Перейти к основному содержанию

С микрофоном и без портфеля

22 сентября, 00:00

Фестиваль «Рок-экзистенция- 2000», который состоялся в прошлый уик-энд, оставил после себя несколько риторических вопросов. Вопросы возникали спонтанно, на протяжении всех трех дней фестиваля и, в зависимости от своей глобальности, сопровождали тебя в твоих непрерывных странствиях по коридорному кишечнику ДК КПИ (тактичные галичане не совсем украинскую абревиатуру расшифровывали как «дім культури»). Риторичность вопросов, тем не менее, вынуждала тебя каждый раз обращаться просто в пустоту (к самому себе): много ли это — три тысячи зрителей ежедневно на авторитетном отечественном рок-фестивале и насколько экзистенциально оправданной в этом контексте является деятельность организаторов из «Арт-Велеса»; появилось ли на этом действе хотя бы несколько новых лиц со времен последней «экзистенции» и где они — эти лица; и вообще — углубляясь в тему — стоит ли смешивать тяжелые алкогольные напитки, и если да, то в какой пропорции?

Известный скульптор Петр Старух, который ежедневно появлялся ниоткуда и исчезал в никуда, в определенный момент откровенно признался, что лично он приходит сюда ежедневно после каких-то официальных встреч, поскольку вокруг все свои, а сам фестиваль напоминает большой остров. Все действительно смахивало на послереволюционную Кубу, остров свободы, до краев забитый тинэйджерами с глазами цвета украинской психоделии, с непостижимым количеством участников, которые перманентно менялись местами, ролями, инструментами и папиросами, под руководством команданте Вовкуна (директора «Арт-Велеса») и полевого режиссера Тараса Грималюка (главного продюсера), которые до конца фестиваля так и не вырвались из цепких объятия молодых музыкантов и старых алкоголиков.

Таким же риторическим для кого-то останется вопрос о целесообразности и эффективности активной национальной ориентации фестиваля, поскольку, несмотря на присутствие украиноязычного репертуара, больно было слышать, как ломают привычные лексические конструкции и зубные пломбы последователи отечественного рок-н-рола, преимущественно из юго-восточных регионов республики, спазматически пытаясь заполнить вынужденные паузы между композициями. Впрочем, критические замечания меньше всего касались музыки, поскольку в чем «Рок-экзистенции» нельзя отказать, так это в умении даже при таких сумеречных условиях функционирования в Украине альтернативной музыки отбирать из ее довольно жиденьких рядов качественные образцы и периодически демонстрировать их народу, даже если он, народ, к этому особенно не стремится.

Я соглашаюсь с большинством своих знакомых и малознакомых людей, встреченных мною в эти дни в ДК КПИ, которые утверждают, что «Рок-экзистенция» на сегодня это нечто большее, чем просто фестиваль качественной национальной альтернативы, я даже соглашаюсь с сомнительной метафорой об островном статусе «экзистенции». Однако не могу избавиться от мысли, что существование такого острова должно предусматривать присутствие вокруг него, кроме водных просторов и массивов, еще определенного количества территорий-сателлитов большего или меньшего размера, в соответствии с которыми и формировалась бы внешняя и внутренняя политика аборигенов. Наоборот, в ситуации, когда окружающее аудиопространство (вообще пространство) заполнено стилевыми помоями производства РФ, весь пафос и эстетическая направленность «Рок-экзистенции» просто сводятся на нет, поскольку в этом случае всякая альтернатива теряет свое первичное значение и мотивацию к дальнейшему противостоянию.

Но шоу, как и утверждал в своей предвыборной программе президент, должно продолжаться, и вряд ли кто-то сможет сказать, что нынешний фестиваль хуже предыдущего, что «Мертвий півень» не достойно заменил в роли хед- лайнеров этого действа разбомбленный натовцами «Лайбах» и что брит-поп несовместим с украинской поэзией. Поэтому, собрав в кучу все свои рукописи, ты мог спокойно покинуть фестивальное помещение, минуя друзей и знакомых, минуя литературную семью Брыныхов (с детьми), минуя обремененных эйфорией и допингом музыкантов группы «Вій» (без детей), минуя охранников, которые никак не могут вычислить — откуда именно тянется этот сладкий запах конопли (сорри, запах свободы). И уже на выходе, среди ночного гвалта, услышать, как вставляет окружающих, зачитывая что-то из «нового» Юрий Покальчук — с микрофоном и без чиновничьего портфеля. И, задержавшись еще на несколько минут, услышать Паковое: «Зніміть свої слухавки — може, почуєте якусь правду». Но микрофон неудачно вырывается из своего гнезда, и старый поэт кричит в пустоту, оставляя в ней только упомянутые и не упомянутые выше вопросы. Как правило, экзистенциального характера.

КСТАТИ

Первое появление «Рок-экзистенции» на небосклоне фестивалей было в 1996 году. Фестиваль проходил параллельно (как и в 1997 году) с выставкой музыкальных инструментов и аудио-, видеоаппаратуры. В 1998 году был выпущен компакт-диск с лучшими произведениями «Рок-экзистенции-97», а в 1999 году по содействию организационного комитета фестиваля состоялся рок-концерт. Наконец, в 2000 году, перед нами предстает возрожденная «Рок-экзистенция», на которой выступали уже известные («Плач Єремії», «Кому вниз», «The Вйо», «Мандри», «Мертвий півень») и не очень известные группы из Киева и других городов Украины, в частности из Херсона, Житомира, Львова, Тернополя, Донецка.

Можно было услышать все: от классического рока, панка до модного рока новой волны и альтернативной музыки. Не менее интересными, чем выступления известных групп, были молодые исполнители, такие как «Крихітка Цахес», «Друга ріка», «Фактично самі», «Мотор’ролла», «Лос-Динамос». А что касается перспектив, то, как сказал ведущий фестиваля Сашко Положинский, «Рок-экзистенция» будет проводиться каждый год, или раз в два года, традиционно — как выйдет».

Нина БАСАЛКЕВИЧ

P.S. Завтра в 18.00 в «Зеленом театре» Гидропарка начнется рок-марафон «Альтернатива — детям улицы» при поддержке благотворительного фонда «Мы верим Богу». В нем примут участие группы «Армада», «Hamlet», «Беz імені», «Back Door», «Інкогніто» и другие.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать