Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Школьная «неволя»

Сможет ли новая образовательная программа после министерских поправок разгрузить учеников и сохранить учителей?
12 февраля, 10:13

Под давлением общества Министерство образования и науки таки доработает типичную образовательную программу.  Об этом заявил министр Сергей Шкарлет во время форума «Образование Украины 2021: стратегические цели и приоритетные направления», уверяя, что через неделю-две представят обновленный документ (мероприятие стало частью объявленного президентом диалога-форума с обществом, посвященного 30-летию независимости).

Как рассказывал ранее «День» (№14-15 от 28 января с.г.), общественное обсуждение типичной образовательной программы уже завершено, однако финальная версия документа стала неожиданностью для экспертов и родителей.  Вместо разгрузки учащихся средней школы программа предусматривает наоборот — рост ежедневного количества уроков, а школа, имея автономию, при прописанных в программе условиях фактически не может самостоятельно составлять свой индивидуальный учебный план на уровне заведения, класса или даже для отдельного ученика.

Впрочем, из заявления министра до конца непонятно, исправят ли эти ошибки при подготовке обновленной версии типичной образовательной программы (ТОП): «Рабочая группа довольно долго обрабатывала эту типичную образовательную программу, учитывая, что в ней сопоставляются интересы разных учителей.  Учителя биологии требуют большую нагрузку на биологию.  Учитывая, что у нас на 10 лет принята концепция STEM-образования, а это математика, информатика, физика, другие высокоточные дисциплины, акцент этих учителей смещается в сторону STEM-образования.  Художественное образование тоже ставит акцент на том, что следует уделять больше внимания гуманитарному развитию ребенка.  Поэтому обязательно должен быть баланс интересов... Удовлетворить интересы всех стейкхолдеров в полном объеме не удастся», — сказал Шкарлет во время форума.

УЧЕНИКИ ЛИШЕНЫ ВЫБОРА

Сейчас общественность может ознакомиться с первым вариантом обычной образовательной программы.  И на ее основе предлагать — что же изменить, чтобы интересы учителей и учеников были учтены максимально.  Заметим, этой осенью в школах должен начаться пилотный проект реформы Новой украинской школы на уровне базового среднего образования (5-9 классы). Ранее был утвержден государственный стандарт базового среднего образования, на его основе разработана типичная образовательная программа для 5-9 классов.  Эксперты сейчас находят ряд разногласий между тем, что предусматривает стандарт и что прописано в итоге в программе, то есть дорожной карте его выполнения.

О некоторых ключевых различиях на днях рассказали в Украинском институте будущего (УИБ): «В стандарте образования 5—9 классов указано, что реализация цели базового среднего образования основывается на следующих ценностных ориентирах: уважение к личности ученика и признание приоритета его интересов, опыта, собственного выбора, стремлений, отношение в определении целей и организации образовательного процесса, поддержка познавательного интереса и настойчивости.  Госстандарт не предусматривает деления на предметы, зато есть образовательные сферы — это значит, что разработчики образовательных и учебных программ смогут как воплощать определенную учебную отрасль через отдельный предмет, так и комбинировать их для интеграции.  Однако в части образовательных экспертов, родителей и педагогов, которые последовательно работают с НУШ, вызывает беспокойство, что заложенная в ТОП структура учебного плана фактически возвращает фиксированное разделение на предметы и увеличивает общий объем учебной нагрузки для заведений с обучением на украинском языке.  Это практически лишает учеников возможности делать выбор и сужает спектр проявления познавательного интереса».

Если проще, то как были нагружены ученики уроками и домашними заданиями, так и останутся.  Только вместо предметов теперь будут изучать образовательные сферы, например, языково-литературную, математическую, естественную, художественную — всего их девять.  Так, языково-литературная объединяет украинский язык и литературу, зарубежную литературу, иноязычное обучение и второй иностранный язык, язык и литературу коренного народа или язык национальных меньшинств (для классов с обучением на языке коренных народов или языке нацменьшинств).

В рамках образования учителя должны создавать интегрированные курсы, как в младших классах НУШ, к примеру, тему птиц изучают и на математике, и на языке, и на условном естествознании (сейчас это курс «Я исследую мир»).  Вместо объединения и творческой кооперации каждый начал переживать за количество своих часов, потому что это — заработная плата педагога. К сожалению, эту тенденцию пока никто не изменил. Поэтому и начинается борьба учителей за свои часы, что для школьников обернется семью или восемью уроками каждый день.

«В 5—6 КЛАССАХ ФОРМИРУЕТСЯ ЛИБО МОТИВАЦИЯ, ИЛИ ОТВРАЩЕНИЕ К ОБУЧЕНИЮ»

В Украинском институте будущего проводили исследования среди родителей по погрузке школьников 5—9 классов.  В одном из ответов говорится: «У детей по 7—8 уроков ежедневно, и все разные, подготовка к каждому дню не может быть полноценной, потому что в 16.00 ребенок приходит со школы, ест, 1—2 часа делает дз, но за это время невозможно изучить  7 предметов, затем плавание, через три часа возвращается в 21—22 домой уставший, ужинает и снова садится за дз.  Ребенок очень устает, поэтому я сама делаю ему выходной посреди недели».

Фактически такие же условия обучения сохранятся и в дальнейшем.  Николай СКИБА, эксперт по образованию и навыкам XXI века УИБ, отмечает, что именно в 5—6-х классах у детей или закладывается мотивация к обучению, или наоборот — формируется отвращение к науке, к чтению, и все, что происходит, делается вопреки, с трудом: «Тогда в зрелом возрасте приходится это наверстывать.  Поэтому вопрос программы средней школы — это вопрос, каким будет общество через 10—20 лет.  Базовая школа — это период, когда закладывается основа будущей личности.  Есть утвержденный стандарт, который из года в год открывает больше возможностей, но педагоги в школах имеют дело именно с программами, на их основе формируются программы учебных заведений.  Типичная образовательная программа станет канвой, по которой будет шиться обучение в школах в масштабах Украины».

К дискуссии в УИБ, посвященной типичной образовательной программе, подключилась народный депутат, секретарь комитета по вопросам образования науки и инноваций ВРУ Наталья Пипа.  По ее словам, в комитете еще нет единодушного решения, как лучше прописать новую программу, в которой должны быть предусмотрены и финансовая грамотность дирекции школы, и больше автономии, и наполнение обязательными предметами.

Зато образовательный омбудсмен Сергей ГОРБАЧЕВ советует продолжить общественное обсуждение ТОП, соответствующее письмо он направил в Минобразования: «Реакции на письмо пока нет, я хочу понять мотивацию, зачем, простите, «напихали» столько детям работы, что и взрослый человек не имеет.  Поэтому надо установить, что для 5—6 классов 5 уроков в день — это максимум, вполовину уменьшив нагрузку, а 50% часов действительно дать на вариативную составляющую.  Потому что в том виде, как есть, это просто убивает детей и автономию учебных заведений, поскольку не дает возможности построить гибкую образовательную программу.  И МОН должно провести широкое общественное обсуждение, обобщить все поступившие предложения, размесить на сайте о них информацию и дать аргументированные ответы».

«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛА УПРАВЛЕНЦЕМ, Я БЫ ЗАБЫЛА О КОНТРОЛЕ ЗА ШКОЛОЙ»

Чтобы высвободить учеников от урочного «ига», в рабочей группе по учебно-методическому сопровождению НУШ рассматривают вариант создания так называемых минимальных типичных учебных планов (этот документ является частью ТОП).  Как пояснил координатор группы Роман ШИЯН, школа может подготовить свою модельную программу обучения за месяц, которая будет отвечать всем требованиям, написанным в образовательной сфере.  Заведение может вычитать в рамках этой программы все обязательные предметы, высвободив таким образом резервное время за счет вариативных уроков.  Но как это будет работать на практике, пока трудно представить.  Школы еще не привыкли к обещанной в законодательстве гибкости и самостоятельности.

Светлана ОЛЕКСЮК, директор общеобразовательной школы №5 в г. Киеве (заведение славится как раз тем, что учителя не боятся экспериментировать, воплощают новые подходы к обучению и в пилотных классах НУШ, и в еще не реформированной средней и старшей школе), тоже имеет немало вопросов к  предлагаемой МОН типичной образовательной программе для 5—9 классов: «Первое — это ученик, в 5—9 классе он чрезвычайно перегружен.  И мотивировано перегружен.  Одно дело, когда ученик выбирает себе предметы, которые помогают сориентироваться в будущей профессии, дают допрофильную подготовку, тогда он знает, для чего это нужно и где он сможет использовать свои усилия.  Я вижу ученика 5 класса, который должен естественно завершить свой рабочий день в школе где-то в 13.00, поесть, погулять, сходить на кружки, секции, клубы.  Это означает, что у него мы все можем украсть часть детства, где есть развитие и познавательный интерес».

 «Второе — если смотреть на это учебное более с точки зрения учителя, то каждый посмотрит на ТОП так: сократится обучение, а некоторые посмотрят с точки зрения кооперации, интеграции предметов.  Мне бы хотелось, чтобы для каждого учителя был повод задуматься, как можно творчески интерпретировать учебную программу, с кем объединиться, подать свою авторскую программу.  Я не вижу таких возможностей, потому что диктатом в этом документе выступают образовательные сферы, которые мы не можем не изучать, — добавляет Светлана.  — Если бы я была управленцем, я бы забыла, что когда-то существовал контроль, а стоит доверять институции, которой родители доверяют самое ценное.  Я бы принял решение относительно минимального количества часов, которые гарантирует школа, и тогда бы школа получила возможность сформировать собственные учебные программы.  Я бы создала особую стратегию коммуникации, чтобы объяснить родителям, для чего эти документы.  Ведь принятие стандарта и законов о среднем образовании является основанием для того, чтобы у нас возникло и формировалось многообразие внутри национальной образовательной системы.  И каждая школа лучше знает, в чем ее особенность.  Давайте поддержим школу, учителя, родителей и детей, которые заслуживают того, чтобы иметь лучшее».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать