Перейти к основному содержанию

Роскошный юбилей без наград

06 марта, 00:00

Юбилей выдающегося физика и патриота профессора Анатолия Свидзинского, отпразднованный в Волынском национальном университете, кроме всего, поставил вопросы, на которые должны искать ответ и государство, и общество. Достаточно ли уважается у нас интеллект? Как воспитать традиции благодарности в украинском обществе? Как, собственно, сохранить в преклонные годы (Анатолию Вадимовичу 80 лет) свежесть восприятия и глубину мышления?

Даже на таком торжественном многолюдном собрании — а зал университета был заполнен до отказа — Анатолий Вадимович не изменил своему стилю одежды. Одел тот же костюм от Воронина, приобретенный, как во всеуслышание признался со сцены, несколько лет назад за тысячу гривен. В нем чувствует себя комфортно: «Разве плохой?!», а за супердорогими моделями никогда и не гнался.

Выглядел и правда элегантно. Но на этом элегантном пиджаке не было ни одной награды. Позже Анатолий Вадимович мне сказал, что «не хотел демонстрировать свои преимущества» и не считает, что «этим стоит хвастаться». Впрочем, из высоких наград у него есть лишь знак отличия Верховной Рады Украины и орден Архистратига Михаила, полученный от митрополита Филарета. Первый знак отличия очень дорог, потому что вручили тогда, когда таких наград вручали единицы, и ему импонирует формулировка «За особые заслуги перед украинским народом». А церковный знак отличия получил для себя неожиданно. Издал книгу «Самоорганизация и культура», в которой был довольно большой и глубокий раздел «Наука и религия», в котором добавлены новые весомые аргументы из сферы современной науки в пользу того, что вера в Бога обоснованна. И... получил приглашение на прием к патриарху. Юбилейные торжества по случаю 80-летия не прибавили блеска на элегантном пиджаке выдающегося ученого. Государство в зале было представлено заместителем главы Волынской областной госадминистрации Святославом Кравчуком, который вручил грамоту. Грамоту от Министерства науки и образования почему-то подписал не сам министр, а лишь его заместитель. Ученый, без трудов которого не представляют сегодня сферу физики твердого тела, один из учеников знаменитого Николая Боголюбова, не имеет даже звания заслуженного работника отрасли. В министерстве патриоты и демократы долго взвешивали, достаточно ли у ученого заслуг.

Показательно. Ищем, где корни украинских проблем? Просто — Интеллект, люди Интеллекта не на должном месте в иерархии ценностей общества.

Анатолий Вадимович говорит:

— У меня от этого никаких страданий нет. Скорее, могу думать, что меня переоценили, а не недооценили. Поэтому к моим жизненным принципам допишите еще один пункт: «Работать ради дела, а не ради похвалы». Умру — «там» разберутся во мне и без больших наград. Но зачем умирать, если еще можно что-то сделать?!

Кем бы он мог стать, если не физиком? Философия, математика, ботаника, литература, культурология, нациология... И сегодня круг его интересов очень обширен. В своей жизни пережил очень много глубоких увлечений. В три года, когда учили читать старшую сестру, овладел грамотой и сам. И читал все подряд, наслаждаясь самим процессом. Потом увлекся ботаникой, изучая серьезные книги и часами наблюдая жизнь природы. Потом — астрономией, и таки стал бы астрономом, так как ходил на консультации к очень серьезному киевскому специалисту. Однако началась Вторая мировая война, школу закрыли, и стремление учиться побудило выучить немецкий язык. О том, как его знание и прочитанное в оригинале одно из произведений Шиллера спасло ему жизнь, Анатолий Вадимович рассказал в интервью газете «День» (28 февраля этого года).

А в последних классах школы увлекли математика и литература.

— Но один случай дал понять, что при тогдашнем тоталитарном режиме сложно остаться порядочным, будучи гуманитарием. И я поступил, собственно, лишь бы куда: в Технологический институт стройматериалов. И мог бы стать силикатщиком! Но все же этот институт сыграл свою роль, потому что в нем я познакомился с высшей математикой. И она настолько пленила, что решил перевестись во Львовский государственный университет.

Но студенческая юность будущего ученого пришлась на время, когда в государстве продолжалась «охота на ведьм».

— Я решил изучать иностранные языки, чтобы читать труды выдающихся физиков в оригинале, а мне пришили «низкопоклонство перед иностранцами» и, конечно же, «украинский буржуазный национализм». Вызвали, куда нужно, и спросили, какие труды Донцова читал. А поскольку в этом отношении был еще темный, то спросил, кто такой Донцов, что меня и спасло. Все же получил строгий выговор, перекрывали дорогу в аспирантуру. Впоследствии все же поступил, но быстро понял, что во Львове мне не работать. Вызывают, спрашивают: «А чем дышит Мария Теодоровна?» Кто это такая? Это была наша библиотекарша, о которой мы не знали ничего, кроме того, что всегда приветливая и быстро находит нужные книги. Один политически неграмотный коллега искренне ответил: «Как чем дышит? Воздухом!» И на следующий день его среди нас не было. Поэтому я добился командировки в Москву, где и познакомился с Николаем Боголюбовым...

Звание ученика «самого Боголюбова» давалось нелегко. Анатолий Вадимович вспоминает, как долгое время вел жизнь «по вертикали».

— Жил на 12-м этаже. Спускался на лифте вниз — там столовая. Поднимался выше своей комнаты — там библиотека. И раз в месяц выходил в Москву, чтобы нормально где-то поесть... А потом получил записку, написанную Боголюбовым, которую до сих пор храню: «Настоящим ставлю в известность, что мною студенту Свидзинскому дана тема для диссертации»...

Его учителем был и один из сотрудников Николая Боголюбова в знаменитом «Арзамасе-16» — Израиль Гельфанд, считающийся сегодня, в свои 96 лет, крупнейшим из нынче живущих ученых-математиков. Живет в Америке и еще работает.

Необычным юбилей Анатолия Свидзинского был еще и тем, что виновнику торжества дарили исключительно книги. Дарили потому, что он попросил не вручать никаких подарков. Ведь лучшим подарком для него, как и раньше, остается нечитанная книга.

— А что мне еще нужно от жизни, кроме здоровья?

Найти такие книги, которые бы Анатолий Вадимович, перечитывающий все новинки в областной научной библиотеке, не читал, оказалось непросто. От родного вуза подарили «Историю украинской иконы». Коллеги-физики — рассекреченные лишь три года назад труды Николая Боголюбова, написанные им во время работы в «Арзамасе-16» и Институте Курчатова. Главный редактор «Дня» Лариса Ившина подарила новую книгу Оксаны Пахлевской «Аve, Европа!» и мемуары Ивана Дзюбы «На финишной прямой».

— Мы долго шли к этому юбилею!

Фраза, сказанная нынешним ректором Волынского национального университета имени Леси Украинки профессором Игорем Коцаном, касается не только личного пути Анатолия Вадимовича Свидзинского. Профессор Коцан, который и инициировал праздничные торжества в таком масштабе, как они состоялись, имел в виду и то, что именно Свидзинскому выпала судьба и честь возглавить самое главное учебное заведение Волыни в переломный момент его истории: в период превращения из провинциального педагогического института в государственный университет. И то, как произошел этот переход, впоследствии способствовало и превращению государственного университета в национальный. Но Свидзинский, определяя самое главное в своей жизни, говорит, что прежде всего оставался физиком. И при этом всегда, по выражению академика НАН Украины, директора Института теоретической физики имени Боголюбова, где Анатолий Вадимович является почетным доктором, Анатолия Загороднего, был «примером того, как интеллектуал может служить народу и государству».

— Если бы на флаге Анатолия Свидзинского нужно было написать одно слово, это было бы слово «Служить», — от имени общества львовских физиков говорил директор Института физики конденсируемых систем Игорь Мриглод. — Это человек, который всю жизнь честно служил: своему великому роду, молодежи, физике, Украине и национальной идее.

Отдельным аккордом прозвучало выступление члена Наблюдательного совета Волынского национального университета, главного редактора газеты «День» (автором которой является и Анатолий Свидзинский) Ларисы Ившиной.

— Вы даже не представляете, кого перед собой видите каждый день, какого масштаба этот интеллектуальный бриллиант, которым является именинник! Анатолий Свидзинский — это редкостная личность. Как мало украинских аристократов уцелело в кровавом ХХ веке... Он не только проповедует, но и исповедует ценности.

Юбиляра долго не отпускали со сцены. Его благодарственное слово превратилось в талантливую публичную лекцию. Родной университет подготовил прекрасную концертную программу, обойдясь без приглашений известных артистов, так как в заведении хватает своих талантов. Юбиляру пропели и «Многая лета». А жизненные принципы, провозглашенные им на юбилейном вечере, должны стать указателем жизненного пути для молодежи, и не только. Вот они:

Любить жизнь, но не бояться смерти.
Лучшее лекарство от большинства болезней — активный творческий труд.
Нельзя объять необъятное, но стремиться к этому нужно.
Худшее — это хорошо делать то, что вообще делать не следует.
Старательность преодолевает все. Помнить, что старательность иногда преодолевает и здравый смысл.
Богатство человека измеряется количеством благ, от которых он смог отказаться.
Самой необходимой потребностью человека и общества является правда.
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать