Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Реликвии без защиты

Впервые за историю своего существования столичные музеи начали закрываться. «День» выяснял, кто виноват и что делать?
16 октября, 00:00

Последствия финансового кризиса в Украине ощущают едва ли не все сферы жизни, культурная — не исключение. И первое, на что жалуются ее работники, — недофинансирование или вообще отсутствие поступлений из государственного бюджета еще с начала года. Так, из-за недостатка денег может прекратить свою работу музейный комплекс «Мистецький арсенал». Сейчас тут еще продолжаются строительные работы, и для их полного завершения нужно свыше одного миллиарда гривен. В этом году из бюджета было выделено четыре миллиона, сколько средств будет в следующем году и будут ли они вообще — руководство музея боится прогнозировать, ведь не за горами выборы, а музейный комплекс считается детищем Президента. Как убеждены музейные специалисты, «Мистецький арсенал» мог бы стать грандиозным культурным заведением. В нем можно было бы разместить экспонаты из фондов других украинских музеев, которые пылятся в запасниках только из-за того, что нет помещений для их экспозиции. Взять тот же Музей истории Киева, чья коллекция сегодня хранится в Украинском доме.

По той же причине — нехватка средств — в начале октября перестали охраняться столичные музеи, по крайней мере — находящиеся на содержании города. Поэтому музеи закрывают хранилища с ценными экспонатами, в некоторых работники сами дежурят по ночам, а часть вообще не принимает посетителей и работает только как научно-исследовательское учреждение. А на днях неизвестные ограбили Андреевскую церковь, которую охраняла только электронная сигнализация. Как установили правоохранители, неизвестные взяли деньги из ящика для пожертвований. Сейчас возбуждено уголовное дело и продолжается расследование.

В Главном управлении культуры и искусств Киевской городской госадминистрации заявляют, что долг за услуги охраны составляет почти два миллиона гривен и появился из-за финансового кризиса в стране. «К огромному сожалению, в результате финансового кризиса в Украине уменьшились плановые поступления в бюджет города. Из запланированных 3,5 миллиона гривен на охрану киевских музеев в этом году выделено на миллион меньше. Поэтому в первую очередь финансируются защищенные статьи расходов — заработная плата, стипендии, коммунальные услуги и т.п.», — говорится в сообщении Главного управления культуры.

Чтобы решить проблему, музейные работники предлагают уменьшить тарифы за услуги охраны, составляющие от 30 до 38 гривен в час. Или же советуют создать при Министерстве культуры и туризма специальную охранную службу, где будут работать подготовленные для работы в музеях люди, а заработную плату им будет платить государство, поскольку экспонаты, которые они охраняют, — это богатство всей страны, а не отдельного музея. Сейчас Управление культуры готовит распоряжение о погашении долгов за охрану, но пока музеи не получили для этого ни копейки. Как ищут выход из ситуации музейщики, узнавал «День».

Николай СКИБА, руководитель отдела анализа и прогнозирования музейного дела Министерства культуры и туризма Украины:

— Музеи, находящиеся в подчинении министерства, имели похожие проблемы в июле-августе этого года, тогда они получили предупреждение от подразделений Государственной службы охраны о снятии охраны. Министерство подготовило письмо в Кабинет Министров и премьер-министру Украины, в результате было принято решение о выделении из стабилизационного фонда необходимых средств — 17 миллионов гривен. Таким образом, вопрос с охраной в национальных музеях государственного подчинения решен. В Украине насчитывается 10 таких заведений, это крупные музеи, например, Львовская галерея искусств, у которой есть свои филиалы. И вот началась похожая ситуация в Киеве, некоторые музеи вынуждены даже закрыться. Со своей стороны, министерство направило письмо в Киевскую городскую администрацию. В соответствии с бюджетным кодексом, министерство не может профинансировать музеи, которые являются объектами муниципальной собственности и состоят на содержании города или области. Проблема в том, что бюджетная статья, касающаяся оплаты услуг охраны, не является защищенной. Когда мы работали над изменениями к закону Украины о музейном деле, настаивали, чтобы эта статья относилась к категории защищенных, как сейчас заработная плата и коммунальные услуги. Но Министерство финансов пока этого не допускает. Поэтому Минкультуры предлагает снять монополию Государственной службы охраны, которая пока является единственной структурой, которая предоставляет услуги охраны музеям. А стоит это недешево, поэтому музеям нужно дать право находить альтернативные формы. В минувшие годы музеи также имели проблемы с финансированием, но это не носило такого масштабного характера в последние десять лет. Спустя некоторое время, КГГА была вынуждена найти средства и оплатить долги. Мы в своих письмах указали, что, в соответствии с законом о музейном деле, мэрия должна принять все меры для сохранения музейного достояния.

Татьяна СОСНОВСКАЯ, директор Литературного музея-квартиры Павла Тычины:

— На работе музея как заведения культуры недофинансирование не сказалось, мы так же принимаем посетителей, работаем с фондовой коллекцией, проводим новые выставки, потому что в музее работают честные и добросовестные люди, которые не обращают внимания на финансовые проблемы. Но помимо долгов за аренду помещения у нас проблемы даже с поставкой бумаги для того, чтобы распечатать документы. С охраной учреждения дошло до того, что она отказывается предоставлять услуги. А отсутствие охраны в музее — рискованное дело. Никакая страховая стоимость или компенсация не может компенсировать кражу, когда из музея исчезает картина или оригинальная вещь. В нашем музее работает сигнализация, поэтому это обходится нам не очень дорого, но есть музеи, которым нужна физическая охрана, которая стоит около 35 гривен в час. Есть музеи, где присутствие живой охраны должно быть круглосуточным. За границей этот вопрос решается совсем иначе — при министерствах культуры работает государственная служба охраны, которая предоставляет свои услуги музеям за государственные средства. И это специально обученные люди, которые знают, как себя вести в музейных заведениях. Мы сейчас подходим к тому, чтобы создать свою музейную охрану. Каждый музей Украины хранит ценные вещи, поэтому присутствие охраны просто необходимо. Сейчас есть общий приказ Министерства культуры и Министерства внутренних дел Украины о том, что учреждения культуры может охранять только государственная служба охраны, а не частная. По-видимому, это правильно, так как у государственной службы есть свои критерии отбора кадров. Кроме того, работники нашего музея озабочены тем, удастся ли нам выстоять до следующего года: мы выиграли суд, и нас не выгнали из помещения, но мы чувствуем сильный прессинг по кадровой политике в отношении существования музея на будущее от Главного управления культуры, поэтому для нас важно дожить до конца года в том составе, в котором мы есть.

Петр ГОНЧАР, директор Национального центра народа и культуры «Музей Ивана Гончара»:

— Сейчас музей закрыт для посетителей, поскольку нет живой охраны, а только сигнализация. Это произошло впервые за историю его существования. Мы работаем только как научно-исследовательское учреждение, это длится уже больше недели. Решить этот вопрос должно управление культуры, все от нас зависящее мы уже сделали, и теперь ждем финансирования, поскольку нам дали 14 тысяч гривен на охрану, а долг за полгода составляет 200 тысяч гривен. Такая проблема существует по всем музеям Украины. Мы уже согласны, чтобы работающие у нас в штате люди были и охранниками, так бы было вдвое дешевле, или чтобы напрямую специальная государственная структура оплачивала услуги охраны для музея. В предшествующие годы мы могли что-то отремонтировать, но из года в год финансирование уменьшалось, а в этом году средств вообще нет. Усложняет ситуацию и то, что нам дали статус национального, поэтому из городского бюджета мы уже не финансируемся, а из государственного — еще нет. Есть деньги только на выплату заработных плат. Наша деятельность, по существу, законсервирована. 15 лет музей работает и никак не может открыть все помещения для экспозиции и работы персонала. Многие помещения не имеют климатконтроля, поэтому иконы трескаются, в некоторых комнатах появился грибок. Чтобы музей нормально начал работать и полностью оборудовал помещение, нужно 12 миллионов гривен. Изменится ли ситуация после выборов, неизвестно, так как сейчас никто не обещает решать проблемы музеев.

Вера ВИНОГРАДОВА, директор Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко:

— На этот год всем музеям выделили достаточно средств на обслуживание охраны. Но случилось так, что прошлогодние долги были не оплачены, каждый из музеев имел долги приблизительно за три месяца. В соответствии с законом, директора музеев заключили соглашения только на ту сумму, которую выделяет бюджет, этих сумм практически всем музеям хватало до 1 октября. У нас была другая ситуация, поскольку мы оплатили прошлогодние долги со специального счета, на который откладывались средства, заработанные музеем. Финансирование из бюджета — это только заработная плата и не полностью коммунальные услуги. Эти средства поступают с задержкой каждый месяц. В мае Киевсовет принял решение, чтобы каждую неделю музеи принимали бесплатно школьников. Для нашего музея это потеря приблизительно 100 тысяч гривен за год. Я понимаю, в Англии все музеи объявлены бесплатными, но там государство дотирует эти средства, полностью содержит музеи. Такое решение никого не спасет, поскольку каждый месяц музеи проводят бесплатные дни, и очереди посетителей в эти дни нет. Больше всего средств мы расходуем на заработную плату — около полутора миллионов гривен, еще миллион идет на охрану, а зарабатываем мы по-разному. В прошлом году, например, заработали 800 тысяч гривен, но в этом году будет меньше. Чтобы выжить другим музеям, нужно просто оплатить долги. Государство обязало нас своими актами, постановлениями Кабмина, чтобы мы пользовались услугами только государственной службы охраны, созданной в 1992 году специально для охраны государственных особенно важных объектов. Но с того времени многое изменилось, цены поднимаются, и сейчас бюджет не выдерживает этого давления. Выход один — либо отменить постановления, чтобы были альтернативные формы охраны (но и частные службы охраны также недешевы — 30 гривен в час), либо создать государственную бюджетную структуру при службе охраны, и пусть государство напрямую оплачивает им заработную плату. Наш музей финансируется из городского бюджета, но ведь охраняется не дом, а ценные экспонаты, являющиеся государственной собственностью. Поэтому государство должно за них платить. Такая инициатива должна исходить от Министерства культуры, но пока это только желание музейников.

Юлия ЛИТВИНЕЦ, главный хранитель фондов Национального художественного музея Украины:

— Нашему музею повезло, что мы подчинены Министерству культуры и туризма, которое вовремя выплачивает услуги за охрану, поэтому долгов у нас нет. Хоть средства поступают и не своевременно, но они есть. Сейчас деньги дают только на зарплату, коммунальные услуги и охрану, а о приобретении новых коллекций, оборудования речь не идет. Раньше на выставки тоже много средств Минкультуры не выделяло, 90% мероприятий проводилось на средства музея и благодаря меценатским средствам. Кстати, в основном экспонаты поступают нам в качестве подарков. За границей же действует абсолютно другая система финансирования музеев — они зарабатывают сами на себя, поскольку сильно связаны с туризмом, а это, соответственно, высокая входная плата, торговля сувенирами. Сомневаюсь, что ближайшие выборы помогут нашим музеям. Возможно, новый президент сможет остановить влияние финансового кризиса на культуру, но вряд ли музеи почувствуют какое-то облегчение, разве что власть пойдет на определенные уступки на законодательном уровне. Было бы хорошо, если бы мы не платили налог 20% от музейного дохода. За год за счет входной платы мы зарабатываем 300 тысяч гривен и из них 20% должны отдать государству. С одной стороны, музей — неприбыльная организация, но с другой — налог с нас не снимают. Кажется, что это небольшая сумма, но при правильно построенной программе она бы дала возможность развиваться. Один из важных аспектов, который нужно изменить, — закон о рекламе, он дает нам право из заработанных средств выделять только 2% на рекламные акции. Это очень маленькая сумма, а реклама — это двигатель прогресса, чем больше подано информации, тем больше людей придет в музей. Например, социальная реклама в метрополитене стоит минимум 300 дол. А на одних выставках этих средств не заработать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать