Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Школа должна формировать целостное мировоззрение»

Министр образования и науки Лилия Гриневич — о краеугольных камнях образовательной реформы
26 января, 19:53
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Перед интервью с Лилией Михайловной просматриваю брошюру «Новая украинская школа», где изложены концептуальные принципы реформирования среднего образования в Украине. В настоящее время это наиболее обсуждаемая тема, особенно — вторая попытка внедрить 12-й год обучения. А недавно развернулась дискуссия относительно интегрированных предметов в предложенных для обсуждения типичных планах для старшей школы. Например, биологию, географию, астрономию, экологию, физику и химию, если они не являются профильными, предлагают преподавать в рамках одного предмета «Человек и природа». Люди обеспокоены, получит ли достаточно знаний ребенок в новой школе. Впрочем, министр образования заверяет, что естественно математические предметы и специальности — в приоритете, как и развитие STEM-образования (аббревиатура STEM  расшифровывается как «наука, технологии, инженерия и математика»).

Когда мы в редакции обсуждали вопросы к Лилии Гриневич, решили в разговоре с ней акцентировать внимание на гуманитарном образовании, в частности на роли философии в школе. О важности преподавания этой науки именно школьникам не раз говорил наш автор, философ Андрей Баумейстер. А своими просветительскими инициативами мы давно стараемся поднять планку гуманитарных знаний в стране, например, благодаря Библиотеке «Дня», проекта, которому в 2017 г. исполняется 15 лет. Сама Лилия Гриневич в разговоре с участниками Летней школой журналистики «Дня» (кстати, еще один наш давний образовательный проект) в прошлом году говорила относительно нашей Библиотеки: «Как министр я часто пропагандирую эту литературу и считаю, что это наработка, где сосредоточено то, что должен знать каждый человек с высшим образованием» (материал «О радости познания...» №138-139 за 5-6 августа 2016 г.). Итак, о содержании и смысле Новой украинской школы, о том, как будут готовить родителей и учителей к ее внедрению — в разговоре с министром образования и науки Лилией ГРИНЕВИЧ.

***

ОБЩЕСТВО КАК СТРАХОВКА ДЛЯ РЕФОРМЫ

— Хотя правительство утвердило концепцию Новой украинской школы, Верховная Рада еще должна принять закон «Об образовании», который сейчас готовится на второе чтение. Чувствуете ли сопротивление его принятию? Когда можно ожидать, что этот проект будет проголосован?

— Новая украинская школа является концепцией, буквой закона она отображена в проекте закона «Об образовании». Но в любом случае мы уже начали ее реализацию и в частности работаем над стандартом. В настоящий момент в парламенте есть разные мнения, например, слышим голоса против 12-летнего обучения, но суть изменений — не дополнительный год, а переход от школы, где только транслируют и воспроизводят знания, к школе компетентностей. Независимо от того, как быстро будет принят закон, нам необходимо обновлять содержание образования. Это содержание должно быть осовремененным и направленным на потребности людей в ХХІ веке. Сейчас мы работаем над детальным планом внедрения реформы и заинтересованы в принятии закона, потому что он содержит ряд важных положений, которые помогут лучше реализовать новации.

Насколько мне известно, к этому законопроекту есть более тысячи поправок. Это огромная работа, которую нужно провести комитету Верховной Рады по вопросам науки и образования. Мы как министерство готовы помогать, потому что необходимо, чтобы закон приняли в первом полугодии. Это даст возможность закладывать средства в бюджет 2018 года на ряд мероприятий, которые имеются в данном законе и будут создавать почву для реформы.

Относительно внедрения 12-летки в школе разные эксперты отмечали в беседе с «Днем», что чрезвычайно важная вещь — коммуникация по поводу реформ. Как вы планируете проводить «разъяснительную работу», в частности с родителями, относительно этого нововведения?

— Коммуникация, действительно, очень важна. Собственно, для этого концепцию Новой украинской школы и оформили в виде популярного документа, доступного всем на сайте министерства. Кроме того, я как министр стараюсь максимально пропагандировать и рассказывать об идее новой школы. Нам не нужен 12-й год обучения как самоцель. В школе, которую имеем в настоящий момент, абсолютно не стоит удлинять обучение до 12 лет, потому что она только пичкает детей знаниями, в основном, теоретическими. Из-за этого дети теряют интерес к учебе, а очень часто и свое здоровье. Мы ставим новые цели для школы, а именно — дать детям компетентность ХХІ века. Понятие компетентности включает не только знание, но еще и умение применять их для решения личных и профессиональных проблем, а также возможность выработать отношение к разным ситуациям на базе ценностей. Ведь информации сейчас очень много, школа перестала быть единственным местом, куда люди ходят за знаниями. Поэтому вопрос в том, чтобы научить детей, как искать необходимые знания, как критически оценивать информацию, как ее использовать. И для этого нужно обучать другими методами.

Когда учитель приходит в класс и просто транслирует информацию, а дети должны ее повторить, это требует гораздо меньше времени, чем когда ученик проводит эксперимент, делает коллективный проект, должен аргументировать свою позицию и научиться ее защищать. Чтобы дети получили все компетентности — информационные, касающиеся иностранных языков и критического мышления, гражданское образование, экологическую компетентность, математическую грамотность, а еще, чтобы мы развивали STEM-образование — учебного времени нужно больше. С этой целью внедряется 12-й год обучения.

ЗНАМЕНИТЫЙ УКРАИНСКИЙ ПЕДАГОГ ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ ГОВОРИЛ: «ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ — ВОСПИТАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ». У НОВОЙ УКРАИНСКОЙ ШКОЛЫ, СРЕДИ ПРОЧЕГО, БУДЕТ ПОДОБНАЯ ЗАДАЧА. ПО СЛОВАМ ЛИЛИИ ГРИНЕВИЧ, ШКОЛА ДОЛЖНА СТРЕМИТЬСЯ ВЫЯВИТЬ ТАЛАНТ КАЖДОГО РЕБЕНКА, ВЕДЬ ЭТО ФОРМИРУЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СТРАНЫ, ЕЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ. НА ФОТО — СРЕДНЯЯ ШКОЛА В СЕЛЕ ЛЕТКИ БРОВАРСКОГО РАЙОНА КИЕВСКОЙ ОБЛАСТИ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «ДЕНЬ»

Если в первый класс новой школы дети пойдут в 2018—2019 учебном году, 12-й год появится лишь в 2029—2030-ом. Замечаю это для критиков, которые говорят, что нет денег на 12-й год образования.

В настоящий момент мы работаем над формированием коммуникационной стратегии Министерства образования и науки относительно Новой украинской школы. Стремимся понять, как объяснить эти идеи всем заинтересованным группам и, главное, правильно донести план внедрения такой системы. Поскольку эта реформа — на десятилетия, а за такое время может измениться несколько правительств и парламент, нам важно ее продолжение. Считаю, что главным гарантом длительности реформы независимо от того, придет ли новое правительство, является поддержка общества. Поэтому для нас важна солидарность в этом вопросе родителей, общественных организаций, педагогического сообщества. Мы должны не только разъяснить особенности реформы, нужно обеспечить солидарное давление общества для ее поддержки.

«Я ПРОТИВ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПРЕДМЕТОВ В ШКОЛЕ»

Вы вспоминали об экспериментах, исследованиях в Новой украинской школе. Это требует технической базы. Что делается для ее обеспечения? Потому что в нынешних школах оборудование тех же лабораторий «хромает», если оно вообще есть.

— Мы начали соответствующую работу. В прошлом году мы поставили в опорные школы в сельской местности кабинеты по физике, химии и биологии на 300 миллионов гривен. В этом году на закупку таких кабинетов мы выделили еще 300 миллионов гривен.

Сегодня обучение, которое базируется на моделировании экспериментов, возможно также через программные средства обучения. В 2016 году мы приобрели в почти 2500 школ Украины 23 000 компьютеров. Они предоставлены нам в рамках соглашения с Китаем и имеют очень хорошее качество. Главное — на всех этих компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение, которое можно использовать в учебном процессе. Все это является планомерными шагами для создания новой учебной среды.

Вопрос, который системно поднимает «День», — философия в школе. С сентября прошлого года эту науку преподают в школах Ирландии. Недавно президент Ирландии Майкл Хиггинс заявил, что такая практика позволит сформировать живую и человечную демократическую культуру. Философия дает человеку умение осмысливать достижение научного прогресса и грамотно ими пользоваться. По вашему мнению, какое место философии в Новой украинской школе? И какое значение в ней гуманитарного блока?

— Школа должна сформировать целостное мировоззрение человека. Поэтому элементы философии обязательно должны быть в современном составе образования. Но я против увеличения количества предметов в школе. У нас и так самая многопредметная школа, где дети одновременно изучают 19 предметов. Им трудно, особенно в старшей школе, сконцентрироваться на том, что нравится. Поэтому мы должны идти не путем создания новых предметов, а интегрировать в учебную программу соответствующие тексты и задания, направленные на формирование определенных компетентностей, в частности на формирование мировоззрения. Ведь мы можем идти путем предоставления для чтения соответствующих хороших текстов, которые используются при изучении естественных или общественных предметов, истории и тому подобное, и так формировать картину мира выпускника украинской школы.

Что в этом контексте означают предложения в типичном плане для 10—11 классов, выставленном МОН на общественное обсуждение, где естественные науки объединяются в один курс?

— Ученики старшей школы хотят сосредоточиться на предметах, которые будут им нужны, чтобы продолжать учебу в вузах. Они не могут одновременно изучать 19 предметов по два-три часа в неделю. Мы должны предложить гибкий план, когда часть обязательных предметов будет не очень большим. В предложенном МОН учебном плане 40% учебного времени школа имеет на выбор. То есть заведение само решает, какие профильные предметы выбрать и какие курсы внедрить для углубления профиля. Например, если это естественный профиль, то к часам, указанным в обязательном компоненте, можно выбрать пять-шесть дополнительных часов физики, химии, биологии и попредметно изучать их как профильные.

Если речь идет о гуманитарном профиле, например, вы изучаете историю или литературу, важно, чтобы вы также изучали естественные предметы, ведь без этого формирование целостной картины мира является невозможным. Много времени на это нет. Можно либо делать по одному часу в неделю каждого предмета: физики, химии, биологии, и этот час в неделю, как правило, дает отрывочные знания, которые не формируют полноценное понимание мира. Либо можно сделать целостный интегрированный курс естественных предметов — такая практика существует во многих странах, там есть курс Science (с английского — «Наука». — Авт.). Он разработан так, чтобы, например, если вы изучаете ДНК, вам одновременно давались все аспекты знаний об этом: химический состав, биологическая роль ДНК и тому подобное. Так формируется целостная картина мира, а также ядро знаний, которое даст вам фундамент, на основе которого можно будет дальше развиваться самостоятельно.

Для нас важно обеспечить в 10—11 классах свободу выбора учеником своего профиля в соответствии с его способностями и свободу выбора для школы, когда она может построить свой учебный план под определенный профиль.

Хочу всех успокоить: для нас развитие естественно-математического образования является очень важным. Это один из приоритетов Новой украинской школы. Мы предусматриваем вариант, когда к обязательному курсу вы можете выбирать не пять часов определенного предмета для углубленного изучения, а, например, по два дополнительных часа определенных предметов. Палитра выбора будет очень широкой.

Вообще мы будем пытаться стимулировать процесс увеличения количества заведений, где в старшей школе углубленно изучают естественно-математические предметы, потому что за ними — будущее.

До 30 января план для старшей школы будет на общественном обсуждении. Когда мы получим все пожелания и рекомендации, будем проводить публичные мероприятия, где примем окончательные решения и учтем все возможные модели, чтобы естественно-математическое образование только выиграло от нововведений.

«УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНЫ ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО НУЖНЫ ЭТОМУ ГОСУДАРСТВУ»

— Как будут готовить педагогов для работы в Новой украинской школе? Ведь останется работать немало людей, которые длительное время учительствовали в нынешней системе образования. Как подготовить их к изменениям? И как привлечь к преподаванию молодых, активных, амбициозных людей?

— Думаю, это самое большое и самое тяжелое задание. Мы можем обновить содержание образования, поставить в школы хорошее оборудование, но если туда не придут учителя, владеющие методами компетентного обучения, которые любят свою работу и понимают, что такое педагогика партнерства, тогда реформа не состоится.

Важно понять четкий план повышения квалификации учителей. Все учителя, которые будут брать первый класс Новой украинской школы в 2018 году, должны на протяжении учебного года пройти переподготовку, чтобы понимать, как работать по новым стандартам.

Учителя нужно мотивировать и поддерживать. Учителя должны почувствовать, что нужны этому государству. Правительство в нынешнем году поддержало наше стремление повысить уровень оплаты учителей на два тарифных разряда по тарифной сетке, в среднем заработная плата учителя вырастет на 50%. Это, возможно, еще недостаточный, но шаг навстречу учителю.

В этом году мы также выделили в системе стипендийного обеспечения специальности, на которых стипендия будет выше, чем на других. То есть на всех специальностях стипендия — 1100 гривен, а на естественно-математических и технических, в том числе для учителей естественно-математических специальностей, — минимальная стипендия будет выплачиваться в размере 1400 гривен. При этом лучшие студенты на большинстве специальностях будут получать повышенную стипендию в размере 1600 гривен, а ученики определенных специальностей — 2036 гривен.

Понятно, что работы по повышению статуса учителя еще много. И мы должны последовательно выполнять ее, если действительно хотим реформировать систему образования.

«ВЫЯВЛЕНИЕ ТАЛАНТОВ В ШКОЛЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ОСНОВЕ»

Какие механизмы поддержки талантливой молодежи должны появиться в Новой украинской школе?

— Выявление талантливых детей в школе должно быть в основе. У нас есть определенный стереотип относительно того, что означает «талантливый». Таланты бывают разные, и школа должна стремиться выявить талант каждого ребенка, потому что в каждой что-то есть. Наша школа традиционно была ориентирована на таланты, связанные с усвоением знаний, с интеллектуальным мышлением, с тем, как много кто-то может запомнить. Это школа, которая готовит будущих научных работников или преподавателей, которые тоже смогут ретранслировать знание.

В настоящее время прогрессивный просветительский мир думает, как организовать учебный процесс так, чтобы каждый ребенок сумел на протяжении учебы в школе найти собственную самую сильную сторону, чтобы ее можно было развивать. Если человек лучше всего чувствует себя, когда танцует, и в этом может себя реализовать, в средней школе должны быть инструменты, чтобы это выявить. Это требует перестройки образовательного процесса.

Еще с советских времен мы были настроены на то, что дети, которые приходят в школу разными, должны выполнить один стандарт и стать очень похожими. Сегодня философия другая: появляется вопрос, как усилить индивидуальность каждого человека и вместе с тем выполнить стандарт, который государство должно дать в рамках Конституции как полное общее среднее образование.

Человеческий капитал страны является наибольшим потенциалом, который мы имеем. Если мы хотим инновационного общества, кто-то должен воплощать это в жизнь. И это должны делать люди. Если не вкладывать в людей, не ставить перед собой задания внедрять новые педагогические технологии, направленные на выявление и поддержку каждого таланта, тогда мы не сможем даже мечтать об экономике инноваций.

«ВАЖНО СОХРАНИТЬ ИДЕНТИЧНОСТЬ»

Министерство образования, вероятно, меньше всего привлекало к своей команде иностранцев. В начале года появилась информация о том, что ваше ведомство усиливает сотрудничество с Польшей, Советом Европы. Как используется зарубежный опыт в реформе украинского образования?

— Мы развиваем сотрудничество со многими странами. Несколько дней тому назад я проводила презентацию для представителей посольств и разных донорских организаций, которые работают в Украине, мы рассказывали о наших приоритетах в реформировании образования.

При Министерстве образования и науки мы создали Офис реформ, чтобы в частности координировать сотрудничество с донорами. Часто у нас проводят проекты, которые воплощаются исключительно во время, пока на них есть финансирование. Потом средства заканчиваются, и ничего не остается. Любой проект в системе образования должен сопровождаться конкретным системообразующим результатом, который можно интегрировать. Мы обновили программы для 1—4-х классов, теперь нам нужно пересматривать программы 5—9-х. Мы хотим ввести в них формирование компетентностей, чего нынешняя украинская школа не делает. Скажем, формирование гражданской компетентности. В Украине было несколько масштабных проектов, связанных с гражданским образованием, но они работали, пока было финансирование. В их рамках произвели много материалов, которые теперь никто не использует. Наше задание — провести аудит этих практик, посмотреть, при изучении каких предметов мы можем использовать их для формирования гражданской компетентности. Это можно интегрировать в курсы истории, обществоведения, украинской литературы. Таким образом эти предметы не только дадут знания, но и сформируют то, что человеку нужно для жизни.

Для нас сотрудничество с иностранными партнерами важно с прагматичной точки зрения, чтобы привлечь больше средств на развитие образования в Украине. Но есть другой аспект — международная экспертиза, что также очень полезно. В образовании невозможно взять чей-то успешный опыт, например, Финляндии, и перенести его на почву нашей страны. Образовательные системы имеют сильную национальную идентичность, потому что возникают из исторического и общественного контекстов, культурных традиций, стремлений страны. Поэтому нам интересны лучшие практики и решения, которые мы можем не просто применить, а приспособить к системе, сложившейся в Украине и тоже имеющей свои позитивные черты. Мы не зря написали не просто «Новая школа», а «Новая украинская школа». Важно сохранить идентичность. Но мир глобализируется, и наши дети должны быть конкурентоспособными. А для этого они должны владеть такими компетентностями, как их ровесники, например, в Европейском Союзе.

Что бы вы хотели сохранить в Новой украинской школе из школы, условно, старой?

— Важно сохранить целостность в образовании, когда выпускник школы получает всестороннюю картину мира, а не специализируется исключительно на каком-то фрагменте предметов. Если вы гуманитарий, вы все равно должны понимать свою связь с природой, с тем, как она устроена, понимать базовую картину мира с точки зрения физики, химии, биологии. Такова политехничность образования. Это нужно сохранить, но не путем перегрузки, а выбрать ядро знаний, выстроить твердые умения, о которых я говорила, чтобы человек мог использовать их в жизни.

То, что я хотела бы сохранить не из сегодняшней, к сожалению, школы, но из украинских традиций — уважение к учителю. Когда-то в украинской традиции учитель был авторитетным лицом в обществе. Этот авторитет учителя на протяжении многих лет снижался. Мне хочется, чтобы мы смогли прийти к такому отношению к учителю, как у финнов. Как-то журналистка спросила у одного финского эксперта в сфере образования, почему в его стране так уважают профессию учителя. В Финляндии зарплата учителей не наивысшая в ЕС, но там это — чрезвычайно престижная профессия. Эксперт спросил в ответ, почему она стала журналистом. Она ответила, что хочет изменить что-то в этом мире. На что эксперт ответил: «А в Финляндии, если ты хочешь изменить мир, ты должен стать учителем». Или еще один пример: финские девушки часто отмечают, что было бы хорошо, если бы жених был учителем. Думаю, это самые яркие проявления того, как общество относится к данной профессии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать