Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Село, страдающее без... филармонии

На Черкасщине четыре года подряд проходит уникальный фестиваль. Молодые музыканты, которые положили его начало, даже не подозревали, что продолжили традицию, основанную 100 лет назад композитором Порфирием Демуцким
31 июля, 10:17
ПОСКОЛЬКУ У ОРГАНИЗАТОРОВ НЕТ РОЯЛЯ, ПОКА ПРИХОДИТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОМАШНИЙ ИНСТРУМЕНТ ПАВЛА, КОТОРЫЙ ТРАНСПОРТИРУЮТ ПРИ ПОМОЩИ ОБЫЧНОГО ПРИЦЕПА, ПОСЛЕ ЧЕГО ПИАНИНО НУЖНО ДОЛГО НАСТРАИВАТЬ

Учительница математики Наталья Зайчук в тот вечер пасла коров. Но ей ужасно хотелось побывать на концерте классической музыки. Хорошо, что там была ее доченька. Женщина позвонила по телефону ей и попросила не выключать телефон во время концерта. Тем более, что в соответствии с тарифным планом у нее было, по меньшей мере, 50 бесплатных минут. «Прошло 20 минут, а затем музыка исчезла. Я опять позвонила по телефону. Дочка удивилась, что я до сих пор слушаю, и оставила телефон включенным. Коровы были вежливыми, поэтому почти час, пока мы их гнали, в моих ушах звучала классическая музыка. Это было чудесно», — рассказала Наталья Зайчук.

В прошлые выходные в селе Дзензеливка Маньковского района Черкасской области проходили вечера классической музыки. Это незаурядное событие уже успело стать традиционным, ведь проходит в четвертый раз. А положил начало ему студент Национальной музыкальной академии Украины имени Петра Чайковского Павел Лысый. Говорит, что хотел поделиться с односельчанами музыкой, которая волновала человеческие сердца несколько сотен лет назад.

«У моей мамы начали спрашивать, где я учусь. А когда она отвечала, что в консерватории, то слышала: «Ага, значит, будет технологом на консервном заводе!». Хотелось немножко показать, чем я занимаюсь. Было бы хорошо, если бы фестиваль и в дальнейшем проводился в какие-то определенные дни лета, а в течение года, чтобы сюда приезжали люди, которым интересно поиграть для такой непрофессиональной публики — она иногда намного теплее воспринимает те произведения, которые мы исполняем. Потому что эти люди воспринимают музыку не интеллектом, как профессиональные музыканты, а внутренним естеством, душой. Часто можно увидеть слезы на глазах, значит, их что-то трогает», — рассказал Павел Лысый.

Играют и поют для жителей Дзензеливки друзья Павла, лауреаты всеукраинских и международных конкурсов: скрипач Орест Смовж, флейтист Игорь Ермак, бандурист Денис Сагиров, Алена Декуша (фортепиано), Дмитрий Пашинский (кларнет), Анастасия Друзюк (народный вокал), Марина Фридман (фортепиано, труба)... Живут все музыканты в доме семьи Лысых. Мама Павла по этому поводу шутит, что на несколько дней превращается в многодетную, ведь ей приходится помогать, по меньшей мере, пятнадцати художникам-«детям».

БЕЗ РОЯЛЯ

К сожалению, у организаторов вечеров классической музыки нет рояля. Пока еще приходится использовать домашний инструмент Павла, который транспортируют в краеведческий музей с помощью самого обыкновенного прицепа, после чего пианино нужно долго настраивать.

«Нужен постоянный инструмент, и только потом можно будет что-то делать более регулярно, а также приглашать артистов высшего уровня. Даже мой заведующий кафедрой — народный артист Украины, композитор Михаил Степаненко — говорит: «Нужно ехать в Дзензеливку, потому что это интересно... А рояль у вас есть?» И когда я отвечаю, что нет, то интерес исчезает», — с сожалением вспоминает Павел. Кстати, областная и районная власть совершенно игнорирует проведение вечеров классической музыки в Дзензеливке. Правда, этим летом первый концерт посетила заведующая районного отдела культуры. Наговорила музыкантам немало комплиментов и сказала, чтобы хоть завтра приезжали и забирали рояль из городской музыкальной школы.

«Я утром папу поднял, и мы поехали с Дмитрием Пашинским, который инструмент настраивает. Приехали, а заведующая отделом культуры трубку не берет. И на рабочем месте ее нет. Зато пришел директор музыкальной школы и сказал, что сначала все нужно оформить документально. Несколько дней после того звонил по телефону заведующей, но она не берет трубку. Кстати, когда закончился концерт, она очень точно сказала, что «районная власть всегда мысленно с вами», — пожимает плечами организатор вечеров.

С каждым годом отношения дзензелян к вечерам классической музыки изменяется. По словам Павла Лысого, прежде всего, это проявляется в увеличении числа зрителей.

«НИКТО НЕ УХОДИТ ПОСРЕДИ КОНЦЕРТА»

«Кое-кто, конечно, воспринимает так: «Вот вы играли венгерские танцы Брамса, так нужно было стулья сдвинуть, и мы бы танцевали». Я не совсем готов к такому повороту, потому что речь идет о музыке из сокровишницы мировой классики. Некоторые люди говорят: «Ого, как быстро пальцами перебирают. Нужно будет еще раз прийти и на это посмотреть». Но все же большинство слушателей ценят профессиональное исполнение классики, когда передается дух эпохи. Часто, когда слушаешь какие-то академконцерты в обычной музыкальной школе, то чувствуешь барьеры между композитором и исполнителем, а также между исполнителем и слушателем. Из-за этих двух барьеров все думают, что Бах нудный, Рахманинов неинтересный, а композиторов ХХ века вообще неинтересно ни слушать, ни играть. В Дзензеливке такого нет, потому что музыка воспринимается душой», — говорит организатор действа.

Между тем вокалистка Анастасия Друзюк тоже утверждает, что за последние годы жители села начали иначе воспринимать концерты.

«Если в прошлом году у нас были проблемы с аплодисментами между частями, с тем, что люди могли посреди произведения встать и уйти, то ныне этого нет. Нас действительно слушают и уважают настолько, что никто, даже дети, не выходят посреди концерта», — отметила Анастасия Друзюк.

Вечера классической музыки проходят в небольшом зале сельского краеведческого музея. Директор музея Юрий Дудник убежден, что это неслучайно. Он полушутя называет Дзензеливку «центром мировой цивилизации». Объясняет это среди прочего еще и тем, что в селе в начале ХХ века было создано мощное сберегательно-заемное общество, а потом — Киевский союз мелкого кредита. То есть, банк, который обслуживал сберегательно-заемные общества в пределах Киевской губернии. Таким образом, с 1907 по 1911 годы главный банк Киевской губернии находился в Дзензеливке.

«В 1912 году кооперативное общество построило три помещения, которые у нас назвали «высшая школа». Некий школьный комплекс. В зале, в котором сейчас проходят концерты, в то время проходили репетиции школьного хора. А руководил этим хором известный дирижер, фольклорист и композитор Порфирий Демуцкий, который создал знаменитый Охматовский народный хор. По приглашению Дзензеливской высшей школы кооперации Демуцкий давал уроки музыки в нашем селе. Сельчане на подводе его сюда привозили. Поэтому когда ко мне обратился Павел Лысый, я предложил для концертов именно этот зал. Только мы туда зашли, музыканты обнаружили, что там какая-то уникальная акустика и очень красиво звучат инструменты. Конечно, речь идет о классической музыке, а она не может всем нравиться. Однако на каждый концерт ныне приходит более ста человек. Те, кто не успевает занять место в зале, слушают выступления музыкантов, стоя в коридоре», — рассказывает Юрий Дудник.

Формат вечеров ежегодно меняется. Так, последние два года уже постоянным участником фестиваля стал лидер группы «Тень Солнца» Сергей Василюк, с которым организаторы познакомились в социальных сетях. Его концерты проходят у помещения краеведческого музея под древними липами.

«Я очень рад, что прибыл сюда в первый же день фестиваля, потому что здесь можно действительно отдохнуть и почувствовать ту Украину, которой в Киеве, Харькове или Львове гораздо меньше. Для меня Черкасщина — это родной край, потому что из соседнего, Тальновского района был родом мой дед. Именно здесь как-то даже не возникает вопрос, что такое национальная идея, здесь развивается украинская культура, и здесь чувствуешь, что ты действительно в Украине. Думаю, что эти вечера будут не один раз объединять сельскую, а также столичную элиту, и вместе мы получим ту Украину, о которой мечтаем», — отметил певец.

Признаюсь, что очень интересно наблюдать за зрителями во время концерта. Кто-то внимательно слушает и украдкой вытирает слезу со щеки, кто-то время от времени дергает за рукав своего соседа, когда тот комментирует какую-то композицию слишком громким шепотом — мол, тише, не мешай. Но, так или иначе, когда музыка перестает звучать, все зрители долго аплодируют и вызывают музыкантов на бис. Зал, в котором проходят концерты, уже не вмещает всех желающих, поэтому во время окончания фестиваля Павел Лысый даже пошутил, что нужно строить в селе филармонию: «Хотел бы, чтобы здесь музыка звучала всегда. Не знаю, где буду потом, но хочу приезжать сюда и играть для односельчан. В действительности я не уверен, приносит ли им это столько удовольствия, как мне. Но мне очень приятно здесь играть для своих людей», — подытожил музыкант.

Фотографии Любви Ильминской (предоставленные организаторами Вечеров классической музыки)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать