Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Разбитые надежды,

или Почему наши офицеры улетают в чужие «теплые» края?
12 августа, 00:00

«В первую очередь наши надежды разбились о 14 задолженностей по денежному обеспечению Виктора», — поясняет жена подполковника, красивая молодая женщина. О себе, уникальном специалисте по летательным аппаратам, она уже ничего не говорит. Пыталась чем-то приторговывать, как некоторые офицерские жены, но разве до предпринимательства, когда в 37-тысячном райцентре — одни продавцы? А покупатели сюда с неба не падают.

Были большие надежды. Как и в большинстве эскадрилий, которые остались, не перелетели через границу Украины вместе с боевыми самолетами и боевыми знаменами в другое государство. В Староконстантинове до сих пор помнят этот позорный эпизод. «Те, кто тогда перелетел, очень хорошо устроились в России», — уверяет Татьяна Артюшенко, председатель женского совета Староконстантиновского гарнизона.

Все надежды в начале девяностых связывались с расширением так называемого «болгарского городка». Болгары строили его по заказу немцев на деньги американцев. Это был отчасти расчет за «безъядерный статус Украины».

Так вырос жилой массив на 1262 квартиры со всей культурно-бытовой инфраструктурой — котельной, магазинами, школой и пр. Жителями этого городка стали военные со своими семьями. Живите и радуйтесь...

Однако большинство грустит. «Те, кто раньше опомнился, продали свои квартиры за $11—12 тысяч и уехали отсюда в поисках лучшей доли, — рассказывает председатель женсовета гарнизона. — Сегодня цены на жилье упали вдвое. Идешь улицами — тут и там окна заклеены пожелтевшими от времени газетами. Еще теми газетами, которые писали о счастье и радости новоселов». Слушает ее слова Ирина Сенюк, секретарь женского совета полка истребителей, и соглашается с ними «целиком и полностью». Мол, на рынке жилья предложение превышает спрос. Улетают, чтобы уже не вернуться. Кто же, спрашивается, от добра добро ищет? Никто. Усталые мужья возвращаются с ратной службы в изысканные квартиры, где их ожидают голодные дети и сердитые жены. Вот так и семьи разбиваются.

«Под стальных птиц мы на взлетной полосе не ложились, как кое-где, — рассказывает Т. Артюшенко, — потому что были предупреждены «об ответственности за незаконные действия». Поэтому, чтобы отдали заработанные их мужьями деньги, прибегли к совершенствованию своего дарования в эпистолярном жанре. Дают заработать почте. Как правило, получают ответы, которые являются яркими комментариями к ситуации в «болгарском городке» в частности и в родной стране в целом. Но не более того. Первый заместитель начальника главного финуправления Минобороны Украины П.Бауман извещает: «Учитывая ограниченные объемы средств, которые выделены на год, и отсутствие у Министерства обороны Украины других источников финансирования помимо бюджетного, решить вопрос относительно погашения задолженности по денежному обеспечению и заработной плате личному составу Вооруженных сил Украины, в том числе и военных частей, учреждений и организаций Староконстантиновского гарнизона, возможно при условии своевременного и достаточного финансирования Вооруженных сил Украины и выделения средств на погашение задолженности за прошлый год. Это предусмотрено Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 1999 год» за счет «Расходов на покрытие задолженностей, которые возникли в предыдущие годы, по заработной плате работников бюджетных учреждений, денежному обеспечению, стипендиям и другим социальным выплатам». Далее — подпись автора ответа.

«Уважаемая Татьяна Геннадиевна! — обращается к Т.Артюшенко помощник командующего Военно-воздушными силами Украины по финансово-экономической работе С. Стефиенко. — Ваше письмо к Президенту Украины... рассмотрено... В связи с недофинансированием за предыдущие годы в Вооруженных силах Украины... образовалась большая задолженность по выплате денежного обеспечения и заработной платы. Сегодня общая сумма задолженности по ВВС составляет 75183,7 тыс. грн. По месяцам — за март, декабрь 1997 года, июль—декабрь 1998 года...».

А однажды самые активные офицерские жены поехали в столицу нашей Родины, чтобы самому Леониду Кучме рассказать о своем житье-бытье в «болгарском городке». «Но, конечно, к «телу» не были допущены», — вспоминают Т.Артюшенко и И.Сенюк. Что же касается трудоустройства «боевых подруг» «соколов» страны, то с этим вопросом ни к кому не обращались. Ни письменно, ни устно.

«Проблема «болгарского городка» характерна для Староконстантинова, — комментирует ситуацию Иван Катревич, заместитель председателя райсовета. — У нас работает только так называемая бюджетная сфера, перед которой задолженность по зарплате точно такая же, как и перед «соколами» Родины. Нет налоговой базы. Все стоит, как вкопанное... «. И.Катревич перечисляет, что именно стоит: бывшие «гиганты индустрии» — заводы «Металлист», кузнечно-прессового оборудования, а завод сухого обезжиренного молока обанкротился. На заводе железобетонных шпал тихо, как на кладбище. Поэтому, как уверяет И.Катревич, изучай не изучай проблемы «болгарского городишка» — все равно ничего не поделаешь. Представляемый им «орган местного самоуправления» пожинает вызревшие плоды от «продолжения и углубления курса реформ». Как раз в первые дни этого курса здесь, в Староконстантинове, «посадили» на пьедестал самолет. Планировали, что в салоне будут кино крутить, но почему-то не пошло. Вот такой символ «посадки» остался. На память «соколам». А может, для напоминания? «Подождем до осени. Может, что-то изменится», — еще не растеряла надежд Т.Артюшенко. Слышит ее слова И.Сенюк и соглашается «целиком и полностью со сказанным». Обеим жаль оставлять Староконстантиново, где когда-то жил-был, никуда не выезжая, дедушка «вождя мирового пролетариата» по материнской линии. А его, дедушкины, предки, как выяснили местные краеведы, были аж из Голландии. Когда-то прибывали, теперь — отбывают?...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать