженный кирпич из руин римской крепости Харакс в Крыму. Ей две тысячи лет. Можно сказать, что это первый кирпич, обожженный на территории Украины. Есть кирпич из Софии Киевской, из имений Богдана Хмельницкого, Кочубея. А недавно под Запорожьем археологи раскопали золотоордынский город Семи мечетей, и мне удалось получить фрагмент кирпича из фундамента мечети ХІV века.
— Как возникла необходимость клеймения кирпича?
— Традиция клеймить кирпич возникла еще во времена Римской империи. Вероятно, клеймили не весь кирпич, а лишь последний или определенный кирпич одной партии для облегчения подсчета. До конца II тысячелетия клейма оформлялись сравнительно просто, лишь инициалами, а позже уже начали содержать имя владельца, «прораба», дату изготовления и тому подобное.
В Российской империи в связи с началом массового каменного строительства, в середине ХІХ века, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах». Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Штамповать кирпич обязали еще и для того, чтобы в случае любых разрушений можно было определить его производителя. При клеймении достаточно часто производители ограничивались лишь первыми буквами своего имени и фамилии, если же производителей было несколько — лишь фамилий. Большинство местных дворян, имеющих кирпичные заводы в своих усадьбах, также ставили на своем кирпиче инициалы: Урусовы — «У», Мизки — «М», Ереховичи — «Е», Миклашевские — «М», Поли — «Н.П» и «А.П», Ностицы — «Н». Исключением является клеймо из имения В. Кочубея (того, который в 1708 году донес на гетмана Мазепу) в виде слова «Диканька».
— Какими были клейма советских времен? Клеймится ли кирпич сегодня?
— В большинстве советский кирпич клейма не имел, за исключением изделий отдельных заводов, которые перешли в наследство новой власти и стали номерными. Номер завода в виде маленького клейма проставлялся по торцу кирпича. В Днепропетровске такой завод продолжает действовать в балке Красноповстанческая (старое название Жандармская). Его прежним владельцем был Шефтель Френкель. Сегодня там даже изготовляют кирпич по старой технологии, ручной формовки.
— Верным ли будет утверждение: «Просматривая коллекцию старинного кирпича, можно читать историю Екатеринослава»?
— Без сомнения, да. История екатеринославского кирпича насчитывает 235 лет, считая от момента строительства первых кирпичных домов Екатеринослава — Кильченского. Наибольшего расцвета производство стройматериалов достигло в конце ХІХ века. После пуска Екатерининской железной дороги, которая соединила Криворожский рудный и Донецкий каменноугольный бассейны, в городе началось активное промышленное и жилищное строительство.
В Екатеринославе в 1837 году действовало всего два кирпичных завода, в 1889 — 8, а в 1913 — уже 17... На территории Екатеринославский губернии в то время действовало свыше ста кирпичных и около десятка черепичных заводов, и это не считая предприятий, которые находились во владениях крупных местных помещиков.
В 30-х годах ХІХ века, в результате отсутствия централизованного финансирования городского строительства со стороны государства, Екатеринослав, хотя и имел статус губернского города, во многом оставался провинциальным. Из 1095 домов лишь четыре были каменными, остальные — деревянные и хаты-мазанки с соломенными крышами. Своим последующим развитием город немало обязан купцам, которые не только торговали, но и финансировали его каменное строительство. В Екатеринославе в 1865 году было уже 282 каменных и 2805 деревянных домов. Исчезали дворянские усадьбы, сады, мещанские домики. На их месте вырастали большие доходные дома и дворцы новых «хозяев» края. Особенно широко каменное строительство развернулось после наводнения 1891 года, когда жителей затапливаемых территорий переселяли «наверх», выделяя участки под застройку за символическую плату. В 1913 году в Екатеринославе уже насчитывалось 5591 каменный дом и 8583 деревянных. Вот так постепенно и складывался Екатеринославский кирпичный стиль, с утонченными «уличными» и скромными «дворовыми» фасадами двух — четырехэтажных домов, которые практически не штукатурили.
Большинство кирпичных заводов города располагалось в Аптекарской, Жандармской и Рыбаковой балках, из которых непосредственно и брали глину. Кирпич производили качественный и разнообразный: обычный строительный, полый, лекальный, радиальный, оградный, трубный, колодезный, облицовочный, силикатный. В связи с развитием металлургических заводов увеличился спрос на огнеупорный кирпич, который использовался при строительстве доменных печей.
Екатеринославский кирпич имел прекрасное качество, поэтому его еще и сегодня используют в строительстве. Примером является торговый центр «Гранд Плаза». На его месте стояли старые дома, кирпич из которых был рационально использован. Раньше старый кирпич выбрасывали на свалку, а теперь перебирают, штабелируют и продают по цене нового. Он качественный, выделывался по специальной рецептуре с примесью опилок, соломы, угля. Последняя добавка при обжиге придавала кирпичу особую прочность.
Многие местные заводчики экспортировали свою продукцию. Екатеринославский кирпич того же Ионы Майданского встречается далеко за пределами губернии. Кстати, очень часто владельцы кирпичных заводов строили свои дома из материалов других заводов — тех, которые находились поближе.
— За каждым клеймом стоит фамилия конкретного человека. Удалось ли вам отследить их судьбу?
— Какой могла быть судьба «капиталиста» — владельца «заводов и пароходов» во времена катаклизмов? Конечно драматичной. Интересна фигура Ионы Майданского. Сын гласного городской думы, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения 1885 года, он возводил металлургический завод в Каменском (в настоящее время Днепродзержинск), потом Брянский завод (современную Петровку), принимал участие в строительстве городского водопровода. Его кирпич широко использовался при строительстве больницы Красного Креста. Следы его потерялись. В Днепропетровске сегодня проживает четверо Майданских, но все они не родственников Ионы.
Еще один заводчик Фердинанд Андерегг имел швейцарское происхождение. Его дочь Елена Андерегг — известная российская актриса театра и кино, умерла в 2008 году в Санкт-Петербурге. Вроде бы в ее семейном архиве была фотография с изображением отца на фоне одного из екатеринославских домов. Еще один из потомков Андерегга — петербургский фотограф Юрий Андерегг, лет 15 назад эмигрировал в Англию, где в 2005 году был признан лучшим фотографом туманного Альбиона в жанре черно-белой фотографии.
В своем родовом имении «Отрада» вблизи села Попасное Новомосковского уезда имел кирпичный завод (его изделия клеймились буквой «Р») Михаил Родзянко — председатель последней Государственной думы Российской империи. Его внук Владимир пятилетним ребенком был вывезен в Сербию, там стал православным священником. Отец Владимир принимал участие в Движении Сопротивления, при режиме Тито сидел в тюрьме, потом эмигрировал в Англию, где долгие годы вел религиозную передачу на радио БиБиСи, рассчитанную на слушательскую аудиторию СССР. На склоне лет принял монашество и новое имя — владыка Василий. В 1990-е годы неоднократно посещал Россию. Почил в бозе в Вашингтоне в 1999 году.
— Все ли клейма расшифрованы вами?
— Процентов пять — семь пока не расшифрованы. Это главным образом кирпичи из помещичьих имений, ведь в справочниках размещалась реклама только крупных производителей. Для установления истины изучаю историю имений. В с. Вороная, что на берегу Днепра, имел поместье Андрей Миклашевский. Его кирпич клеймился буквой «М», в селе Котовка располагалось имение Георгия Алексеева, у которого был кирпичный завод, и кирпич клеймили вензелем «А». Есть очень загадочные клейма, например «АьМ». Что это означает? Можно лишь догадываться.
Новомосковская синагога построена из кирпича с клеймом «БМ» — производства кирпичного завода князя Бориса Манвелова. Этим же клеймом продолжали обозначать кирпич и после революции, придавая ему новое значение —«Будматеріали».
Есть в моей коллекции кирпичи с оттисками собачьей и кошачьей лап, детской ступни, даже дождевых капель, ведь сырой кирпич, выложенный на земле, медленно высыхал и легко «воспринимал» отпечатки. Существует байка: если желали неприятностей будущем хозяину дома, то при строительстве в стену закладывали кирпич с «собачьим» клеймом, а на счастье — с «кошачьим».
— Что можно сделать для популяризации вашего собрания и распространения знаний о прошлом нашего края?
— Что же мы можем сделать? В наших силах — заботиться об истории старых домов, которые создали такой неповторимый стиль старого города. Хранить элементы и снимки таких зданий можно было бы в музее кирпича. Такие музеи существуют. В мире их несколько десятков. Самым посещаемым считается Всемирный музей кирпича в японском городе Майзуру, который открылся в 1993 году. Ежемесячно майзурский музей посещает больше десяти тысяч туристов. В музее экспонируется кирпич самих знаменитых строений: из староегипетских сооружений, из греческих храмов, из римских дворцов. Огромные коллекции кирпича собраны в Венгрии, Германии. В Санкт-Петербурге есть два музея истории кирпича. Есть такой музей и в Самаре. В Харькове старинный кирпич выставляется в частном музее керамики. Экспонатов для такого музея в Днепропетровске у меня уже накопилось более чем достаточно. Теперь дело за инициативными людьми и городской властью. Недавно идею открытия такого музея в подвальном помещении Дворца студентов (прежнем Потемкинском дворце) высказал его директор.
Иллюстрации предоставлены Павлом МАМЕНКО
Выпуск газеты №:
№87, (2013)Section
Общество