Система символов
О чарах буковинской писанки рассказывает искусствовед Татьяна Дугаева
Сейчас в нашей стране проходит Всеукраинский фестиваль писанки. К празднику Воскресения Христова в каждом областном центре будут установлены чудо-писанки, расписанные с использованием местных мотивов. Они простоят в центре городов несколько месяцев, а ко Дню Независимости их привезут в Киев. Каждую писанку положат на подводу и провезут по Крещатику от Европейской площади к Певческому полю. Именно таким будет маршрут Всеукраинского парада вышиванок. О богатстве и отличиях буковинской писанки рассказала искусствовед, член Национального союза художников Украины Татьяна Дугаева.
— Буковинская писанка — одна из самых первых тем, заинтересовавших вас как искусствоведа в начале деятельности Черновицкого областного художественного музея, который вы тогда возглавляли. И первые экспедиционно-поисковые работы тогда начались именно со сбора писанок...
— Буковинская писанка имеет свои признаки и уходит в дохристианские времена. Весной, во время, когда просыпается природа и дает жизнь цветам, деревьям, новому урожаю, проходил праздник яйца. Тогда оно входило в качестве магического предмета в обряды и символические действа язычников, связанные со встречей весны. Яйцо раскрашивали еще в те древние времена. А уже в христианский период писанка как символ жизни стала символом Воскресения Христа, атрибутом Пасхальных праздников. В течение веков обогащалась и развивалась орнаментировка писанок. И сегодня она достигла настоящего художественного проявления именно в буковинской писанке. Не случайно буковинская писанка сегодня стала настоящим произведением искусства и совершенного художественного воображения. В ней зашифрованы письмена, которые, возможно, для современного рядового человека теряют содержание, но система росписей приобрела высокий художественный и эстетический уровень. Поэтому мир не только очарован нашей писанкой, но и покорен ее красотой. А полиэтничность нашего края является источником многообразия росписи пасхальных писанок. В экспозиции Черновицкого художественного музея можно увидеть писанки разных регионов Буковины, расписанные в разной технике. Здесь есть крашенки, крапанки, скробанки, малеванки и собственно писанки.
— Какой была первая писанка?
— Вероятно, сначала появились крашенки — яйца, окрашенные в один цвет, чаще всего красный, которые у нас называют галунками. Потом крапанки — яйцо с орнаментом из точек — кружочков одного или нескольких цветов, которые выполнялись каплями горячего воска с постепенным погружением в краску. Воск растапливали и стирали. Подобный метод применялся и при создании писанки. Разница заключалась в том, что орнамент наносили писачком — тоненькой металлической трубочкой, закрепленной на патичке — держальце. Писанки писали обязательно на сырых яйцах, чтобы сохранить в них животворную силу, тогда как крашенки перед окрашиванием варили для употребления.
— Существует немало различных техник росписи писанки, какие доминируют в буковинской?
— Несмотря на то, что восковый метод более древний и получил наибольшее распространение во всех районах нашей области, по технике выполнения буковинские писанки разделяются на собственно писанки, расписанные с помощью воска, и малеванки, разрисованные кистью.
Писанка была распространена в горных районах. В южных — встречается чаще всего малеванка.
— Какие мотивы там преобладают?
— В южных районах Буковины писанку разрисовывали разными красками, как правило, анилиновыми красителями. Орнаментировка их имеет своеобразный характер. Здесь по большей части встречаются мотивы цветов, грибов, сельскохозяйственного инструмента, а также креста, отдельного цветка, ягод лесных, плодов. Само изображение на малеванках достаточно реалистично. Малеванка выглядит красочной, яркой, даже можно увидеть резкие цветовые соединения. В отличие от малеванки, писанка декорирована традиционным способом в восковой технике, писачком, воском. Например, у буковинских писанок геометрический орнамент имеет более крупные формы. Здесь преобладают полосы и розетты на темно-красном или черном фоне.
Расписывалась такая писанка слоями, в несколько приемов. Эти писанки имеют геометрический орнамент и написаны с использованием разных мотивов. Здесь есть клинья, фасольки, огурчики, грабельки, пшеничка. Чрезвычайно интересными являются космогонические мотивы росписи писанки. Это, собственно, те архаичные мотивы, которые сохранились до наших дней: изображение солнца, месяца и креста как знака не только библейского и христианского, но и как символа четырех сторон мира. Обычно у авторов писанок проявлялось большое мастерство. Например, геометрические писанки, композиция которых характерна для горных Путильского и Вижницкого районов, — это своеобразная миниатюра, произведение ювелирного искусства. Ведь сферическая поверхность яйца очень трудно поддается воссозданию определенного изображения. И можно только представить себе, какой уверенной должна быть рука у настоящей профессиональной писанкарки, чтобы искусно расчленить эту поверхность и в совершенстве, с большим вкусом подобрать цвета.
Буковинские писанки существенно отличаются по колориту. Скажем, вижницкие писанки сдержаны в цвете. Они такого приглушенного коричнево-зеленоватого, кое-где с оранжевыми вспышками цвета, приглушенного красного, много черного. Вместе с тем, писанки из путильского района более яркие. Там также попадаются белые писанки, на которых можно увидеть яркие красные и синие цвета.
В равнинной зоне любят черную писанку с большим количеством растительных мотивов. Эти писанки менее геометризированы, нежели писанки горного района. На них можем увидеть стилизованное изображение цветов, овощей, фруктов или бабочек, птичек. Довольно часто встречаются изображения не только птиц, но и священных животных: оленей, с которыми связаны древние легенды, лошадей или уток. Можно увидеть и изображение храма, креста или надписи: «Христос воскрес».
Считается, что небрежно расписанное яйцо божественной силы не имеет. Такой подарок мог обидеть. Не разрешалось дарить писанку тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарили писанки и тем, с кем семья не хотела поддерживать родственные связи. Писанками нельзя было поминать умерших. Для разговения, поминок и ритуальных игр служили крашенки. А писанками и крапанками обмениваются, одаривают, проявляя свою благосклонность.
Выпуск газеты №:
№66, (2012)Section
Общество