Ромы. В замкнутом круге страха и дискриминации

Убежать от выстрелов и вечного страха. Жить в лесу, на вокзале, в пригороде. Бороться с нищетой за кусок хлеба... Чтобы познать на «безопасной» территории двойную дискриминацию - за то, что ты переселенец, и за то, что ты рома.
По данным мониторинга Международного благотворительного фонда «Чирикли», около девяти тыс. ромов были вынуждены покинуть свои дома на востоке Украины и переместиться в другие регионы. Но там, куда приехали, убегая от войны, столкнулись со страхом и часто враждебностью местных общин.
«Местное население не было готово видеть такое количество ромских семей. Это вызвало страх и усилило все эти негативные стереотипы, которые до этого существовали», - объясняет вице-президент фонда «Чирикли» Земфира Кондур.
Согласно данным мониторинга, около пяти тысяч ромов не были зарегистрированы как внутренне перемещенные лица. Причины разные - отсутствие документов, отсутствие в паспорте штампа о постоянном местонахождении (таких 2,5 тысячи ромов с востока Украины). Также люди боялись быть задержанными со стороны правоохранительных органов из-за отсутствия документов.
Даже те, у кого были документы, боялись регистрироваться, чтобы потом, когда вернутся домой, избежать, возможно, каких-то преследований или жестокого обращения.
Более 55 % ромов не регистрируются как внутренне перемещенные лица из-за боязни конфискации их имущества милицией или иными органами власти.
Около полутора тысяч человек не имели никакой информации о том, где можно зарегистрироваться и как получить какую-нибудь помощь переселенцам.
«Ромы не могут получить работу, снять жилье не только потому, что они переселенцы, а еще и потому, что ромы. Многие из них - без надлежащего образования и опыта работы. Многие дети не пошли в школу, потому что родителям-ромам сказали, что школы переполнены. 130 ромок рассказали, что не смогли перерегистрировать документы для получения социальной помощи. А это была едва ли не единственная возможность получать хоть какие-то средства. Я знаю семьи, которые, получая такую социальную помощь, арендуют жилье, но у них нет денег для того, чтобы покупать еду или лекарства для ребенка...», - рассказывает Кондур.
Чтобы избежать дискриминации, некоторые ромы даже не признаются о своем происхождении.
В августе прошлого года лидер ромской общины Ужгорода, журналист Мирослав Горват на своей Фб-странице рассказал, как местные ромы присоединилась к добровольному сбору средств на нужды закарпатских военных, находящихся в зоне АТО.
«Мне приятно, что ромы города откликнулись на эту идею - все, кто хочет и имеет такую возможность, идут нам навстречу. Мы прошлись по нескольким «ромским» улицам Ужгорода и собрали первые денежные пожертвования. На нашу армию бросали все - от детей до пожилых людей», - отметил Горват.
Чаще всего подвергаются дискриминации ромы-переселенцы при поиске жилья и работы, говорит председатель общественной организации «Чачимо» Николай Бурлуцкий.
«Была ситуация, когда в Харькове предоставили жилье ромской общине, переселившейся из Славянска. Старая поликлиника, которая в течение 10-15 лет стояла в запустении. В здании нет окон, дверей. Абсолютно все разрушено. И семьям даже с грудными детьми предоставили это помещение, без электричества и воды. Мы спросили, почему это жилье предоставили именно ромам. На что ответили: «Вы можете отремонтировать и оставить ромам», - вспоминает Бурлуцкий.
Подобное произошло, когда в одной из харьковских гостиниц, где временно предоставляли жилье для мам с маленькими детьми, отказали мамам-ромкам. Только вмешательство ромских общин и волонтерских организаций решило вопрос.
С трудоустройством - похожая ситуация. Бывало, что даже ромам, которые имеют профессию и квалификацию, отказывали в работе, когда видели, что они - ромы.
В мониторинге также зафиксированы случаи, когда в Харьковской области у ромской семьи требовали деньги, угрожая снова отправить в зону АТО.
Некоторым семьям пришлось все-таки вернуться - не имея здесь ни поддержки, ни возможности как-то устроиться. Но дома не стало легче. Так, в Свердловке на Луганщине, куда в свои дома вернулись ромские семьи, нет ни воды, ни хлеба, ни денег. Гуманитарная помощь не доходит до таких маленьких городков...
Были случаи насилия со стороны местного населения. Бурлуцкий вспомнил, как однажды одной ромской семье из Славянска разбили окно, бросили петарды с криками: «Убирайтесь отсюда вон, цыгане!»
Замкнутый круг страха...
Чтобы разорвать его – надо преодолевать тотальную необразованность ромов (около 60 % опрошенных не имеют начального образования, не умеют ни писать, ни читать) и разрушать стереотипы и предрассудки в отношении их.
Первая такая попытка на государственном уровне произошло еще два года назад, когда утвердили Стратегию защиты и интеграции в украинское общество ромского национального меньшинства.
Приняв такую стратегию, руководство Украины тем самым признало, что у ромов есть проблемы, которые необходимо решать. Но пока эффективность выполнения плана действий Стратегии невысокая.
И ситуация с соблюдением прав ромов оставляет желать лучшего. В Украине нет единого органа, который надлежащим образом реализовывал бы государственную политику в отношении ромов, задекларированной в Стратегии социальной защиты и интеграции ромского национального меньшинства в украинское общество.
«Формально за все несет ответственность Министерство культуры, но сфера его компетенции намного уже, чем спектр проблем ромской национальной общности. Потребности ромов заключаются прежде всего в доступе к социальным услугам, образованию, медицине, правовой помощи», - говорит Ольга Жмурко, директор Ромской программной инициативы Международного фонда «Возрождение».
Эксперт объясняет, что в Украине хотя и появился правительственный уполномоченный по вопросам этнополитики, но создание очередной институции не решает вопрос системно - не меняет подходов государства к уязвимых слоям, к которым относится и ромское национальное меньшинство.
А пока ромские общины призывают власть хотя бы упростить процедуру получения документов, удостоверяющих личность, для ромов-переселенцев. А также мониторить потребности ромского населения и теснее сотрудничать с ромскими организациями. Прислушается ли?
Section
Общество