С чего начинается рынок
Торговля нуждается в... реконструкции, считают власти Киева
Во время недавнего пребывания в гостях у киевского главы Александра Омельченко мэру Москвы Юрию Лужкову понадобилось купить продукты. Естественно, посоветовали Бессарабский рынок. Судя по всему, прогнозы киевской стороны оправдались: говорят, впечатленный мэр расточал дифирамбы по поводу организации торговли на Бессарабке и, по утверждению столичного градоначальника, признал, что в у них, в Москве, — увы, подобного нет.
К сожалению, немногие из 118 киевских заведений такого рода могут похвастаться столь идеальной «рыночной» картиной. С одной стороны, по мнению начальника Главного управления бытового обслуживания населения Василия Щербенко, на сегодняшний день сеть рынков уже сформирована: то есть переход от стихийной фазы к фазе интенсивного развития уже произошел. На пяти столичных рынках в ближайшее время даже должны возникнуть отели для торгующих граждан, уже реконструированы шесть рынков столицы, продолжают реконструкцию 19, а семь — оформляют документы, говорит он. При увеличении суммы рыночного сбора (согласно официальным данным, за год эта цифра поднялась на 13%, до 24,2 млн. грн.), удалось сохранить приемлемые цены. Более того, рапортует Киевгорадминистрация, стабильные тарифы на услуги рынков привели к тому, что в текущем месяце стоимость, к примеру, на свеклу, снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%, на картофель — на 35%, на капусту — и вовсе на 60%. И не стоит думать, что Киев — самый дорогой город Украины: стоимость говядины, свинины, сала, кур и еще около 10 наименований продукции — ниже, нежели во многих других регионах державы на 3—30%. А все потому, что вышеупомянутые тарифы (правда, узнать, каковы они, так и не удалось: директор одного из киевских рынков отметил, что все-таки — разные) плюс «создание необходимых условий для торгующих» поспособствовали увеличению поступления сельхозпродукции из областей.
Однако… Выборочная проверка Киевским управлением по защите прав потребителей 67-и рынков столицы выявила 20,6 тысячи нарушений, забраковала 60% «обследованной» продукции: товар реализовывался без сопроводительных документов или был низкого качества, нарушались условия его хранения, практиковался обман и обсчет покупателя. Уже не говоря о фальсификате ликеро- водочной продукции: накрыв парочку фиктивных цехов уже в нынешнем году, столичные борцы с организованной преступностью, равно как и другие службы, ратуют за то, чтобы этот вид товара навсегда исчез из ассортимента рынков. Не прошли ветеринарный «досмотр» 22 тонны мяса и 78 тонн молочной и рыбной продукции. Упрощенная система налогообложения, в первую очередь, не дает возможности установить источник происхождения товаров, жалуются эксперты. Нынче санэпидуправлением контролируется более чем 6 тысяч объектов. На этом фоне киевские рынки, коих, напомним, около 120, явно выглядят горсткой. Тем не менее около 26% нарушений, выявленных при проверках, — именно на их совести. Более того, будь ты частным предпринимателем с кристально чистой совестью, пришел ли ты на рынок реализовать свой «неликвид» — место под «рыночной» крышей, скорее, не всегда достанется «просто так». К примеру, один из руководителей рынка в Святошинском районе столицы просил у каждого «соискателя точки» 3 тысячи гривен. Другой — за аренду ангара хотел ни много ни мало 30 тысяч условных единиц. Предприимчивый ветврач за право торговли также требовал «посулов» от торговцев мясом: нынче его дело рассматривает Голосеевский районный суд.
Беспокоит столичные власти и другой нюанс. Из имеющегося количества рынков «земельный» вопрос решили до установленного Госкомземом срока (конец 2003 года) лишь 46. Посему мэр обвинил ответственные за это органы в неспешности: пора, дескать, более интенсивно предлагать выкупить землю тем руководителям рынков, кто имеет на это деньги, а для тех, кто не имеет, утвердить график в духе: «Вы еще не заключили договор аренды? Тогда мы идем к вам». То, что первая группа останется в явном «плюсе», вроде как очевидно: если, допустим, Генпланом города (нынешний, напомним, будет действовать до 2020 года) будет предусматриваться застройка территории рынка, собственник продаст ее столице далеко не по покупной цене. Как «подгонять» нынешних потенциальных арендаторов, похоже, не знает пока никто: о нововведениях, связанных с Земельным кодексом, который заработает с 2005 года, предупреждены, по словам одного из подчиненных мэра, все без исключения руководители рынков. Однако, утверждает он, нынешний налог на землю в размере 1% от дохода в случае заключения арендного договора увеличится вдвое, а в случае торговли одеждой — до 5%, что, собственно, и является главной причиной «медлительности» дирекции рынков.
Решение общих проблем на недавнем заседании Киевгорадминистрации, посвященном усовершенствованию работы рынков, «отрабатывалось» на конкретных примерах. Ситуация на Владимирском рынке: пожарному надзору не понравился тот факт, что работники согреваются зимой с помощью тенов. Теперь, как пожаловались мэру торгующие, негде согреть чай, поскольку отключены все розетки. Предприимчивый народ, конечно, сразу же организовал продажу горячих напитков для жаждущих согреться, однако по «зашкаливающей» цене. Можно согласиться, что тены зимой на открытом пространстве — вещь не только бессмысленная, но и пожароопасная, согласился мэр, но вот чай… Речь возмущенного этим фактом киевского градоначальника перешла в гневный монолог. Пример с «чайными» спекулянтами, по мнению мэра, — не что иное, как факт коррупции. К следующему своему приезду на Владимирский рынок Александр Александрович потребовал от его директора Александра Бердикова вернуть розетки на место: ничего опасного в том, что сотрудники рынков будут пользоваться мелкими электробытовыми приборами — «чайниками, фенами и электробритвами» он не видит. Всем руководителям рынков в целом посоветовали вспомнить о том, что «театр начинается с вешалки». В смысле, рынок должен начинаться с туалетов: а значит, надо изыскать средства на их обустройство: чтобы посетителям было где, как выразился мэр, хотя бы «посмотреть на себя в зеркало».
Не согласиться — будучи потенциальным посетителем того или иного рынка — довольно сложно. Все равно, что согласиться с фактом присутствия в этих местах торговли контрабандного или некачественного товара, хотя руководство рынков утверждает, что не способно (да и, как считают, не должно) постоянно контролировать продукцию всех предпринимателей, изъявивших желание торговать на том или ином рынке. Горадминистрацией было предложено «не пущать», то есть отказывать в предоставлении места тем торговцам, которые провинились перед контролирующими органами. «Воспитательная» мера вроде бы правильная. «Однако куда с товаром отправится такой «бизнесмен?» — задает резонный вопрос директор Владимирского рынка. Конечно, в места несанкционированной торговли, коих только по официальным подсчетам налоговой в столице насчитывается около 90.
Есть другой нюанс, косвенно затрагивающий тему невозможности для торговцев попить чай. На том же Владимирском рынке пожарные рекомендуют оставлять от 30 до 40% занимаемой территории «на случай чего»: для организации эвакуационных проходов. Платится «рента», как известно, за всю занимаемую площадь, а зимой тарифы за место, к тому же, увеличиваются. И еще один, с первым не связанный нюанс. О наведении порядка на киевских рынках говорят все заинтересованные в этом стороны, и давно. Тем не менее есть несколько дивных фактов. Каждый раз итогом совещаний в Горадминистрации по тому или иному вопросу являются протоколы, разработка поручений и возникновение городских программ. Еще в июле прошлого года тем же санэпидучреждениям Киева посулили обеспечение лабораторной техникой для точной проверки базарной «провизии», которая впоследствии окажется на столах киевлян. На нынешнем заседании, отчитавшись по фактам различных нарушений, напомнили о том, что потребность у «санэпида» в технике, вопреки обещаниям, осталась…
Выпуск газеты №:
№19, (2004)Section
Общество