Реформу образования во Львове начали с реформирования оценок
Как уже сообщали средства массовой информации, в некоторых классах львовской 63-й школы оценки начали выставлять по 10-балльной шкале. Директор школы Мирон Мозиль считает, что традиционная для нас 5 – балльная система не позволяет точно оценить знания учеников и по своей сути, фактически, является карательной. В итоге — часть учеников, которым сложно учиться и получать положительные оценки, начинает прогуливать занятия, попадает на улицу...
Одним из моментов, подтолкнувших Мирона Ивановича к введению новой системы, стало появление в школе новой ученицы, которая приехала с родителями из Латвии. Два года назад в этой стране была введена 10-балльная система (кстати, в Японии учатся по 100-балльной системе, в Алжире — 20-балльной, во многих школах Польши принята рейтинговая система). О необходимости реформирования системы оценок идет речь и в новом Законе об образовании. В конечном счете, несовершенство пятибалльной системы понимали и у нас — вспомните хотя бы такие оценки, как четыре с минусом или три с плюсом.
Для начала в школе была проведена работа с учениками и родителями. Ученикам эта идея понравилась. Пришлась она по душе и большинству родителей, кроме тех, у кого дети учатся в выпускном 11-классе. Последних понять несложно — тут уже речь идет об оценке в аттестате. Вводить новую систему оценивания знаний во всех классах не стали еще и по другой причине — все-таки необходимо отработать критерии оценивания для каждого из десяти баллов. Зато, как утверждает Мирон Иванович, новая система позволила перейти к рейтинговой системе оценивания. Теперь словесная аргументация отображает уровень деятельности школьника. А именно: «1» — плохо, «2» — неудовлетворительно, «3» — недостаточно, «4» — удовлетворительно, «5» — посредственно, «6» — достаточно, «7» — хорошо, «8» — очень хорошо, «9» — отлично, «10» — блестяще. Теперь ученик должен в течение четверти набрать как можно больше баллов, которые, в свою очередь, делятся на количество оценок. Система очень схожа с той, которая применяется в некоторых видах спорта.
А как же тогда согласовать две системы оценивания знаний? По утверждению директора, это не является проблемой. Скажем, 8- 10 баллов соответствуют обычной пятерке, так же переводятся и другие баллы. И необходимость в этом возникает только тогда, когда ребенок переходит в другую школу или же заканчивает выпускной класс.
Для 63-й школы 10-балльная система является возвращением к старой традиции. Ведь она является одной из старейших школ города — основана еще в 1895 году. Архивные документы свидетельствуют, что в те времена существовала именно 10-балльная словесная система оценок, модификацией которой и является нынешнее нововведение. Заметим, что школа, хотя и носила тогда имя польского писателя Зиморовича, была с украинским языком обучения. Находится она в весьма интересном микрорайоне так называемого «ближнего центра города» — Профессорской колонии. Название этого микрорайона тоже не случайно — именно тут жили преподаватели Львовского университета и медицинского института. У многих теперешних учеников здесь учились не только родители, но и их дедушки и бабушки. Отметим, что некоторые семьи, живущие в других районах города, все равно приводят сюда своих детей.
КОММЕНТАРИЙ
— Согласно действующему законодательству, руководство каждой отечественной средней образовательной школы может самостоятельно выбирать систему оценивания знаний учеников, — сказал корреспонденту «Дня» Инне ЗОЛОТУХИНОЙ заместитель начальника Главного управления среднего образования Министерства образования Украины Григорий Николаевич Литвиненко.
Григорий Николаевич также отметил, что существующая сегодня в большинстве школ и в целом в государстве система оценивания знаний по 4-балльной шкале (начинающаяся с отметки «двойка», то есть «неудовлетворительно») не может дать полную и объективную картину достигнутых школьником успехов. Так, например, на экзамене ученик должен выполнить только одно определенное задание и, допустив ошибку, не имеет возможности «реабилитироваться» за счет знаний других тем предмета. Впрочем, вот уже два года в старших классах общеобразовательных школ на экзаменах по математике (в некоторых школах и по химии) знания ребят оценивают с помощью установленной Министерством образования 100- балльной системы. А затем, для того, чтобы выставить годовые отметки в аттестат, преподаватели, согласно существующей методике, переводят набранные каждым учеником балы в оценки. Так, школьник получит «3», если набрал 50—56 баллов, «4» — 80 — 90 баллов и «5» — более 95 баллов. Кстати, согласно постановлению правительства, сегодня Минобразования работает над проектом новых государственных стандартов среднего образования, где будет отражен и вопрос установления объективных «измерителей» уровня знаний школьника. Завершить проект планируется к концу следующего года, и с 1 сентября 2001 года, вместе с переходом отечественной школы на 12-летнее образование, перевести начальные классы на новую методику работы. Интересно, что по мнению Г.Литвиненко, оценить знания ребят объективно можно лишь с помощью системы тестирования, как это и делается в большинстве стран мира.