Школа для всех
Всего 11% средних учебных заведений в Украине готовы принять детей с особыми потребностями. «День» побывал в одном из них, где ученики с диагнозом ДЦП пишут стихи, рисуют картины и становятся мастерами спорта по плаванию наравне со здоровыми ровесниками
Быть такими, как все, вероятно, является наибольшим желанием детей, имеющих проблемы с физическим здоровьем. Государство частично дает им такую возможность, внедряя программы совместного или же инклюзивного обучения со здоровыми детьми в обычных школах и классах. Для этого Министерство образования и науки даже разработало Концепцию развития инклюзивного образования в Украине. Однако пока все это на этапе старта: всего 11% школ готовы на данный момент внедрять инклюзивное образование, а нуждается в нем около 160 тысяч детей (в возрасте до 18 лет).
Школьных директоров беспокоит, воспримут ли особенных детей родители здоровых воспитанников, как отнесется к такой инициативе педагогический коллектив и как отреагируют сами ученики? И социологические опросы подтверждают эти опасения: треть родителей негативно относится к такой системе обучения, а четвертая часть вообще не знает ничего об инклюзии. «День» побывал в столичной школе №168, какая знает об инклюзивном обучении все, потому что внедряет его уже восемь лет. Сейчас здесь действует 14 инклюзивных классов, в которых учится 90 особенных учеников. Этой весной состоится первый выпуск одиннадцатого класса, где на уровне со здоровыми детьми учились дети с диагнозом ДЦП. Но для одноклассников и учителей это — равноправные ученики, имеющие такие же права и обязанности, как и остальные.
«ИХ БУДУЩЕЕ — ТАКОЕ, КАК И У ОСТАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ»
Самое первое правило школы, с которым автора знакомит директор Наталия Кравчук, что их дети — самые лучшие. То же повторяет директор и будущим выпускникам, на урок к которым зашел «День». Знакомимся с «особенными» учениками: Никитой Коржовым и Настей Зайцевой. Оба сидят за первыми партами рядом со здоровыми одноклассниками. Никита делится своими впечатлениями от обучения смело и уверенно. Юноша может ходить самостоятельно, тогда как Настю в коридоре у дверей класса ждет коляска. В саму же школу детей привозит школьный автобус, оборудованный специальным подъемником для колясок.
«Я пришел в эту школу в пятый класс. Учителя — супер, отличные. Но учителям трудно с нами, уверен в этом. Они должны к каждому уроку готовиться, как и мы, делать для себя пометки, записи, а к каждому ученику находить специальный подход, — рассказывает нам Никита. — По окончании школы я хочу быть программистом, дома занимаюсь дополнительно этим, уже написал две программы: переводчик по английскому языку на русский и наоборот, а вторая программа — это файловый менеджер. Сейчас работаю над третьей программой, месяца через два она будет готова для использования».
Настя тоже учится в школе с пятого класса. Кем быть — для нее вопрос решен. «Сейчас я хожу на американские курсы английского языка, они проходят в нашей школе. Потому что это мне необходимо для будущей профессии, я хочу быть переводчиком с иностранных языков. Учеба мне очень нравится, ведь коллектив хороший, учителя ответственно к нам относятся, всегда помогают и поддерживают».
Учительница английского языка Тамара Филипповна Макеева, урок которой мы прервали, добавляет, что эти дети — старательные и ответственные, учатся не хуже других, а иногда помогают с домашними заданиями одноклассникам. «Сначала приходилось индивидуально заниматься с такими учениками, а теперь они имеют общие темы. Вот у нас сейчас тема — поход в ресторан и подготовка к празднику, рассказывая которую, ученики должны пригласить своих друзей на празднование. Так, здоровые ученики приглашают всех детей, а также Никиту и Настю на виртуальные празднования, — говорит учительница. — Для них чрезвычайно важно, где учиться: дома или в школе, потому что результаты этого разные. После обучения в школе будущее у них — такое же, как и у остальных».
«ЧТОБЫ ШКОЛА СТАЛА ПОЛНОСТЬЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ДЛЯ ОСОБЕННЫХ УЧЕНИКОВ, НУЖНО ПРОВЕСТИ РЕКОНСТРУКЦИЮ»
А начиналось все в 2006 году в виде эксперимента. «Родители очень часто обращались к нам с просьбой открыть инклюзивные классы, потому что потребность в таком обучении очень велика. Как раз в 2006 году мы с учителями ходили домой к нашей выпускнице и вручали ей медаль (чаще всего дети с особыми потребностями получают домашнее образование). И здесь в какой-то момент я осознала, что эти дети обделены вниманием. С ними никто не общается во дворе или на даче. Бывают случаи, когда дети из других школ смеются над нашими здоровыми учениками только из-за того, что они учатся вместе с инвалидами, — вспоминает почти со слезами на глазах директор Наталия Ивановна. — Но от этого никто не застрахован».
Начать инклюзию школе предложил районный отдел образования. Директор долго взвешивала, идти ли на такие риски. «Я волновалась, чтобы эти дети не убежали на второй день в свои квартиры и не остались опять изолированными. Было важно, как отнесутся к этому наши педагоги, родители и ученики. Да и до начала нового учебного года оставалось всего две недели».
В конце концов, решение о внедрении инклюзивного образования было принято, хотя сама школа к этому не была готова. Не было сделано ни пандусов, ни удобных заездов в классы (детям на колясках мешали высокие пороги). Поэтому сначала первоклассников заносили в школу на руках, таким же образом переносили по лестнице.
Чтобы школа стала полностью безбарьерной для особенных учеников, нужно провести реконструкцию. Такой проект в школе уже есть, родители и ученики очень ждут его реализации. Ведь он предусматривает появление лифта, а также ремонт в школьном туалете, где должны исчезнуть высокие пороги, а умывальники установят на такой высоте, чтобы было удобно подъехать в коляске.
«К НАМ ПРИЕЗЖАЮТ УЧИТЬСЯ ИЗ РАЗНЫХ РАЙОНОВ КИЕВА. ДАЖЕ ИЗ БОРИСПОЛЯ И ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ СЕМЬИ ПЕРЕЕЗЖАЮТ...»
Требовала изменений и сама система обучения. Когда школа только стала на путь инклюзии, никаких стандартов и законов еще не было. Как рассказывает Наталия Ивановна, приходилось самостоятельно изучать зарубежный опыт и на его основе разрабатывать свои нормативы, которые уже сегодня официально признаны и утверждены МОН.
«Согласно нормам, в инклюзивном классе должно учиться 12—15 детей, из них треть — ученики с особыми потребностями. Кроме учителя на уроке работает ассистент, который помогает особенным школьникам либо что-то дописать, либо рассказать во время урока, — продолжает Наталия Кравчук. — Также должна быть няня, которая поможет покормить детей, помыть пол и тому подобное. В настоящий момент мы только подходим к этой схеме работы. Сейчас ассистентами подрабатывают студенты третьего-четвертого курса, потому что своих педагогов нам не хватает. Я называю наших учителей героями, ведь чтобы провести урок в инклюзивном классе, необходимо действительно иметь незаурядное мужество и ответственность».
Также в школе работает психолог, социальный педагог, логопед и специалист по лечебной физкультуре. Ведь учебная программа для детей-инвалидов включает обязательные занятия ЛФК, а также коррекционные занятия по физическому или умственному развитию. В остальном нагрузки для всех учеников — одинаковые.
«В настоящий момент есть законодательная база, которая предусматривает, что каждый ребенок по месту проживания может ходить в школу, дирекция обязана принять его на учебу, — комментирует директор. — Но к нам приезжают учиться из разных районов Киева, даже из Борисполя и Одесской области семьи переезжают, потому что, к сожалению, многие школы начинают инклюзию, но когда заканчивается финансирование, заканчивается и инклюзивное обучение».
«ПОСЛЕ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОСОБЕННЫМИ УЧЕНИКАМИ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ДОБРЕЕ И МИЛОСЕРДНЕЕ»
Результаты совместного обучения здоровых детей и учеников с проблемами здоровья — поразительные. Особенные дети имеют возможность посещать кружки, которые действуют при школе, принимают участие в школьных спектаклях и конкурсах. Многие ученики пишут стихи, рисуют картины, занимаются спортом, есть и такие, которые уже имеют звание мастера спорта по плаванию, хотя ходить самостоятельно не могут. Меняются в лучшую сторону и здоровые ученики.
«Я заметила, что после совместного обучения с особенными учениками здоровые дети становятся добрее и милосерднее, они по-другому относятся к дедушкам и бабушкам, понимают, что другим нужно помогать. Вот какая интересная мораль совместного обучения, — рассказывает директор. — У детей с особыми потребностями меняется подсознание, когда они забывают, в каком находятся состоянии. Ведь полноценно ребенок развивается только в общении с ровесниками, никакие гувернантки или родители не дадут такого уровня развития. Если знания можно дать и в домашних условиях, то эффект от общения с ровесниками не заменишь ничем, эти дети настолько социализируются, что трудно найти другой способ для достижения таких поразительных результатов».
Вместе с детьми меняются и их родители. По словам Наталии Ивановны, все они приходят в школу с одним вопросом: что я сделал не так, почему наказан больным ребенком? «Родителям трудно физически и материально, потому что большинство мам остаются сами с такими детьми, мужья уходят от них. Вы бы видели этих мам, которые приходят ко мне без улыбки, сердце разрывается, когда на них смотришь. А через несколько лет они расцветают, становятся совсем другими», — добавляет директор.
Кстати, школа до сих пор не сменила свой статус с общеобразовательной на специализированную. Как отмечает Наталия Кравчук, сознательно не идут на такие шаги, чтобы еще со школьного порога подчеркнуть, что здесь учатся равноправные ученики.
Выпуск газеты №:
№10, (2014)Section
Общество