Села птаха за рояль и впервые сыграла вместе с Ниной Матвиенко
Об экспериментальном музыкальном онлайн-кружке для детей с синдромом ДаунаПоследняя неделя лета. По утрам уже холодно, неожиданно накатываются обильные ливни с грозами, но дни еще жаркие и солнечные.
В такое время особенно тщательно подбирается одежда, поэтому разговор с Марианной Бондарковой в мессенджере начинаем с этого.
Она — мама Марии, которая стала одной из двух героинь видеоролика информационной кампании о музыкальных способностях детей с синдромом Дауна — «Музыка — важна, музыка — возможна».
Этот проект, который воплощается всеукраинской благотворительной организацией «Даун Синдром» при содействии Украинского культурного фонда, преследует цель показать, что такие дети не ограничены в талантах, могут реализоваться и социализироваться с помощью творческих проявлений.
Музыкальные занятия же имеют первостепенное значение для людей с синдромом Дауна, помогают в становлении речи, чувства ритма, влияют на самоконтроль ребенка, помогают научиться многим реакциям на внешние факторы и способствуют внутренней гармонии.
— А кто будет звездным амбассадором? -спрашивает далее мама девочки, имея в виду вторую героиню видеоролика.
— Инициативу поддержала народная артистка Украины Нина Матвиенко.
— Ой, как хорошо, что это именно она! — восклицает Марианна. — Мария любит петь ее «Сіла птаха» и даже подобрала мелодию на бандуре.
***
Марии Бондарковой — 18 лет. Она родилась с синдромом Дауна, однако успешно окончила школу и сейчас проходит стажировку в «Сafe 21.3» в Броварах. Это инклюзивное кафе. Девушка будет работать там официанткой.
А еще Мария имеет хобби на всю жизнь — музыку.
Все это благодаря семье. Она выросла в любящей семье и музыкальном окружении: папа — исполнитель и лауреат многих фестивалей конкурсов авторской песни, мама — поет и играет на скрипке и гитаре, старшая сестра — профессиональная пианистка и пишет песни, даже младший брат уже тоже несколько лет ходит «на музыку».
— Когда отдыхаем семьей, то обязательно поем. Это и народные песни многими голосами, и современные песни под гитару. Маша росла в такой атмосфере, — объясняет мама.
И в то же время признается, что до определенного возраста родители считали, что музыкального слуха у Марии нет.
— В отличие от других детей, видно было, что у нее есть определенные сложности, но постепенно, благодаря занятиям музыкой и постоянным пению дома, у нее развился слух.
Уже в первых классах школы можно было сказать, что она слышит тональности, слышит нотки, попадает в них, а сейчас все лучше и лучше, она может петь мелодии, точно попадая в ноты.
Марианна рассказывает, что в свое время им повезло: они нашли для ребенка очень хорошую учительницу, которая учит чувствовать музыку и мыслить ею.
— Классическая тема музыкального образования нам не очень подходила. Там нужно иметь усидчивость, выносливость, посещать дополнительные предметы, как сольфеджио.
А у этой учительницы был другой подход: она принимала много разных инструментов — современных и этнических — показывала, как они звучат, задавала ритм; с помощью этих инструментов играла песни и мелодии разных народов мира.
Это было интересно, увлекательно, весело — не уроки, а игра. За один год обучения с этим педагогом у Марии буквально развился музыкальный слух.
***
В прохладное воскресное утро Мария, Марианна и Нина Матвиенко встречаются в студии.
Девочка приехала раньше, волнуется, держит бандуру и ждет своего кумира с белыми хризантемами.
При встрече оказывается, что цветы очень подходят к светлому концертному платью артистки.
— Я его надеваю всего третий раз — крепдешин, а шила по заказу, — немного словно оправдываясь говорит Нина Митрофановна.
К платью она прихватила с собой белые атласные туфли на довольно высоком каблуке. И переобувается, как только переступает порог студии, хотя съемочная группа просит ее остаться в повседневной обуви — съемка портретная.
— Нет, это нужно для осанки. Я из княжеского рода! — объясняет она. Забегая вперед: Матвиенко проработала в них более 7 часов!
Мария тоже в светлом — в кремовой платьице с цветами. Неравнодушная к вышивке и всему народному Нина сразу просит сфотографировать ей орнамент со всех сторон и сбросить в мессенджер.
В настраивании техники, переодевании и гримировании проходит, наверное, менее 20 минут, и тут в зале студии начинает звучать «Чарівна скрипка» — стихотворение Юрия Рыбчинского на музыку Игоря Поклада.
— Сіла птаха білокрила
на тополю,
Сіло сонце понад вечір за поля.
Покохала, покохала я до болю
Молодого, молодого скрипаля...
В три голоса поют мама, дочь и Нина. Все заслушались. Администратор студии подглядывает в дверь из коридора — не каждый день у тебя на работе концерт народной артистки.
Еще звучат последние строки «Молодого скрипаля», а девушки уже заводят народную:
— Тече річенька невеличенька,
Схочу — перескочу,
Віддай же мене, моя матінко,
За кого я схочу...
После завершения импровизированного концерта исполнительницы обнимаются и долго остаются так стоять.
Все завороженно наблюдают за этим как за магическим действом. Единственный, кто не «подвис», а пользуется моментом и снимает, известный киевский фотограф Анна Грабарская, которая тоже присоединилась к информационной кампании.
***
Семь часов съемочного процесса пролетают на удивление быстро. После каждого подхода к роялю Нина обнимает Марию и выкрикивает ее маме:
— Мария будет играть на фортепиано! Сказала, что будет играть. Так говорила, что не сомневаюсь. Ей нужно пальчики разрабатывать, а ничего не сделает это лучше, чем фортепиано.
Марианна Бондаркова отрывает глаза от рукоделия, улыбается и кивает. Всю съемку она неспешно вяжет осенний шерстяной палантин — мамы привыкли ждать.
В перерывах звучат песни и разговоры. Расспрашиваем у Нины Матвиенко о ее певческой семье, детстве в школе-интернате, обучении музыке в студии Украинского народного хора имени Григория Веревки и дальнейшей карьере солистки.
— У нас такой преподаватель музыки был в интернате, — улыбаясь вспоминает она. — Юрий Павлович, давно покойный. Он настолько любил свой аккордеон, что я его без него никогда не видела. Он всегда носил его на себе и вот так пальчики держал — готовый постоянно сыграть.
Хороший человек был, с проседью и утонченным лицом. Мы детьмии были, но на него заглядывались.
Артистка даже вспоминает свою первую тогда песню — «Жаворонок» — один из самых известных романсов Михаила Глинки.
— Между небом и землей песня раздается ... — начинает напевать, но замолкает, потому что ее уже зовут сниматься.
Потом, возвращаясь к оборванному разговору, добавляет:
— Меня по жизни что-то ведет. Все легко давалось. Это судьба.
***
Весь день бандура отдыхает в студийной декоративной ванне, потому что у Марии новое увлечение — рояль.
Во время съемок Нина Матвиенко проводит для нее настоящий урок. Она нажимает несколько нот и предлагает партнерше их воспроизвести, вместе они занимаются музыкой в четыре руки, а в конце дня девочка уже пробует сама наиграть мелодию. https://www.youtube.com/watch?v=80ktlG-Bq_8
— Отведите ее на фортепиано. Она будет играть, она сможет! — постоянно восклицает народная артистка.
Половина дела, как и половина палантина, уже есть — ребенок хочет.
Репортаж написан в поддержку информационной кампании «Музыка — важна, музыка — возможн», который реализуется ВБО «Даун Синдром» при содействии Украинского культурного фонда.
В рамках проекта работает экспериментальный музыкальный онлайн-кружок для детей с синдромом Дауна. 14 разновозрастных воспитанников, среди которых не только дети с особенностями интеллектуального развития, но и их сиблинги — родные братья и сестры, под руководством двух музыкальных педагогов учатся музицировать. Также с семьями детей работают психолог и коррекционный педагог.
За время работы кружка будут разработаны педагогические рекомендации для работников музыкального и педагогического направлений по знакомству с музицированием детей с синдромом Дауна и использованию музыки как терапевтического инструмента.
Рекомендации будут размещены в открытом доступе в октябре, ко Всемирному месяцу осведомленности о синдроме Дауна, и будут полезны работникам музыкальной, педагогической сферы, волонтерам и представителям ОО с разных областей Украины.
Выпуск газеты №:
№129-130, (2021)Section
Общество