«С глубокой благодарностью украинским воинам…»
Как Национальный музей истории Украины и его Сокровищница поддерживают наш боевой дух в соцсетяхС первого дня полномасштабного российского вторжения в Украину Национальный музей истории Украины и его филиал Сокровищница, несмотря на невозможность принимать посетителей, не сложили руки, а переориентировались на работу в соцсетях. Музейщики тщательно отбирают экспонаты и их истории, чтобы таким образом поддержать украинцев в трагические и одновременно судьбоносные времена. Подробнее об этих инициативах «Дню» рассказали старший научный сотрудник Национального музея истории Украины, кандидат исторических наук Ярослав ЗАТЫЛЮК и ведущий научный сотрудник Сокровищницы Национального музея истории Украины, кандидат исторических наук Юрий ПОЛИДОВИЧ.
«ИДЕЙНЫЙ ФРОНТ ТОЖЕ ВЕСЬМА ВАЖЕН»
Интересуюсь у пана Ярослава, как коллектив музея воспринял события с 24 февраля, стало ли это шоком и как удалось перенастроить работу:
– Не было особенно когда шокироваться, потому что первая наша реакция была – доехать на работу и спасти реликвии, перенести их в бомбоубежище. Это то, чем мы занялись сразу в четверг 24 февраля. Все наши семьи с пониманием к этому отнеслись, мы ехали на работу, кто чем мог добраться, чтобы спасать экспозицию. Это была наша очевидная реакция, потому что мы, как работники культурного фронта, понимаем, что это наша первая обязанность. Сначала это было спасение уникальных и наиболее ценных вещей, а затем в последующие дни мы, по сути, демонтировали всю экспозицию. Это была первая задача. А вторая задача сформулировалась на второй или третий день – поддерживать боевой дух всего сообщества, которое подписано на наши социальные сети, и продолжать формировать представление и гордость за наше прошлое, – говорит Ярослав Затылюк. Он вспоминает, что директор музея Федор Андрощук воспринял ситуацию с олимпийским спокойствием: война – значит война, работаем в этих условиях, и это зарядило коллег энергией.
– Сложно ли находить сюжеты для сообщений? Из каких периодов больше всего удается это делать?
– Когда пришла война, на каждый наш экспонат стали смотреть по-другому. Ведь экспонат может свидетельствовать не только, например, о каких-то традициях ювелирного искусства, но и о жизни людей, которые были неспокойными, но они так или иначе в сложных условиях делали что-то необычное. Мы ищем в прошлом соотносимые с нашей реальностью сюжеты и стараемся их рассказывать. Каких-либо хронологических ограничений по экспонатам нет. Наше первое сообщение было: «Не ридай, а добувай – гасло Українських січових стрільців, приклад яких надихає українців і сьогодні», - которое мы сопровождали значком Легиона украинских сечевых стрелков. Но потом мы начали вспоминать, как казаки били московитов, целое разнообразие сюжетов.
У нас, кстати, перед войной была выставка «Хотинська війна 1621 року і доля Центрально-Східної Європи» – события, которые 400 лет назад изменили ход истории. Казалось бы, такая же огромная армия, никаких возможностей и здесь такая победа (напомним, «День» писал о ней, см. материал «Хотин 1621: многоголосие») https://day.kyiv.ua/ru/photo/hotyn-1621-bagatogolossya)
Поэтому переориентироваться – не такая проблема. Наша история богата, экспонаты есть, и здесь главное – держать эту линию. Мы еще в первый день настроились, что победа будет за нами. И эту мысль держим в уме, когда формируем материал. Мы так ведем несколько линий рассказов.
Совпадение или не совпадение, но тематика наших выставочных проектов с минувшей осени – упомянутая «Хотинська війна…», выставка «Народжена волею, стверджувана зброєю!» о Втором зимнем походе Армии УНР (https://day.kyiv.ua/ru/photo/my-vidrodzhuyemosya-i-prodovzhuyemo-borotbu) и выставка о Федоре Эрнсте «Рятував від небуття» (https://day.kyiv.ua/ru/photo/ryatuvav-use-shcho-mig) актуальна и в условиях войны – речь идет о спасении экспонатов, их варварском уничтожении, военной доблести, победах и жертвах.
Также мы обязательно сделаем несколько сообщений по теме «Украина – как часть Европы», поставим акценты, почему это так и покажем это предметно. Идейный фронт тоже очень важен, – подытожил пан Ярослав.
«НАМ НУЖЕН ОПТИМИЗМ»
В Сокровищнице Национального музея истории Украины (напомним, до осени прошлого года филиал «МІСТ» назывался Музей исторических драгоценностей Украины) имеют давнюю традицию рассказов об экспонатах через социальные сети, говорит ведущий научный сотрудник Сокровищницы Юрий ПОЛИДОВИЧ.
– Мы ее основали еще до всех событий, но потом больше работали на посетителя напрямую, а потом была весна 2020 года, карантин. Тогда мы впервые задумались: если у нас нет возможности работать в музее вживую, то давайте создадим такую платформу на странице в Фейсбук. И со временем перешли на Инстаграм, сайт, то есть эта работа расходилась разными веточками, мы это делали коллективно – вспоминает пан Юрий. – Потом снова перешли на живую форму общения и в соцсетях немного затихли, затем у нас был проект музейной азбуки во время очередного локдауна, когда мы в такой форме рассказывали о нашей коллекции. В общем каждый наш экспонат – это целая вселенная. Это и история создания, история происхождения, история бытования, история уже музейная – то есть там очень много историй. Вероятно, у каких-то экспонатов больше, у каких-то – меньше. Поэтому, когда мы уже подошли к войне, стало ясно, что у нас уже есть этот опыт и мы можем снова к нему вернуться.
И тут возникла идея, ее озвучила наша руководительница – заведующая филиалом Наталья Александровна Панченко, предложившая: а давайте мы каждый пост будем делать со словами «Музей – с глубокой благодарностью украинским воинам, защищающим нашу землю». Эта первая фраза определила все остальное. Потому что текст дальше сам по себе подтягивается и то, что касается экспонатов, и то, что касается истории.
Раньше мы делали пространные посты с большим количеством иллюстраций, а сейчас они как боевой листок – максимально лаконично и одна иллюстрация, очень редко две. И выдерживаем такое оптимистичное направление, потому что пессимизма, горя, слез хватает. Нам нужен этот оптимизм – пусть он чуть-чуть бравурный, иногда, может, не в тему дня звучит. Но, кажется, на второй или третий наш пост одна наша посетительница музея написала: «Спасибо, мы сидим в бомбоубежище, что-то читать, думать невозможно, а вы нам даете лучик света на будущее». Такие отзывы наших читателей – это важный толчок.
Также интересуюсь у Юрия Полидовича, насколько сложно находить сюжеты для сообщений.
– Мы же все-таки музей ювелирного искусства, у нас направление и поразительное большинство экспонатов тематически немного иные. Скажем, наше украинское золотарство, о котором мы не так много рассказываем, – это преимущественно церковные вещи, они немного о другом. Достаточно важно найти неожиданный ракурс на наши предметы – историю, которая за ними стоит и которую мы раньше, возможно, не замечали, а теперь внезапно выстреливает. Вероятно, всегда актуальна наша основная тема – скифы. Они составляют треть нашей коллекции, эта коллекция одна из самых больших в мире, только разве что в Эрмитаже, в который вывозили еще до революции все, что копалось на территории Украины и Прикубанья со скифского периода, тоже большая коллекция, но мы в этом отношении на уровне. Эта коллекция самая большая в Украине, поэтому нас прежде всего знают с точки зрения скифов. Все остальное не настолько звучит. Скажем, древняя Русь у нас представлена преимущественно женскими украшениями – оно тоже, возможно, зазвучит, но нужно найти тему в разрезе нашего актуального направления.
Мы работаем коллективом – кто-то пишет, кто-то подает идеи, кто-то наталкивает на эти идеи, кто-то корректирует, кто-то редактирует. Фактически каждое наше сообщение – это работа коллектива, не говоря уже о том, что используем наработки целых наших поколений работавших ранее музейщиков. Есть еще много задумок, поэтому читайте и будем очень рады, если это будет положительно восприниматься.