Перейти к основному содержанию

Сергей ТУЛУБ: «Мы изменили ситуацию к лучшему»

Министр угольной промышленности Украины — о состоянии дел в отрасли
03 января, 00:00

Реальной основой противодействия процессам криминализации экономики и коррумпирования может быть только финансовое оздоровление предприятий, своевременная выплата заработной платы и высокая требовательность к руководителям всех уровней. На этом и строится нынешняя политика руководства Минуглепрома. Прежде всего мы уделяем особое внимание выявлению причин и условий развития этих явлений, а не борьбе с последствиями. И первые позитивные перемены произошли в отрасли в минувшем году, когда был создан механизм оптимального функционирования отрасли.

Начиная с июня прошлого года был установлен жесткий контроль за поступлением в отрасль всех денежных средств, их использованием, а также за первоочередным расходованием их на выплату заработной платы. Из общей суммы «живых» денег, поступивших в отрасль за минувший год, — а это более 3 миллиардов гривен, — 2,2 миллиарда (72,8%) были направлены на выплату текущей зарплаты и погашение задолженности по ней. В целом по Минуглепрому эта цифра еще выше — 87,7%. Наша стратегическая цель — в новом, 1999 году регулярно выплачивать текущую заработную плату.

Более того: за последние пять месяцев впервые уменьшились темпы роста задолженности по зарплате. Если на протяжении первого полугодия они составляли 51,9 миллиона гривен ежемесячно, то во втором полугодии сократились до 4 миллионов в месяц. Прогресс налицо.

Хочу подчеркнуть, что в минувшем году отрасль полностью получила предусмотренные Государственным бюджетом средства. Расчеты за отгруженный в госрезерв уголь также производились в полном объеме и зачастую — авансом. Так что обвинять государство в ухудшении положения дел с расчетами по зарплате — дело бессмысленное. Наоборот, благодаря решительным действиям правительства ситуация с выплатой денег улучшилась. Пора наконец понять, что деньги нужно зарабатывать честным трудом, а не вырывать угрозой различных акций протеста. Коренным образом решить проблемы отрасли нельзя ни с помощью забастовок, ни пикетированием госучреждений, ни даже публично похоронив угольную промышленность, — хотя, по большому счету, хоронить ее пока еще рано. Сегодня правительством поставлена перед отраслью задача — ежесуточно отгружать электростанциям не менее 100 тысяч тонн угля. Если несколько месяцев назад мы отгружали энергетикам в среднем 60—65 тысяч тонн в сутки, то сейчас отгрузка в отдельные дни составляет 95—98 тысяч тонн.

Другое важнейшее направление — проводимая в отрасли кадровая политика. Уже выполнена значительная работа по укреплению руководства холдинговых компаний, производственных объединений, шахт. За последние пять месяцев минувшего года вступили в должность 14 новых генеральных директоров и 31 директор шахт. Поскольку основным звеном по наведению порядка на предприятиях отрасли играет контрольно-ревизионное управление, мы заменили его начальника на более опытного, подчинили КРУ непосредственно министру, укомплектовали его высококвалифицированными специалистами и наделили их дополнительными полномочиями.

Руководство Минуглепрома считает, что решающую роль в противодействии процессам криминализации играет разработанное специальной рабочей группой «Положение о порядке реализации угольной продукции в Украине», которое необходимо как можно скорее доработать и утвердить. Реализация заложенных в Положении принципов благоприятно отразится на прозрачности прохождения средств, уменьшении уровня бартерных операций, установлению непосредственного контакта производителя и потребителя.

Что касается уровня бартеризации, то эта тема заслуживает отдельной беседы. Вкратце скажу лишь, что сейчас уровень бартеризации в отрасли составляет 60%. Разумеется, это еще достаточно высокий показатель, однако не надо забывать, что еще в начале минувшего года он составлял 77,5%. В правительственной Программе деятельности Кабинета Министров в части расчетов за коксующийся уголь предусмотрена доля в 60% «живых» денег, при расчетах за угли остального назначения — 50%. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом и приложим все усилия к увеличению поступления в отрасль «живых» денег.

Чтобы предотвратить условия для злоупотреблений при установлении цен на угольную продукцию, оборудование и материальные ресурсы, нами приняты меры по унификации структуры и функций углесбытовых организаций. Это дало возможность выявить многочисленные недостатки при заключении договоров, предотвратить «неравный» бартер, противодействовать использованию многочисленных схем, позволяющих избегать налогообложения. Для предотвращения приобретения материально-технических ресурсов по завышенным ценам руководителям предприятий отрасли дано указание руководствоваться при заключении контрактов на поставку продукции ценами производителя. Наведению порядка в этой сфере должно способствовать и создание государственного предприятия «Углетехперевооружение», поскольку оно способно вытеснить большое число сомнительных посредников, паразитирующих на отрасли. Также мы ожидаем помощи от недавно созданной государственной акционерной компании «Уголь Украины», особенно в части установления четкой системы взаимных расчетов во всем комплексе базовых отраслей.

Анализ многочисленных фактов деятельности угледобывающих предприятий показал, что контроль за использованием бюджетных средств в современных условиях необходимо начинать с создания максимально прозрачной системы формирования экономических показателей для определения и предоставления необходимых бюджетных средств. В связи с этим Минуглепром принципиально изменил порядок и механизм предоставления господдержки, что позволит ужесточить контроль государства за бюджетными расходами, обеспечить простоту расчетов и получения денежных средств угледобывающими предприятиями без вмешательства Минуглепрома и наконец усилить ответственность руководителей за использование господдержки по назначению путем изменения показателей в контрактах.

Хочется отметить, что учет объемов добычи угля как «горной массы», с одной стороны, не отвечает потребностям рыночных реформ, а с другой — дает повод к различным злоупотреблениям. В целом по Минуглепрому зольность добытых углей ниже нормы на 0,4%, да и сами эти нормы за последние годы безосновательно увеличивались. А это значит, что вместе с углем принимается на-гора и перевозится по транспортным сетям больше «пустой» породы, больше балласта поступает и на тепловые электростанции. Поэтому Минуглепромом принципиально изменена сама методика принятия программы развития предприятий. С начала нового года главным показателем, по которому будет оцениваться работа предприятия, станет производство готовой товарной продукции. Выделение бюджетных средств будет производиться только на условиях конкурса (тендера). Это обеспечит равный подход ко всем предприятиям при их бюджетном финансировании. Основная идея такова: деньги следует вкладывать туда, где в кратчайшие сроки можно получить максимальную отдачу при максимальной эффективности использования средств.

Все эти меры будет контролировать постоянно действующая отраслевая комиссия, в работе в которой мы пригласили принять участие представителей Минэкономики, Минфина, Государственного казначейства, облгосадминистраций.

Все перечисленные, а также дополнительные меры предусмотрены в подготовленном Минуглепромом проекте «Программы реформирования и финансового оздоровления предприятий угольной промышленности на 1998—2000 годы», которая в настоящее время подана в Верховную Раду для окончательного утверждения. Принятие этого документа позволит укрепить законность, повысить финансовую дисциплину в отрасли, успешно бороться с криминализацией и коррупцией.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать