Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Риски «глубокого замораживания»

Почему Шулявский путепровод может стать недостроем
08 мая, 11:10
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Всего за 40 дней строители разобрали на части и полностью вывезли Шулявский путепровод, о начале реконструкции которого «День» писал в материале «Вместо «уставшего» будет хромым?» (№49 за 19 марта). Как для первых итогов масштабного проекта — достаточно неплохо. Но не понятно, что дальше. Сначала мост, по определению мэра Киева Виталия КЛИЧКО, устал, а теперь есть риск замораживания проекта. Причин, которые могут этому способствовать, собралось немало.

КОНФЛИКТ ИЗ-ЗА ТЕНДЕРА

Одна из них — ООО «Северо-украинский строительный альянс», что занимается строительством новой развязки на Шулявке, может стать банкротом. Антимонопольный комитет Украины заявляет, что компания выиграла тендер на строительство моста нечестным путем. Как выяснилось, тендер на определение подрядчика разыграли между двумя связанными между собой фирмами, к которым имеет отношение народный депутат Максим Микитась. Разница между предложениями финалистов тендера, ООО «Спецбуд-плюс» и ООО «Северо-украинский строительный альянс», была всего в тысячу гривен, а две других компании через ряд несоответствий в документах к аукциону вообще не допустили.

Если АМКУ таки признает тендер недействительным и подставным, «Северо-украинскому строительному альянсу» угрожает штраф в сумме около 160 миллионов гривен. В компании уже заявили, что из-за такого решения ей угрожает банкротство, соответственно, достроить Шулявскую развязку она не сможет.

Виталий Кличко прокомментировал это решение АМКУ так, что в случае, когда будут совершаться действия, которые могут повлечь приостановку работ по строительству моста, городская власть будет рассматривать их как диверсию и работу во вред киевской громаде.

При этом о вероятных нарушениях тендерной процедуры городской власти было известно как минимум с лета прошлого года. Еще в августе это отмечал председатель Киевского областного территориального отделения АМКУ Алексей Хмельницкий.

Киевская власть закрыла на это глаза. А подрядчик провел около здания АМКУ несколько митингов, чтобы закрыть дело против «Северо-украинского строительного альянса».

«БОЛЬШЕВИК», КОТОРЫЙ  НЕ ПОДЛЕЖИТ СНОСУ

Строительство моста может зависнуть в воздухе и по другой причине. Как известно, мэрия воплощает проект развязки в форме неполного четырехлистника. Для реализации такого замысла нужно снести часть цеха завода «Большевик». Теперь это собственность Фонда государственного имущества Украины. Чтобы снести заводской цех, город должен приватизировать его. Процедура сложная и продолжительная, и за это в мэрии еще никто не брался.

По крайней мере, об этом свидетельствует письмо от Фонда госимущества от 26 марта 2019 года, опубликованное на фейсбук-странице «Киевляне за развязку Петрука на  Шулявке». Оказывается, завод остается в перечне объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации, а ФДУ не давал согласие Киевской городской госадминистрации на его снесение в связи с будущей реконструкцией Шулявского путепровода.

О проблеме в мэрии знали еще до того, как состоялись торги на определение подрядчика для Шулявской развязки. Эксперт-транспортник Виктор ПЕТРУК рассказывал раньше, что в августе прошлого года Виталий Кличко получил решение Фонда госимущества, где идет речь о том, что по законодательству Украины запрещены любые действия относительно недвижимого имущества АО «Первый киевский машиностроительный завод» (до мая 2018 года — ПАТ «Научно-производственное предприятие «Большевик»), следствием которых может быть его отчуждение. Другими словами, сносить здание завода, чтобы построить развязку-неполный четырехлистник, город не имеет права.

В это же время в мэрии рассматривали идею привлечения немецких экспертов для проведения анализа и предоставления рекомендаций относительно избрания лучшего проектного решения Шулявской развязки. От помощи иностранных специалистов в конечном итоге отказались. При этом вариантов, как строить новую развязку, у города было аж 13, из которых 11 не предусматривали снесения заводского цеха. Почему-то пошли более сложным путем, еще и не учли позицию киевлян, которые поддержали три петиции об альтернативном проекте трехуровневой развязки Виктора Петрука. Он был бы более дешевым, более быстрым и не затрагивал завод «Большевик».

ПОСТРАДАВШЕЕ ДВИЖЕНИЕ 

Напомним, на строительство новой развязки предусмотрен почти миллиард гривен. Около 600 миллионов ООО «Северо-украинский строительный альянс»  уже получило на свои счета. При этом киевляне не имеют никаких гарантий, кроме обещаний мэра, что будут иметь на эти средства качественную транспортную развязку.

Эксперты раньше комментировали «Дню», что избранный проект — не лучшее решение для столицы, а наоборот — яркий пример, как не стоит строить транспортные узлы. По-сути, появится просто новый мост, который не облегчит нагрузки на две важные транспортные артерии — улицу Вадима Гетмана и проспект Победы, что пересекаются на Шулявке.

Да и сейчас хорошего мало. Например, чтобы доехать общественным транспортом с Караваевых Дач до «Почайны», горожанам нужно делать две-три дополнительные пересадки. Эксперты компании «А+С Украина», которая специализируется на технологиях транспортного моделирования, подсчитали, что если взять как основную среднюю скорость общественного транспорта 15 км/год, то с начала реконструкции Шулявского моста потери от простоя троллейбусов и автобусов в утренние и вечерние часы пик достигают 21%.

Специалисты утверждают, что это свидетельствует об ухудшении транспортной ситуации на этом участке. Водители почувствовали это напрямую, потому что количество заторов из-за демонтажа моста увеличилось. На проспекте Победы ежедневно образуются длинные заторы в направлении к Шулявке. Также «пострадали» улица Дегтяревская и Воздухофлотский проспект, где теперь альтернативный объезд Шулявского путепровода.

СТАРАЯ-НОВАЯ РАЗВЯЗКА

После демонтажа строители продолжают работать на месте будущего моста несколько медленные. Вместе с тем активисты напоминают, что пока строительство развязки не началось на полную, можно изменить развитие событий.

Так, несколько месяцев назад общественная организация «Шулявський шлях» подала иск в Окружной административный суд города Киева, чтобы признать недействительным распоряжение КГГА от 5 июля 2018 года №1148 об утверждении проекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении проспекта Победы с улицей Гетмана в Соломянском и Шевченковском районах города Киева».

Следующее заседание запланировано на 14 мая. Это еще одна возможность повлиять на ситуацию. Потому что, как ни крути, пока она складывается не в интересах города. Снести часть цеха «Большевик» Киев не может, а следовательно — и осуществить полноценный проект. Подрядчик может стать банкротом, хотя деньги за проект уже в его кармане.

«Все это означает, что получим даже не «недочетырехлистник», который был рекомендован градостроительным советом, прошел государственную экспертизу и получил разрешение на строительство, а возобновленную развязку в существующей конфигурации, — добавляет Виктор Петрук. — После закатывания в бетон около 600 миллионов гривен бюджетных средств, недостроенная развязка будет брошена как объект незавершенного строительства, и ее последующая судьба станет головной болью уже следующего мэра и следующих поколений киевлян».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать