Самообновление старинной иконы произошло в Городищенском монастыре

Игумен Феодосий оказался провидцем, когда заявил, что окончательное самообновление иконы Божьей Матери Почаевской состоится в ближайшие после Пасхи дни («День», № 66 от 11 апреля 2001 года). Наконец 23 апреля торжественно сообщил для «Дня»: «Чудесное явление свершилось».
Монахи и послушники Городищенского монастыря Рождества Богородицы возносят хвалу Господу за благодать, которая, по словам игумена Феодосия, «осеняет весь мир христианский один раз в сто лет». Не может прийти в себя от явления божественного чуда и простая православная Анна Хмыз из соседней с Городищем деревни Пащуки. Именно она в праздник Рождества Христова подарила монахам-колядникам икону Божьей Матери Почаевской, на которой «ничего тогда не было видно».
Анна Хмыз вспоминает: «Мои односельчане ходят молиться в Городище. Как-то вернулись со службы Божьей домой и рассказали, что эта икона самообновляется от службы к службе. Пошла сама — глазам своим не верю: святые лики светлеют...». С тех пор она не пропускает службы.
Настоятель монастыря Феодосий рассказывает как происходило самообновление иконы: «Как будто незримый иконописец понемногу обновлял краски». Игумен уверяет, что «лишь благодаря постоянным, страстным, до самозабвения, молитвам монахов и всех православных христиан снизошла Божья благодать».
Анна Хмыз вспоминает о новейшем периоде истории старинной иконы: «После смерти нашего дяди его старый дом достался нам по наследству. Крыша протекает — дом разрушается. Продали корову, купили шифер на новую крышу. Тогда, во время ремонта, и нашли на чердаке среди всякого хлама в паутине эту дорогую икону. Взяли в руки — оклад рассыпался в прах». Верующая христианка видит в этом знак с небес: «Дерево тленно, а холст с изображением святых ликов, как видно, вечен». Удивляется: «Так бы и лежала икона в риге, если бы не пришли монахи петь колядные песни...». Однако сейчас, после самообновления старинной иконы, думает, что посещение монахов и ее упоминание о забытой в риге иконе — не просто обычное стечение обстоятельств.
Она сказала, что монахи заключили образ в новый оклад и застеклили. Высказывает достоверную версию по поводу того, как оказалась икона на чердаке дядиного дома. Рассказывает: «Когда-то у нас, в Пащуках, была церковь. Но вскоре после войны куда-то исчез батюшка. Словно в воду канул. Никто его не искал. Храм понемногу начал приходить в упадок...
Потом как-то во время грозы молния разрушила церковь — ударила в главный купол, а крест еще раньше был снят».
Тогда если даже кто-то и верил — то только в душе. О своей вере вслух не говорили. Только теперь объясняют, что ту молнию Всевышний послал в Пащуки в наказание за то, что забыли дорогу к храму. Но даже после этого происшествия общее покаяние не состоялось. Поверили атеистам, которые хором высказали свое видение причинно-следственной связи: здание церкви — на самом высоком в деревне месте, а громоотвода не было...
Небось, они, воинствующие атеисты, которые, как известно, не перевелись, и сейчас будут искать свои объяснения этому уникальному явлению — просветлению святых ликов Божьей Матери и ее Сына на холсте в окладе под куполом главной монастырской церкви. Скажут об особом составе красок, за долгие годы потускневших в чердачных потемках, а затем уже при свете лампад проступивших на холсте.
Тем не менее, игумен Феодосий, настоятель монастыря, категорически опровергает все гипотезы материалистического характера: «Божья Матерь — покровительница нашего монастыря. И то, что случилось с иконой, явление не физическое и не химическое. Это благодать, дарованная нам Господом».
В искренних молитвах за спасение грешных душ человеческих проходят новые дни и для просветленной Анны Хмыз. Верующая женщина говорит, что в тот день, когда молния ударила в церковь в Пащуках, в деревне стали понемногу растаскивать руины святого храма на строительные материалы. Кому — материальное, кому — духовное. Кто- то из семьи Анны принес домой икону Божьей Матери Почаевской и спрятал у себя на чердаке: «Такие времена тогда были, ничего не поделаешь». Радуется, что Бог уберег ее семью от бед. Что же касается тех, кто положил в свои хаты и хлева кирпич или камень, или дерево от разрушенной церкви, то, говорит Анна, плохо им потом пришлось — вплоть до третьего колена должны были искупать тяжкий грех допустивших святотатство предков. Вспоминая и сопоставляя разные эпизоды из будней немудреного деревенского житья-бытья «после храма», Анна Хмыз опять же угадывает небесные предзнаменования. Показывает в ту сторону, где в Пащуках стояла церковь: «Построили на том месте какой-то объект социального назначения — да так и стоит пустой, никому ни на что не годный».
А благая весть о чудесном самообновлении иконы, подаренной монахам простой крестьянкой, словно молния, вылетела за пределы старых монастырских стен. «Совершается паломничество. Издалека и из близлежащих окрестностей к нам идут православные», — говорит игумен Феодосий. Угадывает особую благодать в том, что чудесное явление началось на рубеже тысячелетий и завершилось к Светлой Пасхе.
Воодушевленный Божьей благодатью, отец Феодосий пытается изучить всю историю иконы. Когда же, где, представителем какой школы она была написана? «Скорее всего, лет 200 назад, не меньше», — так думает. Полагает, что история образа — это история храма в Пащуках, который, безусловно, возродится.
...Игумен Феодосий только что вернулся из леса: «После разрушения нужно перестраивать монастырское хозяйство. Сделано пока немного — обустроены кельи, есть трапезная, прачечная, баня. Занялись разведением рыбы в пруде, возделываем монастырскую землю...
Бог дает силы работать так, чтобы все под синим небом отвечало своему предназначению», — убежден настоятель Городищенского монастыря Рождества Богородицы .