«Шаблоны» для талантов
Научные лицеи и художественные школы просят МОН предоставить им отдельный статус и не создавать для их учеников учебные рамки
Особых школ — не будет. Такова позиция Министерства образования и науки в реформировании среднего образования. В МОН определились, что формула обучения будет следующей: пять лет в начальной школе, четыре — в средней и три — в старшей. Для первых двух звеньев будет стандартизированная программа обучения абсолютно для всех типов учебных заведений — то ли это школа в селе, то ли престижная гимназия в городе.
Старшая школа будет нескольких типов: академическая — для тех, кто хочет получать в дальнейшем университетское образование, и профессиональная, в которой можно получить две разновидности профобразования с обязательным получением первой рабочей специальности. Именно старшая школа будет иметь некую автономию — сможет разрабатывать собственные учебные планы, корректировать их и тому подобное. Но в пределах рекомендаций МОН и в рамках закона об образовании, над которым сейчас работает ведомство и профильный комитет в парламенте.
Собственно, виденье Министерства образования относительно старшей школы не совпадает с виденьями директоров специализированных заведений, в частности научных лицеев и художественных школ. Это подтвердила встреча Павла Полянского, заместителя министра образования и науки, с директорами школ. Полянский отметил, что хоть разработка законопроектов об образовании и общем среднем образовании еще продолжается, но некоторые постулаты уже сформированы, как забетонирован фундамент для будущего дома. В частности то, что в десятый класс ученики будут поступать, а не переводиться, как сейчас. Возможно, путем внешнего независимого оценивания, над этим еще в министерстве думают. И именно с десятого класса имеет право существовать лицей или музыкальная школа.
Именно эта норма вызывает больше всего дискуссий среди педагогов и экспертов. Сейчас лицеи берут на обучение детей с седьмого-восьмого класса, а в художественных школах специализированное обучение начинается в пятом классе. Директора этих учебных заведений в один голос просят Минобразования не навязывать им шаблонную формулу обучения. Говорят, в десятом классе поздно воспитывать молодого ученого или пианиста.
КТО ПРОФИНАНСИРУЕТ «БОТАНИКОВ»?
Научный сотрудник Института теоретической физики им. Боголюбова Виталий Шадура рассказывает, что у них работает школа молодых ученых, и на ее опыте заметили, что задатки хорошего ученого появляются именно в восьмом классе, так называемые ботаники появляются именно там, в этом возрасте сохраняется любознательность и интерес ко всему. Научный работник подчеркивает, что у нас до сих пор срабатывает рецептурный подход к образованию, а в Европе в центре образования стоит ученик, который учит каждую тему как мини-исследование. И двигаться нам нужно к этому.
По словам Павла Полянского, научные лицеи или художественные школы — это в первую очередь общеобразовательные учебные заведения, а все особенное в их работе можно отобразить в положениях и уставе. Под «особенным» заместитель министра, вероятно, имел в виду как раз программы обучения другого содержания. Так, разработать иную программу для будущего физика или бандуриста педагоги смогут, но втиснутся ли во временные рамки — всего три года?
— Если законодательство не позволяет осуществлять перемены, предлагаем создать научный учебный комплекс, он полезен, так как сюда могут входить дошкольные учебные заведения, ООШ I-II степеней, лицеи. Формы подготовки могут быть разные: воскресные школы, подготовительные курсы, каникулярные курсы, но обязательно научный лицей должен сотрудничать с младшей школой, — убеждена директор фонда «Открытая политика» Ирина Жданова (фонд инициирует общественные обсуждения образовательных новаций и посылает свои рекомендации образовательному комитету в парламенте).
Идею учебных комплексов Минобразования в принципе поддерживает. Но, чтобы готовить молодых ученых, следует менять не только срок обучения. Достаточно ли школьных лабораторий для настоящих исследований? И кто это все будет финансировать? Уже который год развитие науки в Украине финансируется не то что по остаточному принципу, а с таким дефицитом, что едва хватает на оплату коммунальных услуг и заработную плату. Разве что школы будут искать каких-то спонсоров или подаваться на гранты.
ДИРЕКТОРА «ЗА» ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
С художественными заведениями ситуация тоже непростая. Их руководители говорят, что здесь одаренные дети проявляются еще раньше, чем потенциальные молодые ученые. Отбор в музыкальные учебные заведения проходит еще в первом классе, а в художественные — в пятом. По словам Татьяны Колос, заместителя начальника Департамента искусств и учебных заведений Минкульта, в Украине работает всего пять таких специализированных художественных школ, которые имеют 80-летнюю историю и опыт.
— В 1990-х годах открылась еще одна — в Опошне, где обучают гончарству. Путать эти школы с другими нельзя, они должны быть в своем кругу, у них образование должно быть консервативным, ведь классику никто еще не отменял. А теперь получается, что программы для музыкальных школ утверждает МОН, даже не приглашает на редколлегию представителей искусствоведения. В законе о высшем образовании искусство тоже отдельно не представлено, — комментирует Татьяна Колос.
Но жаль, что этого замечания не слышал Павел Полянский, свою позицию общественности донес и пошел по делам. Не услышал чиновник и о том, что в Киевской государственной специализированной школе-интернате им. Н. Лысенко недавно был концерт воспитанников. Ежегодно его приурочивают ко дню рождения выдающегося композитора, дети показывают, чему научились за год, отчитываются, в каких конкурсах победили. Директор этой школы Валентин Шерстюк жалуется, что никто из чиновников не пришел послушать талантливых детей и узнать, чем живет молодое искусство сейчас. Зато загрузили детей учебой так, что они не имеют времени на занятие музыкой.
Поэтому просит разгрузить программы, дать этим школам отдельный статус, чтобы могли самостоятельно разрабатывать индивидуальные учебные программы. Ведь талант и одаренность нельзя загонять в шаблоны. Что бы ответило на это Минобразования, можем только догадываться, помня, что рамочные законы об образовании вот-вот «испекутся», и месить для них тесто уже поздно.
Выпуск газеты №:
№62, (2015)Section
Общество