Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Символ русского балета

«Лебединое озеро» Чайковского в исполнении артистов Большого театра России едет в Киев
12 декабря, 00:00

Главный балет русской, если не всей мировой сцены — «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского — был многострадальным. После провала постановки Рейзингера в Москве 1877 года в Питере он появился лишь в 1895-м. Петипа доделал балет, обходясь с музыкой не слишком бережно. Но спектакль состоялся и стал самым популярным в мировом хореографическом репертуаре. Потом были и другие хореографы, породившие бесчисленное количество переделок и редакций. Юрий Григорович был не первым. Но он внимательней других, после Льва Иванова, вслушался в понимание композитором сказки немецкого писателя. Первую версию Григоровича 1969 года — запретили. С тех пор, много лет, на сцене Большого театра шел своеобразный эклектический плод коллективного творчества, к тому же складывавшийся в разные годы (первая картина — Александра Горского, вторая — Льва Иванова, четвертая — Асафа Мессерера) и в результате утративший всякое подобие единого смысла и стиля. Смысл вносили лишь великие балерины — Марина Семенова и Майя Плисецкая, а без них «Лебединое озеро» оказывалось всего лишь наивной сказкой, но при этом грубо-реальной, в духе балетной эстетики довоенной поры, подчиненной требованиям псевдореализма. Лишь Григорович прочел балет как единую художественную структуру, в которой все перекликалось, отчего емкость произносимого возрастала и смысл стал отчетливее. В балетоведческой же литературе укоренилось совершенно справедливое мнение, что первая редакция Юрия Григоровича 1969 года была запрещена из-за того, что хореограф вернул, согласно Чайковскому, трагический финал… Тем не менее эта постановка вошла в историю как новация, скандал, сенсация.

Более тридцати лет прошло, прежде чем Юрию Григоровичу удалось сполна воплотить на сцене Большого театра то, что было задумано на исходе хрущевской оттепели. Премьера последней редакции балета состоялась 2 марта 2001 года.

А 20 и 21 декабря 2003 года в Национальной опере наконец, и украинская публика увидит этот легендарный балет. Агентство «Эдвайс», впервые после 1954 (!) года, представит нам полноценные гастроли балетной труппы Государственного академического Большого театра России со спектаклем «Лебединое озеро» П. Чайковского в постановке Юрия Григоровича, в сопровождении Симфонического оркестра Национальной оперы Украины, дирижер Александр Копылов (Большой театр, Москва). Главные партии исполнят звезды Большого театра России: народные артисты России Андрей Уваров, Надежда Грачева, Галина Степаненко. Гастроли организованы в рамках Года России в Украине — благодаря содействию Посольства Российской Федерации в Украине, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Украине Виктора Черномырдина.

Балет Чайковского в постановке Григоровича — о том, что все мы платим за свои ошибки. Лебедь-Одетта погибает в руках Злого гения, который олицетворяет и губительные силы, и рок героя. Трагедийно звучит музыка финала, черные лебеди, как знак беды, окружают Одетту. Такое завершение балетной сказки было невозможно в 60-е, и только сейчас хореография отражает подлинное звучание и смысл музыки. «Лебединое озеро» Юрия Григоровича — это стремительное действие, волевая режиссура, изобретательные танцы и фантастические декорации. Здесь все так сцеплено, пригнано, выстроено, что напоминает взметнувшееся ввысь, но твердо стоящее на земле изысканное архитектурное творение. Григорович создавал спектакль в содружестве с художником Симоном Вирсаладзе. В нынешней версии отреставрированные декорации и костюмы Вирсаладзе предстают во всем своем великолепии. В первом акте царствует цвет расплавленного золота, который горячим пожаром заливает всю сцену. Золото, соединяясь с основными цветами костюмов — серебряным, малиновым, бирюзовым, — производит впечатление бесконечного праздника. И тем эффектнее контрастируют со сценой бала белоснежно-белые, инфернально-лебединые эпизоды… Поистине триумфальны выступления Андрея Уварова в роли Принца Зигфрида. Его Принц поражает изысканностью манер и королевской элегантностью; он принц от кончиков ногтей до расшитого золотом колета. Во время его прыжков, в которых Уваров парит над сценой подобно диковинной белой птице, у зрителей перехватывает дыхание. А Лебедь в исполнении Галины Степаненко — личный триумф балерины. Это музыкальный, кантиленный, чуткий к полутонам танец. В нем — сдержанное благородство и понимание движения как длящегося таинства...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать