Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

С пьедестала – за преподавательскую кафедру

История успеха Андрея Демчука продолжает цикл материалов «Дня» о паралимпийских чемпионах Рио-2016
26 октября, 16:30
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Когда Андрею Демчуку было 19, ему ампутировали ногу. С этого момента он начал жить... более полноценно, как сам теперь признается. Прошло десять лет. Сегодня Андрея знают как паралимпийского чемпиона по фехтованию, соучредителя благотворительного фонда «Сердце льва». А для студентов-программистов «Львовской политехники» он, прежде всего, остается Андреем Богдановичем — преподавателем кафедры информационных систем и сетей. Приехав из Рио с золотой медалью, новоиспеченный чемпион сразу вернулся к учебному процессу. Пообщаться с ним удалось с самого утра — как раз перед парами в университете.

— История вашего успеха учит всю Украину. А какое место в жизни занимает преподавательская деятельность?

— Спорт, наука и преподавание являются неотъемлемыми частями моей жизни, потому трудно что-то выделить. Всегда говорю, что мое основное место работы — во «Львовской политехнике». Этой работе стараюсь отдаваться по максимуму. Приятно, что кафедра шла мне навстречу в период подготовки к Паралимпиаде, поспособствовав удобному графику занятий, а при необходимости — и подменяя.

Работа со студентами мотивирует. Еще не так давно, 5 лет назад, сам был на их месте, а теперь имею возможность передать им свои знания. Математическое направление мне близко. Если ты занимаешься тем, что нравится, следовательно, это твое. А когда наступает период, что не хочется ничего делать, то его нужно перетерпеть. По жизни важно найти то занятие, которое бы приносило не только заработок, но и удовольствие.

— Преподаватель, фехтовальщик, чемпион Паралимпиады. Как вы стали тем, кем вы являетесь сейчас?

— Врожденные задатки и тип характера в любых жизненных обстоятельствах нас всегда к чему-то будут вести. Я сызмальства мечтал стать футболистом. Однако с рождения у меня была больная стопа — грубо говоря, одна была больше другой. Не мог носить удобную обувь, а о бутсах даже речь не шла. Несмотря на недостаток, даже умудрялся выступать за школу на городских соревнованиях по футболу. Когда дали понять, что у меня нет перспектив без возможности носить бутсы, начал заниматься баскетболом в кроссовках, на два размера больших. Любовь к спорту шла со мной по жизни, но, наверное, именно ежедневные нагрузки приблизили момент ампутации. Тогда мне было 19. На ноге открывались раны, потому врачи настояли на ампутации ноги ниже колена. Однако я один из немногих, кто, потеряв ногу, этим доволен. После ампутации и установления протеза я действительно начал более полноценно жить. Горжусь тем, что я паралимпиец, человек с инвалидностью. Не так своим примером, как своим отношением к жизни стараюсь показать другим, что никогда нельзя сдаваться.

Поэтому я вышел на организацию «Инваспорт» с целью начать заниматься баскетболом на колясках, но во Львове на то время не было такой команды. Мне на выбор предложили три вида спорта: настольный теннис, стрельбу из лука и фехтование. Стрельбу сразу отбросил из-за своего взрывного характера, ведь там нужно быть более спокойным и флегматичным. На настольном теннисе тогда были каникулы, потому решил пойти на фехтование. Тренер сразу заметил, что у меня есть перспектива благодаря высокому росту и длинным рукам. Сначала я удивился, увидев, что здесь все занимаются на колясках. Думал, что буду фехтовать стоя. Мне объяснили, что это сделано для того, чтобы уравнять условия для людей с разными травмами. Следует понимать, что наше фехтование так же, как другие паралимпийские дисциплины, — это не рекреация или реабилитация, а полноценные виды спорта.

— Паралимпиада — это не просто соревнование, но и испытание. Как его прошли вы?

— Сами мысли о Паралимпиаде — готовят. Уверен, что 98% всех спортсменов к этим соревнованиям подходят на пике своих возможностей. Паралимпидада — это борьба тактики, но и борьба характеров. На первое место выходит именно психологическая готовность. Сначала необходимо психологически перебороть себя, а после этого уже пойдет победа над соперником.

Наша сборная завоевывает индивидуальные победы благодаря дружественной и сплоченной команде. Мы по жизни очень близкие друзья, которые всегда откликнутся и придут на помощь.

— Золотую медаль вы посвятили воинам АТО...

— На Паралимпиаду я ехал с твердой целью побороться за победу, приложив максимум усилий. Однако, откровенно говоря, золотой медали не ожидал. Эмоции после финала зашкаливали — ответ на вопрос, кому посвящаю победу, точно не готовил. Сказал первое, что пришло в голову, а это обычно то, что правильнее всего. Воины АТО для Украины делают намного больше, чем вся наша паралимпийская команда. Надеюсь, что те слова хоть на капельку чего-то придали тем ребятам, которые их услышали, заставив больше погордиться тем делом, которым они занимаются не по своей воле, а в результате сложившихся в стране обстоятельств. Они были вынуждены бросить свои семьи и пойти защищать Родину. Мои друзья до сих пор на фронте. К сожалению, двоих из них уже нет.

— Спорт вне политики?

— Нет. Нет спорта вне политики. Эти вещи нельзя разделять. Поразмышляем формально. Спорт финансируется из государственного бюджета. Без поддержки государства спорт будет тлеть и, вероятно, со временем исчезнет. Если нас финансирует государство, значит мы ему обязаны. Нельзя оставаться вне государственной политики. Как спортсмен и гражданин Украины, который видит, что происходит в стране, я не могу молчать. Речь о прямой российской агрессии. Мы должны четко говорить, кто наш враг.

— Думали бы так спортсмены-заробитчане, в частности, футболисты...

— Уже говорил раньше: будь, как Зозуля — не будь, как Селезнев. Не говорю, что спортсмены не имеют права ехать в Россию. У каждого есть своя голова на плечах. Однако также должна быть совесть. В нынешних реалиях будет неправильно ехать играть за российские команды. Спортсмены такие же граждане. Более того, они, как люди публичные, могут и должны заявлять свою позицию. Если в этой войне ты не считаешь себя человеком с проукраинской позицией, то лучше молчи. Но стоит ли тогда отстаивать честь нашего государства на международных соревнованиях, когда за твоей спиной герб и флаг Украины?

— Ваш пример вдохновляет многих. А что мотивирует вас?

— Это одновременно и мотивация, и цель по жизни: хочется просто полноценно жить, помогая другим. Стараться делать так, чтобы жена и вся семья имели в этой жизни немножко радости. Все, что делаю, это ради своей семьи, страны, города, кафедры, в конце концов. Хочу, чтобы жена родила мне детей, чтобы дедушка и бабушка долго жили на этом свете. Это все естественные желания. Это и является моей мотивацией: уверенно идти своей тропой. Это вроде бы банальные вещи, но они самые искренние. У меня нет мечты о закрытых хоромах с бассейнами. Главное — чтобы было что есть и чтобы все были счастливы и здоровы.

— Каждая история успеха  — это определенные кредо. Какими жизненными принципами поделитесь?

— Всегда трудно отвечать на вопросы о советах. Каждый человек имеет свое виденье жизни. Когда ты встречаешь препятствия или переживаешь сильный успех, важно удержаться на своей тропе. Иначе можно застрять в яме или не удержаться и упасть с высокой горы. В таких ситуациях следует просто оставаться собой. Также нужно пересиливать лень. Жизнь — постоянная борьба с собственной ленью.

Необходимо стараться жить честно относительно своей жизни. Правило бумеранга         — золотое. Как ты даешь, так оно тебе и возвращается. Жить честно и справедливо, не забывая о Боге, — это основные принципы. Также очень важно доверие — без него не построишь никаких отношений. Ко всем нужно идти с открытой душой, будучи искренним с собой и другими.

— Людям с ограниченными возможностями в Украине приходится преодолевать не только себя, но и окружающие условия, точнее, их отсутствие. Как быть с этой проблемой?

— Эти вопросы важны. Хорошо, что своими выступлениями мы можем обратить на них внимание. Однако считаю, что вопрос доступности или дополнительного финансирования — это проблема всего общества, а не только людей с инвалидностью. Мало что адаптировано, но все же что-то делается. Сейчас во Львове под новые трамваи стараются делать повышенные остановки. Впрочем, если откровенно, то пока мы не увидим это реальное количество людей с инвалидностью на улицах, значит, до тех пор страна не дорабатывает. Идя в Европе, ты постоянно их видишь. В Украине визуально этих людей не видно, потому что многие просто не выходят из дома, ведь трудно или почти нереально выйти самому без посторонней помощи.

Когда общаюсь с чиновниками, которые отвечают за эти вопросы, стараюсь подчеркнуть, чтобы думали не о людях с инвалидностью, а думали о своих женах, которые будут идти с детской коляской, для которой тоже нужен пандус. Думайте о своих родителях, которые, идя в магазин, также сошли бы с радостью по нормальной наклонной дорожке. Иногда бабушка пять минут не может перейти дорогу, так как ей нужно сойти с очень высокого бордюра. Необходимо показывать пример: выйти из машины и помочь этой бабушке. Постоят там ребята сзади полминуты, ничего с ними не случится. Кто-то поругает из автомобиля? Не беда, пожелайте им хорошего дня. Мы идем к такой культуре и все равно туда дойдем. Хочется верить, что мы таки можем несколько ускорить этот процесс, изменив страну к лучшему.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать