Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

С небес — на землю

Инженер Леонид Козярчук сам строит свою «утепленную» Европу в волынских лесах
12 мая, 18:22

«Ми літак зробили так: три коліщата, вітряк... Летимо все вище й вище, через днище вітер свище...» Вряд ли знал эту скороговорку Леонид Козярчук, но свой первый летательный аппарат они с двоюродным братом Виктором построили... из водопроводных труб еще в шестом классе. Люди выбегали из домов, чтобы увидеть, что за чудо в виде саней с пропеллером гудит и несется по улице. Соседнее село Сусск разбегалось, когда на своем дельтаплане они взяли слишком малую высоту. А потом взяли слишком большую, и их летательный аппарат засекли соответствующие службы в Луцке... Однажды отломался винт, и парни падали на кукурузное поле. А как перелетали через Стыр, садясь на аэродроме в Кобче?.. Катали на дельтаплане детвору из Ольгановки...

Сегодня Леонид Павлович Козярчук неохотно говорит о самом большом увлечении своей жизни — дельтаплане. Его уже «достают» журналисты, которые только об этом и спрашивают. Ведь найдя свою «половинку» — жену Ольгу — и нажив с ней уже двух детей, инженер-конструктор с дипломом Харьковского авиационного института в родном селе — небольшом Елизаветино, затерявшемся среди волынских лесов, строит шикарный дом для семьи. И дом этот не напоминает претенциозные дворцы в «царских» селах, а, кажется, дышит покоем и надежностью.

Встретиться с Козярчуком было непросто. То он по делам ездил в Киев. То за материалами для пола для нового дома... в Польшу. Последнее больше всего интриговало, поскольку для непосвященного человека напоминает «хождение за три моря». Однако без качественных и значительно более дешевых, чем украинские, польских стройматериалов Дома (а его после знакомства хочется писать с большой буквы) могло и не быть. О том, как сам спроектировал его по польской же специальной литературе, которая, в отличие от нашей, подробно описывает этот процесс для любителей, Леонид Павлович может рассказывать с не меньшим восторгом, чем, как строил дельтапланы. У поляков (для них это давно пройденный этап, а для нас новинка) позаимствовал и принцип прокладки отопления. Оно будет центральным благодаря газификации Елизаветино. Кабель прокладывает под полом, пластмассовые трубы будут выходить под батареей.

— Между прочим, крыша в доме «связана» по принципу, который применяется в дельтапланах, — говорит Ольга.

— И что он дает?

— Прочность и легкость. Дом легкий! Он и покрыт легко, хотя весит сто тонн, если считать бетон и кирпич.

Кирпич выбрал украинский, с завода в Дубечном. Он пустотелый, поэтому более легкий и более-менее качественный. За ним хозяин ездил сам: из 30 тысяч кирпичей отобрал на кладку всего 5 тысяч.

А еще дом, по его убеждению, должен быть прост и удобен. В новом доме будет, не считая кухни, пять комнат с гостиной и камином. Все будет сделано в старинном стиле Мы переходим из комнаты в комнату, и словно песню слушаем рассказ хозяина.

— За камин «запросили» пятьсот долларов. Так я спроектировал его сам. «Мокрой» штукатурки делать в зале не буду, потому что она мне не нравится. Стены покроем гипсокартоном, чтобы было светлее. А вот, смотрите, какая лестница! Удобная, из сосны, покроем лаком. Фирма за ее изготовление и дальнейшее обслуживание запросила тысячу долларов! Какое, скажите, может быть обслуживание лестницы?! Поэтому я засел за работу, и лестница мне обошлась в 150 долларов.

— А пол, за которым в Польшу ездили?..

— Пол ламинированный, по самой современной технологии. Еще есть антибактериальное покрытие... И у них она вдвое дешевле, чем у нас! Вдвое дешевле окна на крыше, гвозди — и те продают не поштучно, как у нас, что выходит дороже, а из расчета на граммы и килограммы. Весь товар, который везут в Украину из Польши, здесь продают вдвое дороже, — жалуется Козярчук на такую «политику». Ему двойная цена не по карману. Поэтому за покупками отправляются втроем: с женой и трехлетним сыном Борисом. Таможенные правила позволяют перевозить одному человеку 50 килограммов груза стоимостью в 200 евро, что их вполне устраивает. А еще ведь система выплаты таксы (налога) на границе! Выгодно, что здесь возвращают НДС, но ведь и «поборы большие», можно потерять до десяти процентов налога. Поэтому компенсацию Козярчук приспособился получать в том же магазине, где закупает товар. Это строительный супермаркет «Оби», о стиле работы которого с клиентами, считает он, «украинцы должны знать».

— Я в 2002 году, когда начинал строительство, закупил в «Оби» много инструментов. Пилу, устройство, шурупы вкручивать, электрический рубанок... Тем рубанком обработал все свое дерево, он уже «слизался». Но в супермаркете существует не только гарантия на качественный ремонт, а если инструмент уже свое отработал, тебе выдают бесплатно... новый! Это чудо! И при этом хорошо относятся к клиенту... У нас пошел на рынок, хотел приобрести вещь — гарантия неделя.

***

Свою жену Леонид высмотрел, как шутит, с дельтаплана. Ольга говорит, что жила в «сухопутном» Сусске и не знала, какое это счастье, когда почти за забором квакают весной лягушки и поют соловьи... Их Дом стоит недалеко от низины, которая плавно переходит в лес. Сейчас обитают в родительской избе, к которой пристроен отдельный вход. Быт абсолютно не напоминает обычный сельский, а скорее европейско-городской. До недавнего времени держали и корову, но отдали ее родителям, потому что нужно было присматривать за маленькой Александрой.

— Наш дом двухэтажный, а еще мансарда, с которой открывается чудесный пейзаж! На втором этаже я бывала, а вот на мансарде еще нет, потому что сейчас туда можно добраться только по лестнице. Муж обижается: для кого же строю? А я боюсь высоты, — рассказывает Ольга, и ведет нас в «женскую» часть дома, где будет шикарная кухня и рядом комната для домашних запасов. Все продумано до мелочей, а за хорошим хозяином и жена, как говорится, хозяйка.

— А где же вы на дом заработали? — осмеливаюсь на нескромный (или деловой?) вопрос.

Леонид не обижается, а объясняет:

— Работаю представителем киевской фирмы «АЭРОС» в Украине и Польше. Выполняю сервис, технический осмотр, обслуживаю дельтапланы, допускаю их к полетам.

— И много же дельтапланеристов в Украине?

— Хватает. Особенно в Крыму, на юге, в центре. На Волыни также есть несколько любителей.

Лидия Николаевна Супрун, лидер елизаветинской общины, вспоминает, что в детстве единственными и самыми лучшими игрушками Леонида были болты и шурупы.

— Родители на работе, постелют ему одеяло или фуфайку, целый день будет с железками играть...

— В школе выписывали журнал «Моделист-конструктор», было что почитать и было желание, энтузиазм создавать что-то свое. С братом начали строить самолет...

Затем обучение в Харьковском авиационном институте, диплом инженера-конструктора и... возвращение в родные края, хотя открывались более широкие перспективы. В Рожищах при ДОСААФе Козярчук организовал малое предприятие «Комета»: занимались и дельтапланами, и ремонтировали мотоциклы. Еще студентом он создал собственный маленький автожир, модель которого ему... приснилась, и занял с ним первое место в тогдашнем Советском Союзе среди сверхлегких винтокрылых летательных аппаратов. Сегодня его приглашают на слеты авиаконструкторов, планеристов, ведь в этом «мире» он человек известный.

— Я занимался и научной работой — об этом еще никто не писал. Очень часто ездил в Москву, в известную Ленинскую библиотеку... А также разыскивал конструкторов-любителей, которые проектировали винтокрылые летательные аппараты — автожиры и вертолеты. Собрал очень богатый материал о почти сотне любителей-конструкторов, их изобретениях. Планирую выпустить книгу, своего рода каталог об этих конструкциях. Лет 10 назад опубликовал десять статей о строении любительского автожира в журнале «Пшегленд летничий» («Авиационный просмотр»). Это вполне распространенный летательный аппарат, особенно на Западе, в Америке. В Польше также есть любители, которые летают на автожирах. Из Жешува — Ян Романик, который сам научился летать, очень интересный человек, встречаемся с ним ежегодно на слетах в Стальной Воле...

— И польский язык знаете?

— Знаю великолепно, выучил сам. Разговариваю, читаю и пишу.

***

Вообще Козярчук — из семьи переселенцев, или «забужан», как называют людей, которые вследствие печальноизвестной акции «Висла» были выселены из родных краев. Само Елизаветино — село переселенцев, здесь до войны были распространены хутора, в которых жили поляки, а этнических украинцев было мало.

— Из-под Грубешова и отец жены, — говорит Леонид.

На исторической родине бывает, потому что еще есть семья. Он у родителей единственный сын, и интересно, что ему передались почти все отцовские таланты. Ведь старший Козярчук — своеобразный «бог техники» местного значения. Собрал уникальный самодельный трактор и выполняет на нем все работы на поле, замечательно ремонтирует технику, наощупь вытачивает мотоциклетные валы...

— Отец полностью незрячий, потому что болезнь глаз прогрессировала. А бывало, что и мебель делал (и я от него этому научился), и даже скрипку изготовил... А как ремонтирует мотоциклетные коленчатые валы! Я даже сам удивляюсь, потому что я их также делал, но я же зрячий? — и Леонид Павлович восторженно рассказывает об отцовской работе, но чтобы не ошибиться, не буду повторять технические тонкости, в которых разбираются только специалисты, но незрячий мастер ремонтирует даже «Явы».

Быть может, если бы младший Козярчук жил в большом городе, он стал бы знаменитым авиаконструктором. Но жизнь сложилась, как сложилась. Увидев нашу землю с небес, он опустился на землю, нашел свою «половинку» и строит Дом. И поверьте, что от этого не менее счастлив, чем тогда, когда мальчишками они с братом неслись по родному селу на снегоходе...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать