Перейти к основному содержанию

Школа для всех

Всего 11% средних учебных заведений в Украине готовы принять детей с особыми потребностями. «День» побывал в одном из них, где ученики с диагнозом ДЦП пишут стихи, рисуют картины и становятся мастерами спорта по плаванию наравне со здоровыми ровесниками
22 января, 10:46
В СТОЛИЧНОЙ ШКОЛЕ №168 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВНЕДРЯЮТ УЖЕ ВОСЕМЬ ЛЕТ. СЕЙЧАС ЗДЕСЬ ДЕЙСТВУЮТ 14 ИНКЛЮЗИВНЫХ КЛАССОВ, В КОТОРЫХ УЧИТСЯ 90 ОСОБЫХ УЧЕНИКОВ

Быть такими, как все, вероятно, является наибольшим желанием детей, имеющих проблемы с физическим здоровьем. Государство частично дает им такую возможность, внедряя программы совместного или же инклюзивного обучения со здоровыми детьми в обычных школах и классах. Для этого Министерство образования и науки даже разработало Концепцию развития инклюзивного образования в Украине. Однако пока все это на этапе старта: всего 11% школ готовы на данный момент внедрять инклюзивное образование, а нуждается в нем около 160 тысяч детей (в возрасте до 18 лет).

Школьных директоров беспокоит, воспримут ли особенных детей родители здоровых воспитанников, как отнесется к такой инициативе педагогический коллектив и как отреагируют сами ученики? И социологические опросы подтверждают эти опасения: треть родителей негативно относится к такой системе обучения, а четвертая часть вообще не знает ничего об инклюзии. «День» побывал в столичной школе №168, какая знает об инклюзивном обучении все, потому что внедряет его уже восемь лет. Сейчас здесь действует 14 инклюзивных классов, в которых учится 90 особенных учеников. Этой весной состоится первый выпуск одиннадцатого класса, где на уровне со здоровыми детьми учились дети с диагнозом ДЦП. Но для одноклассников и учителей это — равноправные ученики, имеющие такие же права и обязанности, как и остальные.

«ИХ БУДУЩЕЕ — ТАКОЕ, КАК И У ОСТАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ»

Самое первое правило школы, с которым автора знакомит директор Наталия Кравчук, что их дети — самые лучшие. То же повторяет директор и будущим выпускникам, на урок к которым зашел «День». Знакомимся с «особенными» учениками: Никитой Коржовым и Настей Зайцевой. Оба сидят за первыми партами рядом со здоровыми одноклассниками. Никита делится своими впечатлениями от обучения смело и уверенно. Юноша может ходить самостоятельно, тогда как Настю в коридоре у дверей класса ждет коляска. В саму же школу детей привозит школьный автобус, оборудованный специальным подъемником для колясок.

«Я пришел в эту школу в пятый класс. Учителя — супер, отличные. Но учителям трудно с нами, уверен в этом. Они должны к каждому уроку готовиться, как и мы, делать для себя пометки, записи, а к каждому ученику находить специальный подход, — рассказывает нам Никита. — По окончании школы я хочу быть программистом, дома занимаюсь дополнительно этим, уже написал две программы: переводчик по английскому языку на русский и наоборот, а вторая программа — это файловый менеджер. Сейчас работаю над третьей программой, месяца через два она будет готова для использования».

Настя тоже учится в школе с пятого класса. Кем быть — для нее вопрос решен. «Сейчас я хожу на американские курсы английского языка, они проходят в нашей школе. Потому что это мне необходимо для будущей профессии, я хочу быть переводчиком с иностранных языков. Учеба мне очень нравится, ведь коллектив хороший, учителя ответственно к нам относятся, всегда помогают и поддерживают».

Учительница английского языка Тамара Филипповна Макеева, урок которой мы прервали, добавляет, что эти дети — старательные и ответственные, учатся не хуже других, а иногда помогают с домашними заданиями одноклассникам. «Сначала приходилось индивидуально заниматься с такими учениками, а теперь они имеют общие темы. Вот у нас сейчас тема — поход в ресторан и подготовка к празднику, рассказывая которую, ученики должны пригласить своих друзей на празднование. Так, здоровые ученики приглашают всех детей, а также Никиту и Настю на виртуальные празднования, — говорит учительница. — Для них чрезвычайно важно, где учиться: дома или в школе, потому что результаты этого разные. После обучения в школе будущее у них — такое же, как и у остальных».

«ЧТОБЫ ШКОЛА СТАЛА ПОЛНОСТЬЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ДЛЯ ОСОБЕННЫХ УЧЕНИКОВ, НУЖНО ПРОВЕСТИ РЕКОНСТРУКЦИЮ»

А начиналось все в 2006 году в виде эксперимента. «Родители очень часто обращались к нам с просьбой открыть инклюзивные классы, потому что потребность в таком обучении очень велика. Как раз в 2006 году мы с учителями ходили домой к нашей выпускнице и вручали ей медаль (чаще всего дети с особыми потребностями получают домашнее образование). И здесь в какой-то момент я осознала, что эти дети обделены вниманием. С ними никто не общается во дворе или на даче. Бывают случаи, когда дети из других школ смеются над нашими здоровыми учениками только из-за того, что они учатся вместе с инвалидами, — вспоминает почти со слезами на глазах директор Наталия Ивановна. — Но от этого никто не застрахован».

Начать инклюзию школе предложил районный отдел образования. Директор долго взвешивала, идти ли на такие риски. «Я волновалась, чтобы эти дети не убежали на второй день в свои квартиры и не остались опять изолированными. Было важно, как отнесутся к этому наши педагоги, родители и ученики. Да и до начала нового учебного года оставалось всего две недели».

В конце концов, решение о внедрении инклюзивного образования было принято, хотя сама школа к этому не была готова. Не было сделано ни пандусов, ни удобных заездов в классы (детям на колясках мешали высокие пороги). Поэтому сначала первоклассников заносили в школу на руках, таким же образом переносили по лестнице.

Чтобы школа стала полностью безбарьерной для особенных учеников, нужно провести реконструкцию. Такой проект в школе уже есть, родители и ученики очень ждут его реализации. Ведь он предусматривает появление лифта, а также ремонт в школьном туалете, где должны исчезнуть высокие пороги, а умывальники установят на такой высоте, чтобы было удобно подъехать в коляске.

«К НАМ ПРИЕЗЖАЮТ УЧИТЬСЯ ИЗ РАЗНЫХ РАЙОНОВ КИЕВА. ДАЖЕ ИЗ БОРИСПОЛЯ И ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ СЕМЬИ ПЕРЕЕЗЖАЮТ...»

Требовала изменений и сама система обучения. Когда школа только стала на путь инклюзии, никаких стандартов и законов еще не было. Как рассказывает Наталия Ивановна, приходилось самостоятельно изучать зарубежный опыт и на его основе разрабатывать свои нормативы, которые уже сегодня официально признаны и утверждены МОН.

«Согласно нормам, в инклюзивном классе должно учиться 12—15 детей, из них треть — ученики с особыми потребностями. Кроме учителя на уроке работает ассистент, который помогает особенным школьникам либо что-то дописать, либо рассказать во время урока, — продолжает Наталия Кравчук. — Также должна быть няня, которая поможет покормить детей, помыть пол и тому подобное. В настоящий момент мы только подходим к этой схеме работы. Сейчас ассистентами подрабатывают студенты третьего-четвертого курса, потому что своих педагогов нам не хватает. Я называю наших учителей героями, ведь чтобы провести урок в инклюзивном классе, необходимо действительно иметь незаурядное мужество и ответственность».

Также в школе работает психолог, социальный педагог, логопед и специалист по лечебной физкультуре. Ведь учебная программа для детей-инвалидов включает обязательные занятия ЛФК, а также коррекционные занятия по физическому или умственному развитию. В остальном нагрузки для всех учеников — одинаковые.

«В настоящий момент есть законодательная база, которая предусматривает, что каждый ребенок по месту проживания может ходить в школу, дирекция обязана принять его на учебу, — комментирует директор. — Но к нам приезжают учиться из разных районов Киева, даже из Борисполя и Одесской области семьи переезжают, потому что, к сожалению, многие школы начинают инклюзию, но когда заканчивается финансирование, заканчивается и инклюзивное обучение».

«ПОСЛЕ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ С ОСОБЕННЫМИ УЧЕНИКАМИ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ДОБРЕЕ И МИЛОСЕРДНЕЕ»

Результаты совместного обучения здоровых детей и учеников с проблемами здоровья — поразительные. Особенные дети имеют возможность посещать кружки, которые действуют при школе, принимают участие в школьных спектаклях и конкурсах. Многие ученики пишут стихи, рисуют картины, занимаются спортом, есть и такие, которые уже имеют звание мастера спорта по плаванию, хотя ходить самостоятельно не могут. Меняются в лучшую сторону и здоровые ученики.

«Я заметила, что после совместного обучения с особенными учениками здоровые дети становятся добрее и милосерднее, они по-другому относятся к дедушкам и бабушкам, понимают, что другим нужно помогать. Вот какая интересная мораль совместного обучения, — рассказывает директор. — У детей с особыми потребностями меняется подсознание, когда они забывают, в каком находятся состоянии. Ведь полноценно ребенок развивается только в общении с ровесниками, никакие гувернантки или родители не дадут такого уровня развития. Если знания можно дать и в домашних условиях, то эффект от общения с ровесниками не заменишь ничем, эти дети настолько социализируются, что трудно найти другой способ для достижения таких поразительных результатов».

Вместе с детьми меняются и их родители. По словам Наталии Ивановны, все они приходят в школу с одним вопросом: что я сделал не так, почему наказан больным ребенком? «Родителям трудно физически и материально, потому что большинство мам остаются сами с такими детьми, мужья уходят от них. Вы бы видели этих мам, которые приходят ко мне без улыбки, сердце разрывается, когда на них смотришь. А через несколько лет они расцветают, становятся совсем другими», — добавляет директор.

Кстати, школа до сих пор не сменила свой статус с общеобразовательной на специализированную. Как отмечает Наталия Кравчук, сознательно не идут на такие шаги, чтобы еще со школьного порога подчеркнуть, что здесь учатся равноправные ученики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать