С помощью мира
Почему фотопроект Максима Дондюка о переселенцах вселяет надеждуКиевский центр современного искусства М17 начал февраль открытием фотовыставки «Прошлое. Нынешнее. Будущее. Строя жизнь после переселения». Фотографии, размещенные группами, рассказывают о семи проектах, которые реализуются Инициативами инфраструктурной программы для Украины (ИИПУ) в Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областях. В Украине эту программу по поручению Федерального правительства Германии реализует компания Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GMBH.
«Можно постоянно публиковать тексты, статистику, цифры, но фотографии воспринимаются совсем иначе, — убежден Уве Штумпф, директор ИИПУ. — Создавая выставку, мы хотели показать людей, с которыми сталкиваемся, работу, которую ежедневно выполняем, и ее результаты. Благодаря этим изображениям мы можем почувствовать, насколько близко к нам война, ее будничность и последствия».
Сабине Мюллер, региональный директор GIZ в Украине и Беларуси, рассказывает, что немецкое правительство имеет долгую историю сотрудничества и помощи украинцам. За три года реализации проектов на востоке Украины немцы ознакомились с опытом внутренне перемещенных лиц. Теперь GIZ хотят рассказать о людях, которым помогли, аудитории, к которой обычно не обращаются. «Мы не только расскажем эти истории здесь, но и покажем выставку в Германии тем, кто далек от Украины. Надеемся, благодаря прекрасным фото они больше будут знать об Украине и то, что здесь происходит», — отметила пани Мюллер.
ПОДДЕРЖКА ДЛЯ ВСЕГО ОБЩЕСТВА
«Я фотографировал революцию на Евромайдане, работал на войне, поэтому мне было интересно посмотреть на продолжение этой истории с другого ракурса — как внутренне перемещенные лица строят свою жизнь в другом месте и интегрируются в новое сообщество», — делится автор фотографий, документальный фотограф Максим Дондюк. По его словам, материал для проекта был отснят очень быстро — через две недели, поэтому на каждую локацию отводилось максимум два дня. Было непросто за такой короткий срок найти общий язык с героями фотографий. Еще сложнее — выдерживать ночные переезды и разбитые дороги между населенными пунктами. Впрочем, замысел удался — выставка получилась разноплановой и информативной.
Объединенные темой переселения, проекты очень разные. Выставочная семерка — только маленькая часть от всего реализованного за последние годы. GIZ концентрируется на шести направлениях: социальные и административные услуги, образование, здравоохранение, интеграция, гражданское общество и управление чрезвычайными ситуациями. Это не только ремонты и закупка оборудования для профильных учреждений, но и тематические семинары и тренинги для разных социальных и профессиональных групп.
Почти во всех своих проектах немецкие специалисты пытались не только помочь внутренне перемещенным лицам, но и принести пользу обществу, которое их приняло. Поэтому снимки рассказывают не только об общежитии для переселенцев, но и о спортзале в гериатрическом пансионате и тренингах для его персонала, мобильном офисе по предоставлению административных услуг, новом оборудовании для больницы, детского сада и пожарной части, тренировках собак-терапевтов. Всем этим пользуются и местные жители небольших городов и сел или даже целых районов. Таким образом важные услуги становятся более доступны не только ВПЛ, но и другим уязвимым группам — детям, людям пожилого возраста и с инвалидностью. К тому же позитивные изменения в обществе объединяют людей.
«ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ — ЭТО МНОГО ОБЩЕНИЯ»
Через «порталы» на стенах мы словно подсматриваем за повседневной жизнью героев фотовыставки. Вот комнаты общежития ВПЛ, которые люди пытаются сделать как можно уютнее, развесив занавески, раставив комнатные растения, постелив на стол красивую скатерть. Возможно, они вывезли мало вещей, но удалось забрать самое ценнее — любовь родных, таланты и надежду на будущее. Она несется по коридорам, вбирая в себя стук мячика в настольном футболе, звуки саксофона и детского шума, ритмы швейной машинки.
По соседству с портретами собак и фото, на которых мирно спят малыши в детсаду, — тяжелые для восприятия снимки операций и людей с ампутированными конечностями. На вопрос о том, как не сломаться под тяжестью чужого горя и боли, погрузившись во время съемок в среду, Максим Дондюк отвечает: «Документальная фотография — это не просто фото, это очень много общения. Иногда две недели нужно общаться с человеком, чтобы сделать несколько кадров. Нужно сопереживать, быть искренним, чтобы люди открывались. Но при этом нужно помнить, что у вас есть своя жизнь, и держать дистанцию, чтобы не уничтожить себя».
Максим Дондюк убежден: не стоит однозначно судить, какая эмоция стоит за той или иной фотографией. Во-первых, счастье — внутри, да и люди по-разному реагируют на жизненные обстоятельства. Во-вторых, с первого взгляда не узнаешь контекст фотографии и историю героя. Возможно, в его жизни было что-то намного худшее, он научился ценить то, что имеет, поэтому и радуется, казалось бы, не наилучшему своему положению.
Действительно, люди, изображенные на фотографиях Дондюка, не падают духом. Немолодые люди занимаются спортом на установленных GIZ тренажерах, пока бабушки пьют чай из аутентичного самовара. Одни дети развивают свои навыки в магической сенсорной комнате, другие — помогают прекрасным собачкам стать серьезными собаками-терапевтами. Люди, которые, кажется, потеряли все, получают что-то новое и находят в себе силы улыбаться. Жизнь продолжается, поэтому мы все еще имеем шансы изменить ее к лучшему.
Выставка продлится до 11 февраля. Вход свободный.
Выпуск газеты №:
№18-19, (2018)Section
Общество