Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Реабилитация военных — за государственные средства

Соответствующий закон проголосовали в Верховной Раде, но хватит ли на всех бюджетных денег?
30 июля, 09:34
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

На прошлой неделе депутаты поддержали законопроект «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «О реабилитации инвалидов в Украине»». Он предусматривает обеспечение  изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации пострадавших участников АТО. Фактически эти нововведения расширяют перечень лиц, которые могут за государственные средства лечиться и проходить курсы реабилитации. В первую очередь это касается участников АТО, которые пострадали в ходе ее проведения, например, потеряли зрение, имеют ампутированные руки или ноги и стали инвалидами. Необходимое лечение нужно им уже сейчас. Однако без официального статуса инвалидности они не могут претендовать на такую помощь за государственный счет. Поэтому принятый закон упрощает процедуру получения такой помощи — вставить протез за государственные средства или получить коляску потерпевшие участники АТО могут без соответствующего статуса инвалидности.

«Статус инвалидности — это процедура, и бюрократическая, и необходимая, которая занимает два-три месяца, ведь это и комиссия у разных врачей, проработка вопросов, связанных с инвалидностью. Но эти ребята и их семьи находятся в тяжелом психологическом состоянии. И эти люди должны подняться, восстановится психологически, покинуть своего воина и идти оформлять документы, потому что такая государственная помощь действительно нужна. Но реально это очень непросто сделать. Поэтому возникла идея в порядке исключения, учитывая, что идет война, что эти люди защищают государство, сделать упрощенный вариант предоставления воякам такой помощи», — комментирует автор законопроекта, председатель Национальной ассамблеи инвалидов Украины  Валерий Сушкевич.

Официально действие закона распространяется на военнослужащих ВСУ, Нацгвардии, работников МВД, Управления государственной охраны и других военных формирований, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и были участниками АТО. Эксперт объясняет, что для их социальной защиты и реабилитации врачи должны написать лишь соответствующее заключение. Также закон позволит мужчинам, которые хотят продолжить службу в армии, вернуться на службу даже с протезами. Потому что официально статуса инвалидности на руках у них не будет. Но те, кто пожелает его получить, будут иметь такое право.

Сколько же сейчас таких героев, которые нуждаются в дополнительной защите  от государства, Валерий Сушкевич точную цифру не назвал, лишь прибавил, что эти данные «грустно динамические».

Проблема в том, хватит ли у государства средств в поддержку своих защитников? Если инвалиды с официальным статусом годами ожидают от власти новой коляски или другой помощи, что тогда говорить о военных? Уже сейчас средства на их лечение собирают небезразличные волонтеры, и украинцы не знают, кого в первую очередь поддерживать, потому что таких не единицы и, к сожалению, не десятки. По словам Валерия Сушкевича, в этом году государственные программы для поддержки инвалидов сокращения не зацепили, но даже на этом уровне они не обеспечивают все потребности инвалидов Украины. Кроме того, под действие данного закона подпадают и гражданские лица, которые пострадали в ходе АТО и тоже могут получить статус инвалидности. Сушкевич отмечает, что финансирование распределять будет непросто, но и не предусмотреть для такой категории граждан государственной поддержки тоже нельзя.


 

18 украинских бойцов вернулись из больниц России

 

Теперь Ростовская власть, на территории которой лечились наши раненые, требует компенсации. Юристы утверждают, что международное гуманитарное право такого возмещения не предусматривает

 

Вчера 18 раненых военных из Украины, лечившихся в одной из больниц Ростовской области, вернулись на родину. Теперь их будут лечить в Одессе. Напомним, что в Ростовской больнице они оказались в ночь с 15 на 16 июля, когда наши медицинские службы не могли к ним добраться. Ранее сообщалось, что солдаты оказались в окружении: с одной стороны их обстреливали террористы, с другой — российские войска, и только благодаря международным договоренностям медицинских организаций, раненых забрали в российскую больницу. По версии же российской власти, украинские воины сами перешли российско-украинскую границу поблизости КПП «Гуково» и обратились за помощью к российским пограничникам.

На официальном портале власти Ростовской области есть сообщение, в котором заместитель губернатора Вадим Артемов заявляет, что украинская сторона должна теперь компенсировать лечение своих бойцов: «У нас нет причин препятствовать возвращению на родину украинских военнослужащих, более того, это в наших интересах, поскольку ежедневное пребывание, питание и лечение раненных бойцов обходится областной казне в немалую сумму. Мы очень надеемся, что украинская сторона сможет компенсировать власти Ростовской области финансовые затраты, которые понесла областная казна за время лечения и проведения сложных операций военнослужащим».

Комментируя ход лечения и возвращение солдат в Украину, Артемов ссылается на Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой в 1993 году. Однако юристы объясняют, что в таких случаях нужно руководствоваться Женевской конвенцией, которая в условиях войны и во время боевых действий предусматривает гуманное обращение с ранеными, заложниками и т.д., независимо от того, из какой страны пострадавшие.

Юрист Ксения Проконова из компании «ЮСКУТУМ», которая сотрудничает с Обществом Красного Креста Украины, видит в этой ситуации угрозу того, что украинские военные могут стать заложниками ситуации, как это было с Надеждой Савченко. «Российская сторона утверждает, что наши солдаты самостоятельно перешли границу и обратились за медицинской помощью. Хочется верить, что Россия не использует на этот раз медиков в качестве прикрытия, по аналогии с Савченко, которая якобы обратилась за статусом беженца. Медики же во время военных действий и конфликтов имеют особый статус, согласно международному гуманитарному праву. Наши украинские военные могут иметь в РФ статус военнопленных, в соответствии с Гаагской и Женевской конвенций. Защита раненых и больных распространяется на всех военных или гражданских, нуждающихся в неотложной медицинской помощи. Они должны быть защищены и почитаемы. К раненым воинам противника следует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую помощь. В соответствии со ст.30 Женевской конвенции об обращении с военнопленными, затраты на лечение должно нести государство, которое держит их в плену».

В представительстве Красного Креста Украины нас также заверили, что ни о какой денежной компенсации не может быть и речи. Однако официально война между Украиной и Россией не провозглашена, тогда Женевская конвенция действовала бы здесь

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать