Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Симптомы» непрожитой истории

Известные французские психоаналитики — о том, почему украинцам нужно срочно проговорить все свои исторические травмы, ни в коем случае не считать себя жертвами агрессии и правильно выбирать символы
20 июня, 11:36
«НУЖНО НАЗЫВАТЬ СВОИМИ ИМЕНАМИ ВСЕ ПРОЦЕССЫ, КОТОРЫЕ НАНОСЯТ ТРАВМЫ НАРОДУ, НО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ЖЕРТВОЙ», — ГОВОРЯТ ПСИХОАНАЛИТИКИ / ФОТО РЕЙТЕР

Традиционно Международный институт глубинной психологии приглашает в Киев для обмена опытом и учебы известных мировых специалистов в области психотерапии. На этот раз, кроме рабочих моментов, не обошлось без обсуждения войны между Украиной и Россией. Правда, слово «война», кажется, так и не прозвучало. Но последователи Фрейда и Лакана сами говорят, что нужно называть вещи своими именами... По словам психоаналитика, основателя Международного института глубинной психологии Светланы Уваровой, «сегодня в нашей стране рождается нечто новое — страна желает жить так, как живут европейские страны, и поэтому нам важно услышать мнение европейцев со стороны».

— Цель любого человека — найти свое счастье. Мы видим, что общество противостоит этому. Причина — проста: мы не понимаем, что для счастья нужно считаться с другим. Например, если у меня, европейца, будет полный успех; если мне удастся заткнуть всех, кто не имеет возможности быть счастливым, то это... кризис, а не счастье, — считает доктор психологии, профессор клинической психопатологии Университета Ниццы Серж ЛЕСУР. — Если мне, европейцу, получится заткнуть всех тех, кто хочет быть русскими, значит, я стану убийцей. Обязательно. Но так же, если я русский и хочу, чтобы все европейцы заткнулись, таким же образом я тоже стану убийцей. Я хочу напомнить, что во Франции для торжества демократии срезали головы всем аристократам, начиная с короля. А для того, чтобы защищать свободу нашей новой республики, нам пришлось сделать две мировые войны. Поэтому, что касается убийств других, мы очень многое можем сказать... Опасно навязывать другому свое желание. Потому что другой может со своей стороны навязывать свое, и я рисскую тем, что меня могут убить, поэтому нет возможности быть счастливым без другого. И без границ, которые имеются у этого другого. И я должен считаться с этими границами... В том моменте, где психоаналитическая этика встречается с политикой, она говорит о том, что из моего врага я должен сделать друга. Это не значит, что я его должен любить. Но мне нужно научиться с ним жить.

 «В ТОЙ РЕАЛЬНОСТИ, В КОТОРОЙ ОКАЗАЛАСЬ  УКРАИНА, ТОЛПА МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ СДЕЛАТЬ ВСЕ ЧТО УГОДНО...»

Психоаналитики сходятся во мнениях, что во время диктатуры и тоталитаризма психоанализ, как и искусство, — практически невозможны. Потому что они предполагают свободу мысли и слова. Иначе — кризис самовыражения. Так как же из него «правильно» выходить, и есть ли рецепт?

— Что такое кризис? Мы часто имеем с этим дело: семейные пары, группы, конфликты на межнациональной почве. Конфликты открывают мечты человека. При этом мы видим, что мечты могут противоречить сами себе. Также мы можем утопически мечтать о другом мире, иногда — о деструкции мира. Важный вопрос — какое место занимает эта мечта в жизни. Потому что иногда деструктивные мечты отдельных личностей приводят к насилию и геноциду. В той реальности, в которой оказалась Украина, сегодня масса, толпа, может позволить себе сделать все, что угодно, — объясняет профессор клинической психопатологии в Страсбургском университете, психоаналитик, эксперт Международного уголовного суда в Гааге Клод ШОДЕР. — Психоаналитик ответственен и в индивидуальном режиме, и на уровне группы: он может показать людям, что они делают, что происходит. Когда психоаналитик понимает, что процессы, происходящие в стране, могут быть смертоносными, он ответственен за то, чтобы расшифровать механизмы, которые захватывают людей. Когда психоаналитик не занимается этим, то либо он погибает в этих условиях, либо вынужден уехать, либо стает соучастником тоталитарного режима. И тогда он теряет право называться психоаналитиками — как это происходило в Аргентине и во время нацистского режима.

Специалисты говорят про один феномен, который очень часто встречается при работе как с отдельными личностями, так и целым народам. Это — вытеснение: когда индивид (народ) забывает про пережитую травму (вытесняет, потому что больно вспоминать). Но травма никуда не девается — она напоминает о себе в самых неподходящих моментах. Такие «напоминания» называются симптомами. Французские психоаналитики объясняют это на примере своей нации.

— Во Франции наблюдается симптом под названием «Национальный фронт», который сейчас является частью правительства. Это — партия, которая ненавидит арабов и евреев. Я думаю, причина в том, что во Франции мы никогда не говорим о нашей секретной войне в Алжире. Мы никогда не говорим о страданиях и боли, которые пережили люди из-за нас... Я сейчас живу в Ницце, где много алжирцев и арабов, и я вижу, что арабы остаются для французов врагами. Потому что мы не смогли проговорить то, что произошло, — считает Серж ЛЕСУР. — Я думаю, что в обществе существует ответственность психоанализа за то, сумет ли нация разобраться в этих вопросах. Во всяком случае, нужно позволить, чтобы историки, социологи, этнологи и психоаналитика проработали эти вопросы — чтобы снять вытеснение, которое провоцирует симптом... Еще одно событие, которое оставило на мне большой отпечаток, — что до 60-й годовщины Второй мировой войны на памятниках в Эльзасе не было имен солдат, убитых на фронтах. И нужно было прождать 60 лет, чтобы они появились, чтобы вспомнили жителей Эльзаса, погибших от немцев. А до этого их как бы не существовало.

 ЛЮБАЯ ЖЕРТВА  ПРИТЯГИВАЕТ К СЕБЕ  АГРЕССОРА

По мнению и французских, и украинских психоаналитиков, кризис, который существует сегодня между Украиной и Россией, имеет и позитив: «он позволяет украинскому народу и народам, которые проживают в Украине, столкнуться с собственным вытеснением», считают специалисты. То есть иметь дело со страницами истории, которые «болят», которые остаются у нас не проговоренными. И если Светлана Уварова сказала, что хочется увидеть и услышать мнение со стороны, то вот как видит наше вытесненное Серж Лесур:

— Каждый день я иду по одной и той же дороге, которая ведет от гостиницы «Салют» к этому институту. На протяжении многих лет на пути, который уже хорошо знаю, я открыл для себя мавзолеи войны 1939—1945 годов, также мавзолей афганской войны. Но впервые в этом году я увидел Мемориал жертвам Голодомора 1932—1933 годов. Я знал, что это было, я знал, что это такое, но все же я почувствовал, что это — ваше вытесненное. Как будто некие слова не могли быть сказанными: Голодомор. И за ним — репрессии, истребление, погромы, эксплуатация, нищета...

Тем, кто далек от психологии, сложно связать воедино, какое отношение имеет Голодомор и репрессии к нынешней войне с Россией? Более того, эта тема — тема истребления украинского народа, Голода 1932—1933 годов — часто вызывает отторжение, агрессию. Вот это и есть симптом.

Психоаналитики считают, что часто вытесненные страдания провоцируют синдром, который проявляется как ненависть. К себе — в том числе. Также — неуважение, обесценивание. Пострадавшие (и их наследники) живут с психологией жертвы. Соответственно, любая жертва притягивает к себе агрессора. Но «если мы будем страдать и считать другого врагом, а себя — жертвой, это значит — не признать те страдания, которые были на самом деле», — считает Серж Лесур. Нужно не страдать, а примириться. А это — самый тяжелый процесс в жизни, но он необходим.

 «ЛЮДЬМИ РУКОВОДЯТ  СИМВОЛЫ»

— Часть прошлого Украины сейчас возвращается из вытесненного, — говорит профессор клинической психопатологии Университета Ниццы, психоаналитик Клод ЕСКАНД. — Вытесненное часто является коллективным. Я думаю, что СМИ и пропаганда обладают этой способностью: выявлять коллективное вытесненное, проговаривать его и организовывать. История уже продемонстрировала, что СМИ могут помочь обществу поднять то, что было вытеснено. Историки, социологи, психоаналитики и психологи могут поучаствовать в этих процессах — либо в индивидуальной работе, либо в отношении всего общества, народа. Мы наблюдали это на примере многих стран, это — серьезная, большая работа. Потому что коллективное сопротивление — сложнее, его сложнее преодолеть. В послевоенный период Германия проделала огромную работу с тем, чтобы все ужасы войны не были вытеснены, чтобы немцы не поддались истории вытеснения, как это случилось у других стран-участниц Второй мировой войны.

Украинская история — очень красноречива в отношении вытесненного. И то, что только недавно у нас начался «ленинопад», — тоже часть работы этого вытесненного, считают эксперты. Правда, французы-психоаналитики предупреждают, что на месте снесенного памятника обязательно появится новый памятник. И только от нас зависит, кто заполнит пустое место. И над этим нужно думать уже сейчас, потому что «людьми руководят символы».

«Не забывайте подписывать памятники умершим, погибшим. То есть называть своими именами процессы, которые, как гангрена, нанесли увечья вашему народу», — подытожил Клод Шодер.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать