Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Шанс для «дома со змеями»

Как планируют возродить знаменитый памятник архитектуры в Киеве
31 октября, 18:42

Многострадальный дом на Большой Житомирской, 32 — памятник архитектуры начала ХХ века, образец европейского модерна — спасен. Украинская компания B&H Film Distribution приобрела его в собственность и собирается проводить реставрационные работы. Компания позиционирует себя как мецената и инвестора памятника. Газета «День» не один раз уделяла внимание проблеме аварийного состояния этой жемчужины столицы (например, в материале «Киевский «Лаокоон», «День» №117 за 11 июля этого года). И вот — хорошая новость: через несколько лет люди смогут посещать так называемый «дом со змеями и каштанами».

ПО ПРИМЕРУ ВЕНЕЦИИ

О точной смете пока речь не идет, так как еще нет проекта реставрационных работ. По словам генерального директора B&H Film Distribution Company Богдана Батруха, это миллионы долларов. Сейчас представители компании показали Министерству культуры и общественности предпроектные эскизы и часть предварительных научных исследований дома. С самим проектом реставрационных работ здания площадью около двух тысяч квадратных метров представители Минкультуры и громады ознакомятся через несколько месяцев — его должны обсудить и утвердить на публичном совете, а тогда приступить к работам.

«Судьба этого памятника архитектуры зависит не только от меня как инвестора, но и от Минкультуры, Управления охраны культурного наследия Киева и общественности. Я много читал о «доме со змеями и каштанами», видел жалобы людей, что он уничтожен, пропадает. У меня тоже возникали такие эмоции и сожаление, что уничтожается культура и красота, — рассказывает Богдан Батрух. — Когда мы решили купить этот дом, поинтересовались мировым опытом, тем, как это делается в других странах. Специально поехали в Венецию, где большинство памятников архитектуры находится в частной собственности. При этом владельцы этих объектов умеют сотрудничать с городом, потому что все-таки дома остаются на попечении города, и развивают памятники культурно. Мы увидели уровень, дотянуться до которого нам, считаю, по силам: мы знаем много мастеров, которые смогут это сделать».

«ВОССТАНОВЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ»

Богдан Батрух поделился, что сегодня открытым вопросом является то, что нужно и не нужно менять, какие элементы фасада и внутреннего декора дома являются важными, где проводить реконструкцию, а где — реставрацию. Он приводит пример восстановленного киевского «Премьер Палаца»: его построили в 1909 году, а сейчас он является одной из лучших гостиниц. Однако не все представители общественности и архитектурного сообщества соглашаются, что «дом со змеями и каштанами» нужно реконструировать и использовать аналогично.

«Нынешний инвестор отвечает перед будущими поколениями за судьбу «дома со змеями и каштанами», — подчеркивает Елена Терещенко (Ескина), экс-депутат Киеврады, член координационного совета объединения общественных организаций «Киевское вече». — Конечно, мы будем внимательно следить за ходом реализации проекта реставрации на всех этапах. И я уверена, что компания B&H Film Distribution войдет в историю как спасшая жемчужину Киева. Но хочу отметить, что мы — за реставрацию с восстановлением всех утраченных элементов и без реконструкции. Случай с «Премьер Палацом» другой: там сделали реконструкцию. Думаю, что Минкультуры в курсе дела, знает, что там не была осуществлена реставрация в той мере, в которой могла бы. То, что «дом со змеями» находится в критически аварийном состоянии, — наша общая ответственность. Он доведен до такого состояния, что возможность восстановления некоторых элементов ставится под сомнение».

«ЭТО БУДЕТ ОФИС НАИВЫСШЕГО КАЧЕСТВА»

Главный архитектор проекта Вероника Лысенкова говорит, что на сегодня никаких документов на «дом со змеями» не сохранено. Для реставрационных работ фрагментов недостаточно, однако у специалистов есть большое желание восстановить утраченные фрагменты по сохраненным. Основные акценты в реставрационных работах планируют сделать на первых трех этажах, потому что четвертый достроили в 1935 году.

«В настоящее время наша группа опытных реставраторов — около 40 человек — занимается реставрационными исследованиями. Имеем достаточно специалистов разных направлений. Это опытные инженеры, технологи, реставраторы, — перечисляет Вероника Лысенкова. — Управление культурного наследия извещено о том, что мы здесь делаем. Пока исследуем и собираем информацию — в течение двух месяцев насобирали около семи томов. В последующем будем проводить реставрационные работы с восстановлением утраченного. Все будет оставлено в габаритах, которые есть на сегодня».

Общественность и представители Министерства культуры приветствуют решение частной компании стать спасителем и меценатом культурного объекта. Опыт привлечения частных средств для спасения исторических объектов является привычной мировой практикой, как и последующее функционирование памятника архитектуры. Главное, чтобы все происходило в партнерстве с властью и общественностью.

Инвестор заверяет, что после реставрации дом будет доступен для людей «в форме, общепринятой в Европе». По документам это здание административное и таким останется после реставрации. Богдан Батрух обещает: «Это будет офис наивысшего качества, с восстановленными интерьерами, рассчитанный на очень небольшое количество людей».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать