Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Роман ВАСЫЛЫК.

Путь к иконе
17 ноября, 21:08
СВЯТОЙ НИКОЛАЙ, НАМЕСТНАЯ ИКОНА ИКОНОСТАСА ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ДУБЛЯНЫ

Возле рабочего стола в мастерской художника Романа Васылыка — портрет матери. Закутанная в темный крестьянский платок, женщина смотрит на нас спокойным, строгим, даже суровым взглядом. Темный фон полотна — будто жизнь, в которой так мало радости, лишь боль потерь и страдания. Но в глазах светится достоинство, с которым шагала по беспокойному житейскому морю эта украинская женщина, выпив до дна свою горькую чашу, в которой было так мало радости и счастья. Гордая казачка Ксеня из дома Кульгавец, родом из зажиточных казаков Лубенского полка, который поддержал в 1708 году союз гетмана Ивана Мазепы с шведским королем Карлом ХІІ в войне против Петра I, будто впитала в плоть и кровь свободолюбивый дух своих прадедов, их отвагу и непокорность. Возможно, кровь, напоенная духом свободы, которая текла в ее жилах, дала ей силу пройти через все жизненные испытания, не впасть в отчаяние, родить одиннадцать детей и воспитать их честными и правдивыми.

В родном селе Бориславцы, что возле Перемышля, на земле, куда направились ее предки-казаки из Бендер, встретила свою пару — Якима Васылыка, отважного усусуса, который «познал романтику военного лихолетья и военной штуки, принимал участие во многих операциях славного Украинского сечевого стрелецтва, начиная от Маковки, дальше на Бережанщину (Золотая Липа, Лысоня), за Збручем, в Каменце-Подольском — последнем лоскутке Украинского государства». Здесь обручились, растили детей, хозяйничали. Как вспоминает брат Романа Васылыка — Павел Кир, — епископ-ординарий Коломыйско-Черновецкой епархии, «папа был не только хорошим земледельцем, но и разбирался в столярном деле. Имел от Бога душу творца — хорошо играл на скрипке и на гармони. Научился самостоятельно. Жизнь у него сложилась так, что не смог развить свои способности соответствующей выучкой, но они очень пригодились ему в общении с людьми, а более всего при воспитании детей». Особенной была и мама. «Моя мама имела увлечение не такое, как у наших женщин и девушек: очень любила ездить на конях. Верхом. Еще мама отличалась от других тем, что была едва ли не лучшей в селе огородницей. А еще цветы. Мама очень о них заботилась. Цветы были на огороде, перед домом. Хлев, дом и овин под гонтами, крытый соломой сарай; плетень и — цветы, цветы, цветы...» — вспоминал Павел Кир. Возможно, эта любовь к цветам передалась самому младшему сыну, Роману, чтобы потом заиграть на его полотнах красками васильков, астр, подсолнухов, гроздьями калины. Но это будет потом. Нужно было еще пройти свой собственный крестный путь — путь семьи Васылык.

Родители заботились о национальном воспитании детей, которыми так щедро наградил их Господь. Духовный мир дети в этой семье познавали с молоком матери.

«Мы все ходили в церковь. На праздничные Богослужения — с самого младшего возраста. Когда еще не умели ходить, то на руках у папы, мамы или кого-то из старших братьев и сестер. Каждый из нас, как научился читать, получал в подарок молитвенничек. Мы ходили с молитвенниками в церковь. В церкви молились, пели, внимательно слушали проповеди. Дома, кроме постоянно выписываемого «Дзвіночка», книжиц Андрея Чайкивского, у нас были и религиозные книжечки. Мы все время получали «Місіонар». Нам читали дома и его, и «Жития Святых». Папа и мама, хоть были очень заняты и нами, и хозяйством, находили время послужить в церкви. Папа был в церковном Братстве, мама — в Апостольстве Молитвы.

Каждый год в августе, когда по римско-католическому календарю было Успение Божьей Матери, мы все ходили пешком в Кальварию за семь километров от нас. Украинцы там исповедовались, имели свою Крестную Дорогу и прекрасную церковь». Это снова из воспоминаний Павла Кира.

Нелегкая, но упорядоченная жизнь семьи безжалостно была прервана в 1945 году. Напомним, что еще до окончания Второй мировой войны, 9 сентября 1944 года, в Люблине было заключено соглашение между Польским комитетом национального освобождения (временным правительством) и Совнаркомом УССР, согласно которому украинцы должны были быть депортированы с территории Польши в УССР, а поляки — из УССР в Польшу. Государственная граница была установлена по так называемой линии Керзона. Украинцы оказывали сопротивление, формируя отряды УПА. Против непокорных украинцев единым фронтом выступили все силы, заинтересованные в полном и скорейшем завершении депортационных процессов. За далеко не полными данными, в Закерзонье были полностью или частично сожжены 80 сел, замордованы свыше 2000 человек, уничтожены и разграблены тысячи хозяйств, множество скота.

Вывезли и семью Васылык. «Плач, крики, брань. За два часа выехала из села длинная грустная валка. На фирах — маленькие дети, мука, сухари, одежда, постель. По сторонам фир — люди. За фирами шли привязанные коровы. Скорбная, будто похоронная, валка, от которой раздавалось ржание коней, мычание коров, плач женщин и детей, доехала к Нижанковичам — за 14 километров от нашей Бориславки. В Нижанковичах мы разобрали телеги и загрузили их вместе с лошадьми и скотом в поезд. Сели и мы в такие же вагоны, как и скот». Так семья очутилась в Тернопольской области в селе Барыш Бучацкого района.

Забрали с собой самое необходимое. А еще — духовную пищу, без которой жизнь теряла смысл. Семье Васылык сельская община поручила монстранцию — церковный сосуд, где хранятся Наисвятейшие Тайны, чашу литургическую и Святое Евангелие. Все это они пронесли через всю жизнь как самую большую святыню с верой в воскресение разоренной земли. С этими чувствами шли дорогами борьбы за Украину и Церковь. В 1947 году отец Яким и брат Павел были арестованы как враги народа и отсидели в лагерях по 10 лет. Осталась мать с кучей маленьких детей.

Готовясь к частым облавам, спасаясь бегством от ссылки, мать пристроила как-то детей и имущество у соседей, а сама спряталась в лесу, спасая новую жизнь, которую носила в себе. И однажды осенней ночью барышские леса встрепенулись от крика новорожденного младенца, который под звездным небом у маминой груди вдохнул воздух, наполненный запахом влажных листьев притихших деревьев. Родился самый младший — Роман, тот, кому суждено было стать на тернистый путь правды своей семьи, которым на протяжении жизни будет идти упрямо и настойчиво к своим иконам.

Кому, как не Роману Васылыку, хорошо известно, что такое безудержное желание рисовать? Такое сильное, что вынуждало его, маленького мальчишку, преодолевая страх, трижды в неделю в холод и дождь, ливень и пургу, когда ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки, отправляться одному за девять километров в Збараж, в художественную школу. Что придавало силы этому ребенку? По-видимому, высокие ценности, которые исповедовались в этой простой семье, благородной в своих поступках, основой которых была вера во Всевышнего и в Украину. От нее они все и каждый из них не отступились никогда. Это и пример его отца, который всю жизнь боролся за нашу независимость и, уничтоженный в лагерях и тюрьмах, умер в 1964 году. Это и мама, которая стала для своих детей примером глубокой веры, мужества, твердости и непоколебимости. Поддерживала каждого своего ребенка, спасала. Когда заболел брат Романа, все силы бросила на его спасение, собирала пищу, в которой он так нуждался, чтобы спасти от смерти. По сей день Роман вспоминает из своего голодного детства запах яичницы, которую мама готовила только для больного Мирона, а он сам стоял втихаря за дверью, вдыхал опьяняющие ароматы, и мечтал, когда наконец сможет пробраться на кухню и дорваться до сковородки, чтобы полакомиться остатками. Не знал, какой на вкус сахар, который мама собирала для брата в тюрьму. Но самый важный урок, который он получил от семьи, — это урок непоколебимости и верности. Так учила его мама своими поступками, когда прятала Евангелие в кожаную обложку с портретом Сталина во время частых облав и обысков. А на суде сына Павла, который опять оказался за решеткой за принятие священнического сана и за служение запрещенной Греко-католической церкви, говорила гордо и бесстрашно, что ни она, ни ее дети никогда не отрекутся веры, Бога и Украины.

Разве мог стать другим сын Роман, ее плоть и кровь? Первой его выставкой была шевченкиана в Збаражской художественной школе в 1964 году. Это был своеобразный протест против московского произвола, утверждение своего украинства, бунт против волчьего билета, который он получил в школе как «неблагонадежный».

Однажды брат Павел принес завернутую в клетчатый платок икону Матери Божьей Неустанной Помощи и попросил нарисовать копию. Это была первая, еще не до конца осознанная работа над иконой. Не удивился, ведь это так было естественно для парня, который столько времени проводил с братом благодаря подпольным его богослужениям по селам и городкам Тернопольщины. С воспроизведенного образа внимательно, преисполненными печали и нежности глазами смотрела на него Мария, держа на руках своего Ребенка. Ее взгляд будто призывал укрыться под ее защитой, убежать от опасности и отравлненных страхом моментов. Эта первая работа глубоко растрогала впечатлительную душу, стала тем толчком, который с годами привел его к высокому миру иконы, ставшей его жизнью и сутью. Всю жизнь шел с глубокой верой, которая держала, наполняла силой. Пил из нее, как из неисчерпаемого духовного источника, преодолевая трудности, преследования семьи, скитания, голод и бедность. Потому что, как писал великий Сковорода, «вера — глаз прозорливый, сердце чистое, уста отверстые, она единственная видит мир, который светит в стихийной тьме. Вера всю эту тень, которая проходит, как воду непостоянную, переходит». И так переходил он тяжелые дороги, переходил спокойно и достойно. Вера и труд помогли получить наилучшее образование. Ore et labore — молящийся и трудящийся. С такими установками поступил и блестяще окончил Ужгородское художественное училище, а затем и Львовскую академию искусств.

Когда автор этих строк попросила художника рассказать, когда же в первый раз написал икону, он не смог ответить. Понятно, почему. Икона, образ Божий жили в нем постоянно в духовном измерении, в мыслях, помыслах, чувствах. Каждый день и каждое мгновение. Учила этому, когда он был еще совсем маленьким, мама, читая Священное Писание, брат. Учился этому и он сам. Вспоминает, с каким волнением рисовал Святой Престол для тайного рукоположения в епископы Павла в 1973 году. Он мог видеть на богослужениях Крест Господень, Святое Евангелие, Чашу, Дискос, которые необходимы на литургии. А тут пришлось создать вещь, без которой совершение литургии немыслимо и запрещено постановлениями Церкви. Речь идет об Антиминсе, который обычные миряне не могут видеть в использовании, потому что употребляется он во время литургии только в алтаре, на престоле. Рисовал тайно, об этом не знали даже самые близкие.

Во всем видел промысел Божий. Поэтому так легко и вдохновенно рисовал деревянные карпатские церкви, горные пейзажи Микуличина, куда вынуждена была переехать вся семья, единственное место, где можно было получить прописку гонимому и преследуемому брату Павлу — верному слуге церкви в катакомбах. На этих полотнах вихрь красок и света, а еще — горы, которые, как купола церквей, вздымаются высоко в небеса. Были еще портреты, тонкие и психологические, полотна с разнообразными цветами, графика, резьба по дереву, образные и лаконичные экслибрисы.

И только тогда, когда почувствовал, что душа его настояна на вере, ум напоен всеми необходимыми знаниями, руки стали достаточно умелыми, а сердце наполнено молитвой, коснулся кистью лика святых. И только тогда в полной силе взорвался его талант — талант от Бога и направленный к Богу через икону, которую святые отцы называют окном в небо. «Человек, который коснулся иконы, причастился небом. Он похож на пчелу, которая собирает нектар. Но только это нектар нектаров, потому что нектар тот — духовный». Такой нектар дарят иконы Романа Васылыка — Матери Божьей, Иисуса Христа, Ангелов и Архангелов, Апостолов, всех святых Греко-католической церкви, написанные легко и вдохновенно для людей. Смотришь на эти работы и диву даешься, как мог все это создать один человек. И тогда действительно начинаешь верить, что это София — Премудрость Божья, которая считается творцом любой иконы, — водила рукой и кистью иконописца Романа.

Он является автором свыше 500 икон, запроектировал 15 иконостасов, из которых реализовано 10. Его работы украшают храмы как в Украине, так и за рубежом, в том числе в Великобритании, Польше, Бельгии, Австралии. Среди них иконостас епархиальной часовни в Коломые (1992), иконостас УГКЦ в Вулвергемптоне (Великобритания, 1993), запрестольная икона «Пресвятая Богородица Покрова» для монастыря Святой Покровы Сестер Студиток во Львове (1997), иконостас УГКЦ в с. Бартошицы (Польша, 1999), иконостас УГКЦ Св. Василия Великого монастыря ЧСВВ в Киеве (2003), иконостас церкви Святых Жен-Мироносиц в с. Вороняки на Золочивщине (2004), иконы для иконостаса церкви Св. Андрея и Варвары в с. Хоруживка на Сумщине (2006—2007 гг.). Роман Васылык является автором проектов комплексного оформления церкви Пресвятой Богородицы Покровы оо. Салезиан, церкви Св. Владимира и Ольги во Львове (2000—2005) и церкви Все Святые Украинского народа. Он также спроектировал алтарь для Литургии по случаю визита Святейшего Отца Иоанна Павла II в Украину (Киев).

Творчество Васылыка основано на лучших образцах древней отечественной восточно-византийской иконописи, когда основой иконы был канон с присущими ему символами цвета, жеста, атрибутов. «Восточный обряд, — говорит он, — сохранил принципы, на которых базировалось раннее христианство еще со времен его легализации. Основным свойством является углубление — через внешние признаки сакральной атрибутики во внутреннее содержание Божественной литургии. Здесь абсолютно все детали имеют исключительное значение. Наша икона завораживает своей внутренней сутью». Такими — завораживающими — работами являются и его иконы. Воспроизводя украинские чудотворные Зарваницкую, Почаевскую, Холмскую, Самбирскую, Бучацкую, Корсунскую иконы, он развивает традицию, создает образы новопровозглашенных украинских святых, а также выдающихся деятелей истории Украины — таких, как митрополит Андрей Шептицкий, патриарх Иосиф Слепой, Степан Бандера, Роман Шухевич. Роман Васылык считает, что, когда достигается гармония между идеей образа и решением, между содержанием и формой, тогда произведение достигает идеала. А если в произведении имеется точка столкновения между процессом мастера, концепцией теологов, ведущей идеей, которая преобладает в обществе, то произведение становится достопримечательностью для потомков.

Свое слово об иконотворчестве Васылыка еще скажут, историки, религиоведы, искусствоведы. Однако красоту иконы невозможно измерить лишь ее художественной ценностью. Митрополит Андрей Шептицкий отмечал: «В иконе находим не только художественную красоту, но и ту словно бездонную глубину, которая является первым и важнейшим признаком художественного архипроизведения». Написанные по старинному прадедовскому обычаю естественными красками на доске из липы иконы Васылыка дают ощущение тепла и подлинности. Они очень «человеческие», понятные и близкие для верующих. Потому что, как утверждает Владимир Овсийчук, «икона имеет свое предназначение — быть в самом тесном диалоге с человеком, с его страданиями и светлыми надеждами». Именно поэтому верующие преклоняют колени перед этими образами, смотрят в большие выразительные глаза святых, которые отворяют перед ними двери в духовный мир. «Однако глубина грусти и благости от каждой исходит одинаковая. Это и является извечной тайной наших икон. Сегодня многие художники работают как иконописцы. Икона приобрела черты, характерные для нынешнего времени, выполняется в разных техниках, но не потеряла силу и духовность там, где мастер пишет ее не для заработка, а потому, что этого требует душа». Эти слова Якова Креховецкого, известного доктора богословия, касаются и Романа Васылыка — художника, одержимого трудом для Бога и для людей. Церковь, с которой тесно связан художник, высоко оценила его подвижнический труд. Верховный архиепископ Бенедикт ХVІ наградил Романа Васылыка за выдающиеся труды и старание знаком отличием Святого Креста святых апостолов Петра и Павла «За Церковь и Понтифика».

Иконопись, считает Васылык, должна быть искусством высокой пробы. Поэтому так болезненно реагировал художник на тот хаос, который охватил в начале 90-х годов новые и старинные разрушенные храмы, в которых вместо икон появились непонятные художества, увешанные электрическими гирляндами, бумажными, позолоченными или пластмассовыми цветами. Переживал, когда видел, как в древние произведения вмешивались новейшие «богомазы», которые, спекулируя доверием мирян, зарабатывали на этом деньги. Владея глубокими познаниями, осознавая огромную роль иконописного искусства, Роман Васылык был обеспокоен потерями в нашей национальной культуре. Он понимал, что лишь действенные шаги смогут остановить самовольные реконструкции культовых сооружений — архитектурных достопримечательностей, их так называемые обновления и массовые перемалевывания настенных росписей, икон, что приводило к искажению или потере произведений выдающихся мастеров. Так родилась, а впоследствии претворилась в жизнь идея создания кафедры сакрального искусства Львовской национальной академии искусств, главной задачей которой Роман Васылык видел реализацию долгосрочной программы возрождения и популяризации украинской иконописи и его самобытной стилистики. Заведующий кафедрой профессор Васылык убежден, что основной целью художника должно быть сохранение украинского сакрального искусства как одного из важнейших факторов идентификации национальной духовности и культурного продолжения достижений предыдущих эпох.

Как хороший хозяин, он засевает зерна своих богатейших знаний и умений среди молодежи, среди студенчества. Хорошо знает, что его талант и призвание педагога нужно не только тем, кто живет в Украине, но и тем, кто волей судьбы оказался далеко за ее пределами. Поэтому едет туда, куда зовут, — в близкую Польшу, далекую Бразилию, в Австралию, потому что твердо убежден: будут обильные всходы и щедрые урожаи. Его погруженный в себя взгляд теплеет и светится от мысли о том, что в украинской вселенной живут его украинские образы и рождаются образы его учеников.

Глаза созданной им иконы Пресвятой Богородицы такие же, как и глаза Богородицы из Десятинной церкви. Это глаза вечности.

P.S. В мастерской Романа Васылыка мое внимание привлек еще один портрет — жены Софии. Она, как и мама Романа, очень любит цветы. Они обручились, когда у Романа были трудные времена. С тех пор она с ним и в горе, и в радости, его любовь, утешение и поддержка. Ценит его. «У моего Романа — талант», — говорит она. Очень хочется, чтобы об этом знала Украина.

СПРАВКА «Дня»

Роман ВАСЫЛЫК родился 8 октября 1947 года в селе Барыш Бучацкого района Тернопольской области.

Учился в Барышской средней школе. После 9-го класса поступил в Ужгородское училище прикладного искусства, которое окончил с отличием в 1968 году. В том же году поступил во Львовский институт прикладного и декоративного искусства. По окончании служил в армии главным художником Закарпатского военного округа. Прошел путь от преподавателя кафедры интерьера, заведующего кафедрой до декана и проректора Львовской национальной академии искусств.

В конце 80-х годов впервые во Львовской национальной академии искусств внедрил в учебную программу задание на сакральную тематику. В 90-х годах стал одним из инициаторов возобновления школы иконописи при монастыре Студитов во Львове. Инициировал и создал в 1995 году первую в Украине кафедру сакрального искусства.

Сегодня он — заведующий кафедрой сакрального искусства, профессор Львовской национальной академии искусств, заслуженный деятель искусств Украины. Награжден Министерством образования и науки Украины орденом Петра Могилы. Сегодня Роман Васылык известен прежде всего как художник в сфере сакрального искусства. Народный художник Украины, автор ряда монументальных работ религиозного содержания. Его произведения экспонируются в Украине, Англии, Бразилии, Польше, Австралии, Бельгии. Награжден грамотами патриархов Филарета, Любомира, а также знаком отличия Папы Бенедикта ХVІ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать