Скандал в Нюрнберге вокруг матрешек из Харькова
Повезет ли город-побратим на следующую рождественскую ярмарку в Германию действительно украинскую продукцию?В декабре 2015 года харьковчане с удивлением узнали, что в город-побратим Нюрнберг на популярную Рождественскую ярмарку харьковские бизнесмены и чиновники направляют от Харькова ... матрешки. По информации украинской диаспоры в Германии, этот «украинский сувенир» продает в Германии местный землевладелец и коммерческий директор парка им. Горького Андрей Шаптала уже восемь лет, и за два года после Революции Достоинства и военной агрессии России харьковская сторона не изменила ассортимент имиджевой продукции.
«ВОЛНА ВОЗМУЩЕНИЯ В ГЕРМАНИИ НАРАСТАЕТ»
Однако в Нюрнберге матрешки и другие русские сувениры на украинском лотке вызвали мощную волну возмущения как среди представителей украинской диаспоры, так и среди этнических немцев и иностранных туристов, посещающих ярмарку. В декабре 2014-го, а особенно в 2015 году, группа немецких активистов, среди которых есть представители разных национальностей, развернула настоящую борьбу за то, чтобы в Германии были представлены именно харьковские художники, украинские товары и производители. Только на протяжении первого месяца 2016 года после окончания последней рождественской ярмарки в Харьковскую городскую администрацию и городским властям Нюрнберга был направлен РЯД коллективных писем с сотнями подписей и обращений, а количество индивидуальных писем «не сосчитать», сообщает Ольга Котик, гид и писательница из Нюрнберга. Ольга подчеркивает, что до Евромайдана немцы считали Украину частью России, однако после событий зимы 2013-2014 года все коренным образом изменилось. «Сами немцы и иностранные туристы ждали от харьковской палатки на Рождественской ярмарке вышиванок или писанок, и были в шоке, когда увидели матрешек! Мне о «странных сувенирах» на харьковском лотке сообщил именно немец, я этого не знала. Он прибежал ко мне и сказал: «Как такое может быть?». Ведь, во-первых, матрешки не являются частью украинской культуры, а во-вторых, это символ страны-агрессора», — вспоминает Ольга. Писательница подчеркивает, что волна возмущения в Германии нарастает, в интернете активная группа насчитывает несколько сотен человек, среди них есть пожилые люди, которые пережили мировую войну, и они просили принести домой им заявления против матрешек, чтобы поставить свои подписи и не пустить российский символ на ярмарку. Также к деятельности присоединились представители общества украинцев Франконии, которые известны своей поддержкой больных детей и помощью участникам АТО.
«Матрешка — это русская кукла, которая во всем мире является лицом России. Нюрнберг — не маленький городок, это крупный туристический центр, здесь миллионы людей видят выставку, и по всем континентам распространяется месседж, что Украина остается под влиянием России, — взволнована 48-летняя учительница музыки из Нюрнберга, бывшая харьковчанка Елена Фартушняк. — Цель экспозиции рождественской ярмарки — показать специфику городов-побратимов. Все страны выставляют свои национальные изделия. И многие в декабре 2015 года подходили к харьковской палатке с желанием купить украинские сувениры, так как все следили за событиями в Украине, знали о переменах. Но там их встречала Россия».
АКТИВИСТЫ ХОТЯТ СФОРМИРОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ ПАРТИЮ СЛОБОЖАНСКИХ ТОВАРОВ
После сообщений немецких активистов в феврале 2016 года в Харькове сформировалась инициативная общественная группа с участием производителей художественной продукции, которые пытаются изменить ситуацию с матрешками. Александр Чумак, председатель ассоциации частных работодателей, и Оксана Васильева, владелец магазина «Арт-бутик», на днях собрали пресс-конференцию и пригласили всех заинтересованных харьковских производителей принять участие в рождественской ярмарке в Нюрнберге в декабре 2016-го, сформировать совместную партию слобожанских товаров. На мероприятии выставили много качественных сугубо харьковских сувениров, женских украшений, керамики, вышиванок, кукол-мотанок, которые можно продавать в Германии.
Сейчас группа уже подала заявление в комитет международных отношений при горисполкоме и в управление потребительского рынка, но удастся ли пробиться на нынешнюю ярмарку, активисты еще не знают, поэтому тендер по формированию товарной партии в Харькове не проводится, а срок подачи документов для участия в Нюрнбергской рождественской ярмарке заканчивается в конце февраля.
Интересно, что начальник департамента потребительского рынка горсовета Андрей Проскурин, который принимает решения относительно поставок в Нюрнберг, был очень удивлен скандалом в Нюрнберге и волной возмущения общественных активистов, чиновник до сих пор не понимает причины недовольства немцев. «Он реально не понимает, что такого плохого в матрешках! — подчеркивает Оксана Васильева. — Как будто ничего не слышал о военных действиях».
«ДО СИХ ПОР НЕЯСНО, КАК ПРОВОДИТСЯ КОНКУРС»
«Нужно эти матрешки просто запретить на официальном уровне, потому что это позор Харькову и всей Украине! — отмечает художница Наталья Висягина. — В Харькове много уникальной продукции, и несложно сделать сувениры специально под эту выставку». С ней соглашается дизайнер Ольга Сенькина и другие художники, которые могут представить Харьков в Нюрнберге. «Харьков — это город, где Академия дизайна и искусств выпускает десятки и даже сотни прекрасных мастеров ежегодно. Создать харьковский сувенир целой линейкой — это дипломное задание для двух-трех дизайнеров», — уверен харьковский дизайнер Слава Леонтьев. Но пока что непонятны условия, при которых простые производители могут присоединиться к конкурсу: дело в том, что открытого тендера для формирования имиджевого представительства Харькова в Нюрнберге никогда не существовало, поэтому сначала надо его организовать.
Председатель постоянной комиссии городского совета по вопросам международного сотрудничества и имиджевых проектов Тарас Ситенко не исключает, что матрешки попали в Нюрнберг с помощью коррупционных схем, но также считает это результатом халатности общества и чиновников. «Я собираюсь выяснить, на каких основаниях предоставляют место на этой ярмарке. До сих пор неясно, как проводится конкурс. Необходимо прописать условия нового конкурса, у нас есть рушники, одежда, керамика, и можно сделать панораму именно Слобожанской культуры», — говорит Тарас Ситенко и отмечает, что если до конца февраля не удастся подать заявку на конкурс, то нужно обратиться к нюрнбергским чиновникам с просьбой отложить срок подачи документов от Харькова, учитывая общественный резонанс.
В то же время Александр Чумак выражает опасения, что в этом году сломать коррупционную схему не удастся, поскольку написать и провести тендер на поставку можно будет только на 2017 год, а значит в декабре 2016 года в Нюрнберг могут опять поехать матрешки. Немецкие активисты со своей стороны предупреждают, что в случае очередного завоза российского сувенира онисобираются
Section
Общество