Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Сегодня мы видим доноров, которые делятся большими деньгами со все меньшим количеством организаций»

«Сьогодні ми бачимо донорів, які діляться більшими грошима з усе меншою кількістю організацій»
29 ноября, 11:36
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Услугами Боба Вестфола в Соединенных Штатах пользуется, между прочим, организация BMW Foundation. Что дает одному из самых известных американских специалистов по фандрейзингу (культуре привлечения средств для неприбыльных или благотворительных организаций) карт-бланш для путешествий по миру для лекций и обмена опытом.  Господин Вестфол посетил Украину для участия в семинаре для некоммерческого сектора, во время которого «День» пообщался с лектором. Итак, Боб Вестфол — о сердце финансовых доноров, тенденции в украинской благотворительности и честности в отношениях.

Что есть для вас фандрейзинг в посткоммунистических государствах?

— Выросло поколение людей, которое не знает коммунизма. Поколения, которые росли под флагом идеологии Маркса и Энгельса, почти никогда ничего не жертвовали, потому что им всегда все давалось. Однако, генерация людей, не знакомая с вышеупомянутыми идеологами, уже не полагается полностью на государство. Эти люди с демократическим сознанием привыкли работать, чтобы жить. Поэтому я наблюдаю такую взаимозависимость: чем отдаленнее от коммунистического зонтика становятся люди, тем они щедрее на дела благотворительности.  

Какие тенденции в искусстве привлечения средств наблюдаются в мире?

— Самая главная мировая тенденция — сегодня мы видим доноров, которые делятся большими деньгами со все меньшим количеством организаций. Другими словами, в прошлом десятилетии благотворители считали лучшим финансировать намного более расширенный перечень организаций, чем они делают сегодня. Во-вторых,  вопрос результатов. «Когда я жертвую ресурсы, и НКО (некоммерческая организация — О. Г.) их получает, что именно она с ними сделает, чтобы повлиять на судьбы людей?», — ежедневно ставят себе вопрос жертвователи. Именно поэтому неприбыльные организации должны заострить фокус на анализе своих результатов в сфере изменения качества жизни людей. Организации, которые это поймут, будут иметь наивысшее качество взаимоотношений с донорами, будут привлекать больше денег и больше партнеров.

На какие данные вы ссылаетесь в данном случае?

— «Правительство» жертвователей находится в Школе благотворительности Университета в штате Индиана (http:// www.philanthropy.iupui.edu/), которая считается самым авторитетным источником ресурсов о благотворительности. Во-первых, каждые два года вместе с Bank of America они делают специальный обзор, который содержит эмпирические данные, на которые я полагаюсь. Во-вторых, наша команда (имеются в виду сотрудники компании Westfall Group — О.Г.) постоянно ищет в Интернете любые исследования относительно благотворительности. Например, однажды мы натолкнулись на обзор, который нас на самом деле заинтересовал: то было исследование о третьем секторе в Азии. Из него следовало, что город №1, «дающий» деньги, — это Пекин. Именно потому, что мы ищем актуальные новости и данные относительно благотворительности, агентство может претендовать на эффективность.

Чем именно практика привлечения средств отличается в США и Европе, Восточной в том числе? Каковы рекомендации для третьего сектора?

— Понятно, что практика пожертвований в США — это не то же самое, что в Восточной Европе. Необходимость в благотворительности вызревала в последнем регионе почти 20 лет. Но для Восточной Европы это что-то новое. Конечно, по сравнению с Америкой, в которой пожертвования являются тенденцией со столетней историей. Поэтому восточные европейцы еще только начинают осознавать преимущества благотворительности.

Еще нужно время на понимание, какие практики подходят, а какие — нет. В частности, украинские жертвователи должны найти ключевые показатели, которые бы позволяли говорить об эффективности или о неэффективности той или иной неприбыльной организации.

Другой ресурс, который является доступным в Америке, но не в Европе, — это специальный руководящий орган, который рапортует об эффективности и действенности благотворительных организаций. Его название — Charity Navigator (Благотворительный навигатор); он создает показатели эффективности, которые оценивают масштабы влияния организации. Конечно, в Восточной Европе ничего подобного нет. Я верю, что скоро аналог этого think tank появится и в Украине, ведь чем спонсоры образованнее, тем это для них важнее.

Другое отличие — это вопрос анонимности. Доноры в США охотно рассказывают о том, сколько и кому они пожертвовали. Европейцы стесняются такой открытости и отдают преимущество анонимности. Это необходимо учитывать украинским представителям НКО и строго защищать право жертвователя на анонимность и его персональные данные в частности.

Известна ли в Америке католическая благотворительная организация Caritas?

— К сожалению, никогда не слышал. 

Что тогда известно в Америке об украинских неприбыльных организациях и их финансировании в частности?

— Могу говорить только о себе (улыбается — О.Г.). Поскольку с 1995 года я привлечен к работе с украинским третьим сектором, я много пересекался с его отдельными представителями. В одном я абсолютно убежден: большинство украинских НКО жаждут наличности. Им намного сложнее выживать на подаренные маленькие суммы денег. Я знаю немало организаций, которые начали бизнес ради того, чтобы иметь хоть какие-то денежные поступления. Как привлечь средства для украинцев в Украине? Мне кажется, этот вопрос будет стоять на повестке дня ближайшие пять лет.

Представим себе, что большинство благотворительных организаций в украинском будущем будут созданы не бизнесменами, у которых есть желание «отбелить» свое прошлое. Будто это является светской альтернативой свечи в церкви. Как им найти финансирование в (мнимой) более конкурентной среде?

— Для этого оказание серьезного влияния на судьбы людей должно быть наивысшим приоритетом. Чистые, честные и искренние истории перемен в жизни людей — к тому же качественно поданные — всегда побуждают других приобщиться.

Есть ли в демократических обществах корреляция между качеством финансовой отчетности от НКО и суммами донорских поступлений?

— В Америке люди, которые жертвуют крупные суммы денег, требуют определенной финансовой отчетности от реципиента пожертвований. Они хотят видеть либо финансовые отчеты, либо публичные денежные рапорты с целью продемонстрировать старательность Совета опекунов некоммерческой организации. Поэтому как только доноры в Восточной Европе и Украине, в частности, станут опытнее в сфере благотворительности, они начнут требовать финансовой прозрачности.

Чего еще они будут требовать?

— В Соединенных Штатах около 90% местных доноров не против своего последующего финансового привлечения в работу благотворителей, которые признают и искренне благодарят партнеров за помощь. И потом также отчитываются о масштабах влияния инвестиций. Если вы усвоите этот урок, то сможете сохранить больше доноров, помня при этом, чем больше доноров, тем больше общего финансирования мы получаем.

Вопрос в контексте финансовых отчетов: какие отношения должны быть между СМИ и благотворительными фондами?

— Совсем необязательно обнародовать финансовые отчеты с помощью масс-медиа. Они, СМИ, более эффективны в распространении простых сообщений о вашем фонде. Когда люди читают или слышат о вашей НКО, они должны быть восхищены вами и посетить веб-страницу, где находятся все финансовые отчеты, доступные для изучения.

Украинское общество было очень удивлено, когда узнало, что предвыборная кампания Барака Обамы осуществлялась на многократные пожертвования размером 59 долларов США (http:// www.huffingtonpost.com/2012/03/19/barack-obama-fundraising_n_1361585.html). Как украинским НКО найти путь к сердцам соотечественников? Как формируется культура лояльности неприбыльного сектора?

— Хороший вопрос. Предвыборная кампания Обамы строилась на простых сторонниках: возраст людей, которые жертвовали указанные суммы, был от 20 до 29 лет. Также большую роль в этом процессе играли СМИ, которые мотивировали делать собственный выбор.

В целом, это была целевая кампания: людям предлагалась несложная причина, почему нужно быть донором. Если вы хотите повторить эту кампанию в Украине, нужно иметь мощные мультимедийные каналы коммуникации: интернет, социальные медиа. Это важно для молодых доноров, поскольку в интернете они могут распространять информацию самостоятельно.

Но для таких НКО, как университеты, сложно предлагать «целевые» пожертвования. В отличие от политических игроков, им намного сложнее привлечь внимание доноров. Такая же ситуация в детской благотворительности: «вы можете жертвовать ежемесячно 100 гривен для того, чтобы накормить ребенка». Поэтому делаю вывод: качество разговора о НКО очень зависит от типа этой НКО.

На данный момент Государственная регистрационная служба Украины отчитывается (http://www.drsu. gov.ua/ show/2419) о 3599 общественных организациях, которые функционируют в пределах Украины. Является ли для вас такое многообразие признаком гражданского общества?

—  Я не сказал бы, что это является маркером чего-либо. Я знаю, что для Украины критически важно, чтобы местные НКО становились соучастниками демократических преобразований в государстве. Государство не может поддерживать всех и каждого. Она не может предлагать услуги такого качества, которые могут предоставлять местные НКО (возможно, господин Вестфол вспоминает опыт Германии, которая львиную долю социальной работы делегировала неприбыльному сектору, — О.Г.). НКО заполняют пробелы, которые не способно ликвидировать государство. Именно поэтому я бы с радостью призвал НКО играть самую главную роль в жизни местного сообщества.

СПРАВКА «Дня»

Родился 21 июня 1961 года. В 1988 году начал работать в американском офисе образовательной организации Walk Through the Bible («Путешествие по Библии»). Завершил карьеру в 2002 году на должности вице-президента по вопросам развития и внешних связей, создает фандрейзинговое агентство Westfall Group. За 10 лет работы фандрейзинговое агентство Westfall Group помогло собрать свыше $306 млн таким неприбыльным и благотворительным организациям, как BMW Foundation, Bible League International, Oakland City University, Westmont College, Food for the Hungry и другим. Магистральные направления деятельности Westfall Group — развитие отношений с донорами среднего и наивысшего уровня, фандрейзинг и event-менеджмент.

Проживает в городе Суван, штат Джорджия (США). Женат: Работает в WestfallGroup директором клиентской службы. Вместе воспитывают четырех детей — Бритни, Джессику, Остина и Алису.

Фандрейзинг (иногда «фандрайзинг»; от «fund»— «деньги» и «raise» — «привлекать», «поднимать») — деятельность с целью привлечения финансовых средств или других невещественных ресурсов ради деятельности неприбыльных организаций.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать