Перейти к основному содержанию

«Реформе образования нужен системный подход»

Ректор «Львовской политехники» Юрий Бобало - о вступительной кампании, государственном заказе и новациях в вузах
23 июля, 16:04

Вступительная кампания в вузах в самом разгаре. В то же время продолжается процесс реформирования образования, несмотря на то, что его периодически тормозят на различных этапах. В частности, недавно депутаты Верховной Рады отложили на осень голосование закона «Об образовании». Об этих и других вопросах «День» пообщался с ректором Национального университета «Львовская политехника», профессором Юрием Бобало.

- Парламент отложил на осень голосование закона «Об образовании». Насколько, по вашему мнению, сейчас остро стоит вопрос образовательной реформы? Как она должна проходить?

- Первый закон «Об образовании» приняли еще в начале 90-х годов. Он действует до сих пор. Да, во многих аспектах он устарел, его надо менять. Но как? Проблем в образовании накопилось столько, что, анализируя реформу, мы можем также возвращаться к принятому закону «О высшем образовании». Мне, например, непонятно, почему в проект закона пытаются внести такой пункт, как «установить заработную плату педагогам в размере трех, четырех или пяти минимальных заработных плат». Нельзя этого делать, потому что сегодня финансовые возможности такие, а завтра другие. С одной стороны, мы ограничиваем рост заработной платы, а с другой - заставляем правительство обещать и ничего не давать. В законе «О высшем образовании», который действует сегодня, есть статья 57, которая гарантирует работникам высшей школы заработную плату не ниже средней, чем по промышленности. Сразу после того, как этот закон был принят, статью заблокировали, и она до сих пор не действует.

Надо реально смотреть на ситуацию, которая есть в образовании, особенно в среднем. А ситуация здесь такова, что большая часть выпускников школ имеют недостаточные знания. Отрицательных, то есть негативных, оценок нет, поэтому даже единица - положительная оценка. Заканчивает ученик школу и имеет несколько единиц. Возникает вопрос: ему аттестат выдавать? Аттестат выдается ученику, который усвоил программу. А ученик, который имеет несколько единиц, очевидно, программу средней школы не усвоил.

Итак, среднюю школу, условно говоря, заканчивает 100% учащихся. Из них 80% поступает в высшие учебные заведения в Украине. Возникает закономерный вопрос: почему они туда поступают? Бюджетная форма зачисления студентов позволяет зачислить максимум 50% из числа поступающих. Так было раньше - сейчас еще меньше. Куда девать тех людей, если они не пойдут на коммерческую форму и не будут платить за обучение? Что им делать? Государство за счет того, что позволяет учиться в университетах такой большой доле выпускников средней школы, старается решить еще одну проблему с трудоустройством тех, кто заканчивает среднюю школу и не может поступить в вуз.

«СУЩЕСТВУЕТ МАССА ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ НЕ РЕШАЕТ САМ ЗАКОН  «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

- Реформируя образование, мы должны учитывать то, что структура экономики в Украине существенно видоизменилась. Сейчас нет тех крупных предприятий, где можно было трудоустроиться, - продолжает Юрий Ярославович. - Куда сейчас идут выпускники? Они получают диплом, а никакой обязательной отработки нет, и они трудоустраиваются там, где могут. Думаю, где-то половина выпускников высшей школы работают не по специальности. Здесь снова возникает проблема - государственный заказ. О чем идет речь? Это заказ на специалистов, которые после окончания вуза будут трудоустроены по специальности, поскольку они готовились за государственный счет. У нас такая возможность есть? Нет. Не хочется называть государственный заказ фикцией, но вместе с тем этот процесс приближен к этому. Потребность в той или иной специальности совершенно не соответствует тому количеству выпускников вузов, которые готовятся за государственный счет.

Государство должно думать, куда пойдут выпускники школ, если они не поступят в вуз. А статистика говорит, что 20-30% выпускников школ не могут овладевать высшим образованием. На каждом шагу есть проблемы, которые должны решаться не только в системе Министерства образования и науки Украины, а в целом во всех сферах жизни государства. Если просто принять закон «Об образовании» и не учитывать проблем, которые есть в других отраслях, то эффект от такой реформы будет мизерный.

Реформе образования нужен системный подход. Главная проблема заключается в том, что его нет ни в вопросах образования, ни в тех областях, которые имеют непосредственное отношение к образованию. Существует масса проблем, которые не решает сам закон «Об образовании». Эти проблемы должны решаться в других законах, в том числе, в законе «О высшем образовании».

Реформировать образовательную отрасль, несомненно, необходимо. Образование - фундаментальная вещь, которая имеет отношение ко всем отраслям, поскольку готовит специалистов для всех сфер. От того, как они будут подготовлены, зависит успех функционирования той или иной отрасли. К сожалению, сейчас государство не может решить все проблемы, потому что финансов не хватает. Также оно не может реформировать полноценно сектора медицины, культуры и т.д. Ресурсов не хватает, поэтому в реформе нужно искать консенсус между возможностями и потребностями.

«АЛГОРИТМИЧЕСКИМИЕ ЯЗЫКАМИ НАШИ СТУДЕНТЫ ОВЛАДЕВАЮТ В ОБЩЕСТВЕ ПРОФЕССОРА  ГАРВАРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

- А как насчет вашего университета: как в этом году проходит вступительная кампания? И как в целом дела сейчас в университет? Какие внедряются новации?

- В прошлом году «Львовская политехника» была лучшим вузом по набору абитуриентов в Украине. Мы это проанализировали и внесли определенные коррективы. Сейчас мы обращаем внимание на то, чтобы к нам поступали те, кто действительно здесь хочет учиться. В прошлом году мы исходили из того, что получили в план приема дополнительно около 400 бюджетных мест. Как показала практика, мы этим воспользовались ориентировочно только на 50%.

Есть абитуриенты, которые четко ориентированы на определенную специальность. И это правильно. В этом году мы установили определенные пороги для количества баллов поступающих. Скорее всего, сейчас мы не можем претендовать на первые места по количеству принятых заявлений, потому что у нас есть порог, ниже которого мы не опускаемся. Есть вузы, которые таких порогов не устанавливали. К ним сейчас идет очень много абитуриентов, которые имеют минимальные баллы.

Вступительная кампания в этом году идет достаточно трудно, так как Министерство образования внедряет новую Единую государственную электронную базу по вопросам образования. Она пока недостаточно протестирована, поэтому периодически дает сбои. У многих поступающих возникают проблемы с подачей документов.

Как дела в университете? В прошлом году мы открыли очень хорошую специальность - «Интернет вещей». Это первая программа в Украине, которая разработана под эгидой львовского ИТ-кластера совместно с НУ «Львовская политехника». Нашим специалистам с кафедры компьютеризированных систем автоматики Института компьютерных технологий, автоматики и метрологии совместно с лучшими специалистами ИТ-компании удалось создать уникальную программу, в которой обновлено более 70% предметов с учетом ведущих мировых технических вузов. Для чтения определенных курсов на этой специальности мы приглашаем ведущих специалистов из европейских стран. Также внедряется смешанное обучение благодаря сотрудничеству с платформой онлайн-курсов Prometheus. Теперь алгоритмическими языками студенты «Львовской политехники» овладевают в обществе профессора Гарвардского университета Дэвида Малана, слушая его знаменитый курс по основам программирования.

Также в этом году мы создали кафедру «Системы и средства искусственного интеллекта». Есть буквально единицы вузов в Украине, которые готовят студентов по этой специальности. Мы хотим, чтобы туда шли лучшие - обучающая программа там действительно тяжелая. К тому же, совместно со львовским ИТ-кластером, разрабатывается еще одна перспективная специальность, которая в следующем году будет реализована в нашем университете.

Сейчас мы завершаем ремонт большого здания, что на Колесы, 2. Здесь мы создаем новую платформу для сотрудничества бизнес-структур с талантливой молодежью, то есть стартап-школу. Основная ее цель - помощь молодежи в реализации собственных идей. В этой школе они получат необходимые знания для создания стартапа. Кроме того, многое будет финансироваться, будет создано много рабочих мест. Планируется проведение занятий, к которым будут привлечены лекторы и менторы среди преподавателей «Львовской политехники» и из соседних и зарубежных вузов. Очень большие надежды мы связываем с деятельностью этой стартап-школы. Ее открытие запланировано на сентябрь. Есть у нас определенные наработки и новации, которые мы стараемся внедрить, чтобы привлекать талантливых выпускников школ, которые что-то могут и чего-то хотят.

«В ВЫСТАВКАХ С ТАКИМ СЕРЬЕЗНЫМ ПОДТЕКСТОМ И ТАКИМИ ГЛУБОКИМИ СМЫСЛАМИ МЫ ОЧЕНЬ НУЖДАЕМСЯ»

- Этой весной «Львовская политехника» в очередной раз гостеприимно приняла фотовыставку «Дня». Насколько важна для университета многолетняя традиция сотрудничества с нашей газетой? Каким видите будущее этого сотрудничества?

- Честно говоря, я уже даже не помню, сколько лет уже мы это делаем, настолько многолетнее это сотрудничество. Пользуясь моментом, хочу поблагодарить и главного редактора Ларису Ившину, и весь коллектив газеты за то, что вы уже долгое время сотрудничаете со «Львовской политехникой». Нас это радует, и мы получаем колоссальное воодушевление к работе. Наш университет - в основном технический вуз. Студенты, поступающие во «Львовскую политехнику», обладают в основном техническим складом ума. В выставках с таким серьезным подтекстом и такими глубокими смыслами мы очень нуждаемся. В этом году я специально за день до окончания фотовыставки подошел к книге отзывов... Кроме студентов и преподавателей «Львовской политехники», которые написали там свои отзывы, выразив восхищение фотографиями, очень много было впечатлений от людей, которые никакого отношения к нашему вузу не имеют. Это и гости города, и обычные львовяне, и делегации, приезжавшие в университет из-за рубежа. Для «Львовской политехники» и для города организация фотовыставки «Дня» - чрезвычайно важное событие. Это одно из тех мероприятий, которые пользуются огромным успехом.

Фотография - это срез событий, которые происходят в то или иное время. Фотографии, представленные на выставке, сделали срез тех процессов, которые сейчас происходят в Украине. Многие из них рассказывают нам о том, что сегодня болит больше всего. У каждой фотографии можно было очень долго стоять, рассматривая ее и читая. На снимки можно было смотреть, как посторонний наблюдатель, а с другой стороны - как участник события, которое зафиксировано на фотографии. Ведь все это о нас, украинцах. Фотографии сделаны профессионалами высочайшего класса. Поэтому производят колоссальное впечатление.

 В дальнейшем надеемся на продолжение многолетнего сотрудничества, которое будет становиться только более плодотворным. Надеемся, что в следующем году эта фотовыставка также будет организована в стенах «Львовской политехники». Еще раз благодарим и ждем вас снова!

***

Со своей стороны коллектив «Дня» благодарит Юрия Ярославовича Бобалу и поздравляет с его Днем рождения, которое он отмечают 23 июля! Желаем сил в продолжении вашего нелегкого, но чрезвычайного нужного обществу пути! Ведь в обучении и образовании - наш фундамент.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать