Разумное потребление
На Винничине уже пять школ научились зарабатывать деньги на мусоре
Учебные заведения Стрижавки, Агрономического, Бохоников, Мизяковских Хуторов и Стадницы — в целом пяти сел Винницкого района — активно работают в проекте «Зеленая школа». Его цель — научить школьников сортировать мусор и зарабатывать на этом дополнительные средства. Пока лучший и самый долгий опыт в проекте у Стрижавского лицея. За прошлый год его воспитанники «насобирали» мусора почти на 9 тысяч гривен. 50% средств, полученных от сдачи вторичного сырья, школа потратила на награждение ценными подарками самых активных детей, за остальные деньги закупили необходимый инвентарь. Что покупать за «экологические» деньги, решают сами дети.
«Сельские школы были избраны для участия в проекте потому, что именно в селах существует большое количество нелегальных свалок мусора, и при этом большинство жителей сел не владеют информацией о правильной сортировке отходов. Сейчас дети — участники проекта уже знают, что 40—50% мусора, который выбрасывается, подлежит повторной переработке и может приносить доход. Причем мы не просто учим детей сортировать мусор, а «сотрудничать» с природой, — отмечает куратор проекта Лариса СТЕПАНЕЦ. — Побудить учеников сортировать мусор — не так уж сложно. Главное — правильно их мотивировать. Мы говорили: «Если хотите приобрести настольную игру или теннисный стол, то заработайте на это средства. Кто принесет больше всего — получит приз!!!». Дети азартны! И если сначала мусор они носили кульками, то теперь родители привозят автомобилями и даже тракторами. И это имеет еще один воспитательный момент, потому что экосознательными становятся не только дети, но и взрослые».
Алгоритм «Зеленой школы» прост, говорит учитель истории и правоведения, а по совместительству координатор проекта в Стрижавском лицее Людмила МАЗАЙ. Самое сложное — найти средства на приобретение контейнеров для сортировки мусора.
«Деньги на контейнеры собирали в складчину на краудфандинговой платформе. Переводили кто сколько может, привлекали небезразличных. Теперь баки для разных видов мусора есть на каждом этаже учебного заведения. Дежурные дети, которые убирают кабинеты после занятий, выносят мусор и сразу сортируют его в коридоре. Как-то был показательный случай. Лицей принимал семинар директоров, и когда руководители школ вышли из аудиторий и увидели, что наши дети сортируют мусор, то начали снимали этот процесс на телефон. Хотя для нас — это уже не диковинка, а привычное явление, — комментирует Людмила Мазай. — На протяжении действия проекта за вырученные средства лицей приобрел 4 больших и 2 маленьких теннисных стола. В прошлом году дети решили купить мощную мясорубку для кухни, потому что любят котлеты — рыбные и мясные. Кроме того, немало средств было потрачено на заправку картриджей, на лампы для проекторов, канцелярские принадлежности и тому подобное. Периодически дети передавали средства волонтерам. В целом, если так в среднем посчитать, то в год дети, собирая мусор, выручают от 10 до 13 тысяч — сумма для школьной копилки солидная, тем более, что это деньги, заработанные из мусора».
Несмотря на то, что Юлия Диденко учится лишь в 5-Б классе Стрижавского лицея, она уже хорошо знает не только то, как нужно сортировать мусор, но и как можно заработать на нем как можно больше денег. По итогам прошлого учебного года девочка стала победителем в школьном конкурсе по сбору вторсырья. Она принесла в школу 37 кг бумаги, 3 кг пластика и 108 (!) кг стекла.
«Чистый пластик дороже грязного, крышечка дороже пластиковой бутылки, а белое и синее стекло дороже зеленого и коричневого, — делится секретами Юлия. — Сортировать мусор легко, а иногда даже весело, особенно когда учителя «приправляют» обычный сбор мусора играми, конкурсами или интересными акциями. Больше всего запомнилась мне «Меняю батарею на конфету», во время которой мы приносили в школу отработанные батарейки, а взамен получали за каждую конфету. Я собрала все использованные батарейки у себя дома, у бабушки и даже к соседям ходила. Было весело и вкусно, а главное — мы защитили природу от вредных веществ».
Директор Винницкого районного методического центра учреждений образования Елена НАСКАЛЬНАЯ убеждает, что желающих приобщиться к проекту ежегодно становится все больше. Ведь польза от «Зеленой школы» двойная — поучительная и материальная.
«Школа — это идеальная площадка для внедрения экологического образования, — убеждена Елена Наскальная. — К сожалению, нас, учителей, не учили, как сортировать мусор, не было методичек или семинаров по этой теме. И хорошо, что сейчас есть команда небезразличных и активных винничан, которые проводят для детей дополнительные уроки экологии. На них школьники узнают, почему природе вредит выброшенный на улицу мусор, что такое «разумное потребление», как и зачем сортировать мусор. Вместе с детьми учатся и взрослые. Проект полезный и показательный. Каждая школа при желании может попробовать и убедиться в его эффективности. Желающих приобщиться становится все больше».
Тем, кто хочет внедрить «Зеленую школу» в своем заведении, кураторы винницкого проекта советуют начать с поиска партнеров, в частности предпринимателей, специализирующихся на сборе вторсырья, имеющих свой транспорт и контейнеры для сбора мусора. Ведь вполне возможна ситуация, что учебное заведение расположено вдалеке от города или районного центра и таких предприятий рядом не будет. Тогда придется искать другие пути реализации идеи.
Выпуск газеты №:
№167, (2017)Section
Общество